Освобождение Сергея Тихановского на какое-то время вновь актуализировало белорусскую проблематику и привлекло внимание к событиям 2020 года, одним из главных «героев» которых и был сей персонаж. В первые же дни после освобождения бывший заключенный развил медийную активность, раздавая направо и налево интервью западным СМИ и рассказывая об «ужасах» своего пребывания в белорусской тюрьме.
Судя по риторике Тихановского, никакой переоценки ценностей за прошедшие пять лет у него не произошло, и он по-прежнему намерен «шатать режим» в Минске.
Что означает освобождение Тихановского для белорусской «беглой» оппозиции и может ли он действительно представлять какую-то угрозу для Белоруссии?
Белорусский Навальный*?
Политическая биография Сергея Тихановского невольно наводит на параллели с его российским коллегой, покойным террористом и экстремистом Алексеем Навальным.
Медийную известность Тихановский получил в 2018-19 гг. благодаря роликам, разоблачающим «беспредел» белорусских чиновников, в основном провинциальных – аналогия с «антикоррупционными расследованиями» Навального очевидна.
Свою карьеру Навальный начинал с заигрываний с русским национализмом и лишь со временем сдрейфовал в лагерь либералов-западников. Во многом сходную эволюцию проделал и С. Тихановский. В 2015-16 гг. он явно пытался закрепиться на «пророссийском» фланге белорусской политики, регулярно ездил в Россию и даже угодил на «Миротворец» за посещение Крыма. Однако потом, видимо, решил, что делать карьеру в лагере «змагаров» более перспективно, и резко изменил курс.
Правда, «щирым» белорусским националистом Тихановский так и не стал и до сих пор вынужден оправдываться перед соратниками, что так толком и не овладел белорусским языком, обещая исправить это упущение в ближайшее время. Здесь уже скорее напрашивается аналогия с Зеленским, который до сих пор говорит на неродном для него украинском с явной натугой.
В 2020 г. Тихановский ринулся в президентскую гонку, развязав крайне разнузданную и агрессивную кампанию с дискредитацией действующего главы государства. Было достаточно очевидно, что основная задача Тихановского не победа на выборах, а «разогрев» улицы и подготовка к массовым беспорядкам. Тихановский должен был стать уличным лидером, расчищающим дорогу во власть более «респектабельным» кандидатам.
Однако развернуться в полную мощь Тихановскому не дали – он был арестован.
Как и в случае с Навальным, арест Тихановского неожиданно вывел на первые роли его жену. Однако если попытки сделать из иноагента Юлии Навальной* лицо российской оппозиции по итогу сложно назвать удачными, то Светлана Тихановская оказалась намного более успешной благодаря не столько личным качествам, сколько стечению обстоятельств. Став, за неимением лучшего, «единым кандидатом» от белорусской оппозиции на выборах 2020 г., она до сих пор работает ее главным лицом в статусе «избранного президента», оттеснив на второй план все другие фигуры.
Для Сергея Тихановского, не в пример Навальному*, на данном этапе также все закончилось благополучно. Он вышел из тюрьмы, бравируя своей «несломленностью» и верностью «идеалам 2020 года» и намереваясь продолжать борьбу.
Непрошеный лидер?
Белорусская оппозиция по поводу освобождения Тихановского демонстрирует видимое воодушевление. Однако вряд ли радость в связи с возвращением «народного трибуна» настолько уж искренняя.
Возвращение Тихановского явно нарушает устоявшиеся за пять лет расклады в оппозиционной тусовке. Появляется новый конкурент за западные гранты на «борьбу за демократию» в Белоруссии, в то время как оппозиция и без того сидит на голодном пайке, поскольку белорусское направление для западных кураторов сейчас явно не в приоритете, и большая часть выделяемых средств уходит на поддержку режима Зеленского.
Не совсем понятно, какое место займет в этих раскладах Тихановский, в том числе по отношению к своей «венценосной» жене. Сам Тихановский уже заявил, что на лавры Светланы не претендует и готов удовлетвориться ролью «первого джентльмена».
Личные отношения четы Тихановских также могут оказаться источником склок и скандалов в оппозиционной среде, учитывая слухи о любовных связях Тихановской, в том числе с советником Франаком Вечорко, который и лепил из вчерашней домохозяйки образ «национального лидера». Пока Тихановские демонстрируют видимое семейное согласие, но долго ли продлится такая идиллия, вопрос открытый.
Очевидно одно: вряд ли Тихановский удовлетворится скромной ролью «первого джентльмена» и наверняка потянет одеяло на себя. Собственно, тянуть он уже начал, с шумом и помпой начав сбор средств на «борьбу с режимом». Правда, пока из этого вышел громкий пшик – за первую неделю ему надонатили только тысячу евро. Из-за этого он даже публично обрушился с упрёками на своих сторонников, став объектом насмешек и повергая оппозиционную тусовку в ещё большее уныние.
Похоже, Тихановский сам ещё не до конца осознал, что обстоятельства с 2020 года сильно изменились. Это тогда оппозиционная тусовка чувствовала себя привольно, находясь внутри страны, имея информационную поддержку, покровительство европейских посольств и доступ к щедрым грантам.
Сегодня это эмигрантское гетто на скудном финансировании, большинство сторонников которого рассеяны, деморализованы и озабочены в первую очередь вопросами личного выживания.
Впрочем, относиться к Сергею Тихановскому излишне легкомысленно также не следует. Это персонаж с задатками уличного лидера-демагога, амбициозный, обозлённый и жаждущий реванша. Западные кураторы наверняка будут держать его как джокера в рукаве, которого пустят в дело при первой же возможности, как только игра на белорусском направлении снова активизируется.