Во вторник, 21 февраля, в Москве в Фонде по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в рамках дискуссионной научно-культурной молодёжной площадки состоялся научный форум «Национально-ориентированное образование как стратегический вектор развития России», сообщает наш корреспондент.
Помимо Макарьевского фонда организаторами научного форума выступили: Международная общественная организация «Союз православных женщин», Автономная некоммерческая организация «Сообщество практиков образовательного семьеведения».
В научном форуме принимал участие главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов.
Форум открыла доцент МГППУ, кандидат педагогических наук Анна Теплова. Она отметила, что за прошедшее время были разработаны программы по образованию, семьеведению и воспитанию. По её словам, задача сегодняшнего форума не только подвести итоги работы коллектива учёных, но и обсудить стратегический вектор развития на будущее.
Со вступительной речью к собравшимся обратился председатель Макарьевского фонда, глава Среднеазиатского Митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода митрополит Викентий (Морарь).
Владыка Викентий подчеркнул, что митрополит Макарий (Булкагов) стремился объединить представителей Церкви и науки на благо Державы, поэтому вполне логично, что на площадке Фонда продолжается подобного рода деятельность.
Нам важно, отметил митрополит Викентий, сохранить нравственное измерение науки: чтобы знания реализовывались во благо общества.
Архиерей также отметил, что необходимо соизмерять нашу деятельность с Божественным измерением, поскольку мы знаем что, где нет Бога – там дьявол и зло. И мы видим, как это сегодня происходит в обществе, поэтому наша задача – задача духовенства, науки, общественности «дать людям Бога, тогда жизнь изменится». А сегодня мы видим зримое воплощение того, что Бог не доволен нами – это парализуется в тех страшных землетрясениях, эпидемиях, войнах, которые сегодня происходят.
Заданный владыкой вектор продолжил главный докладчик форума – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук Виктор Слободчиков. Он предложил доклад на тему «Проблемы взаимодействия государственных и общественных структур в вопросах продвижения общественных инициатив в сфере образования».
Виктор Иванович, отталкиваясь от выступления владыки, отметил, что мы, действительно, видим много знаков конца, подобных тому, с которыми сталкивалась погибшая Каинитская цивилизация. Но мы видим в то же время и позитивные изменения, которые происходят, по крайней мере, в России – поправки в Конституцию, изменение Закона об образовании, из которого исчезло, наконец, понятие образования как услуги, был сделан акцент именно на образовании. И особенно Указ Президента о традиционных ценностях.
Мы должны сегодня в системе образования поставить на первое место человека. Специальная военная операция, по мнению учёного, событие космического масштаба, которое производит заметные изменения и в нашем обществе.
Мудрость Президента Путина заключается в том, что он делает всё не резко, чтобы не подломить людей. Отсюда медленный характер, в том числе и военной операции. Мы видим, что возвращаются в лексикон понятия «Российская цивилизация», Русский мир». Мы постепенно обживаемся с ними.
Однако в сфере образования Виктор Слободчиков пока не видит никаких изменений, а они очевидно назрели.
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры Рязанского государственного университета С.А.Есенина протоиерей Сергий Рыбаков предложил собравшимся выступление на тему «Национальное доктрина образования в Российской Федерации. Стратегическое видение».
Отец Сергий предложил философское измерение проблемы. Поскольку на его взгляд нам нужна хорошая теория для движения, которая должна быть основана и на богословском наследии, и на историческом контексте. Ведь западничество несло в Россию западную идею построения земного рая, которая при Сталине модернизировалась в строительство собственного земного рая. Сегодня цивилизация столкнулась с двумя серьёзнейшими кризисами, по мнению отца Сергия, – кризис антропологический, который ставит под сомнение господствующую сегодня фрейдистскую концепцию человека и кризис гносеологический, который в идеях структурализма, развивавших идеи Канта и отсюда понимание образования именно как компетенции, заводит общество в тупик.
Поэтому нужно обращение к христианскому пониманию как человека, так и процесса познания. Нужен уход от педоцентричности системы образования, которая очевидно ведёт к развалу образования. В центре системы образования должен быть поставлен педагог, а не ребёнок.
Нам предстоит, по мнению отца Сергия, большой труд по возвращению в нормальное состояние образования.
Кандидат биологических наук протоиерей Димитрий Моисеев выступал на тему «Семейно-ориентированное образование. Результаты подготовки федеральной программы по семье от дошкольников до ВУЗов».
Продолжая мысли предыдущих выступающих отец Димитрий также обратился к философскому измерению проблемы. Он отметил, что водораздел западной и русской цивилизации ведёт своё начало, пожалуй, от спора святителя Григория Паламы и Варлаама Калабрийского.
Именно святитель Григорий, отмечая, что Бог не познаваем по существу, но познаваем в энергиях, в Своих действиях, ориентировал развитие богословской мысли и восточно-христианской цивилизации по пути познания и рефлексии.
Тогда как Варлаам Калабрийский заложил западный вектор в развитии цивилизации, исходя из той же максимы, что Бог не познаваем, а значит надо обустраивать мир.
И сегодня, по мнению отца Димитрия, в России сложилась шизофреническая ситуация, когда народ сохранил ценности семьи, но перенял европейские модели поведения. И это приводит, по его выражению, к экзистенциональной шизофрении, которая нуждается в излечении.
Он рассказал о том, как разработанную ими концепцию семьеведения пытались предложить региональным министрам образования и столкнулись по сути с «итальянской забастовкой», когда министры действуют по инструкции, а поезд не едет. В ответ на предложение использовать курс «Семейно-ориентированного образования» получили отписки.
Как отметил отец Димитрий, мы наблюдаем общественный паралич, никто не хочет брать на себя ответственности, поскольку нет компетентных кадров. И это серьёзнейшая проблема, с которой мы сталкиваемся.
Председатель правления АНО «Сообщество практиков образовательного семьеведения» Михаил Смирнов предложил доклад на тему «Путь в Россию — страну семей: к становлению института семьи как субъекта развития общества».
Докладчик отметил, что России нужна демографическая мобилизация: «Нам нужно уже готовиться к нашей победе, готовиться жить в ином мире». На это ориентирована национальная инициатива «Россия – страна семей 2022-2062гг.».
Конечная дата связана с юбилеем 1200-летия образования Руси.
Нам нужно, по мнению докладчика, семейно-ориентированное законодательство. Нам нужно создать слой семейных граждан. Только это может вывести Россию на путь своего традиционного развития.
Председатель регионального отделения «Союза православных женщин» Самарской области Мария Матанцева рассказала об опыте реализации курса «Нравственные основы семейной жизни» в Самарском регионе.
Она отметила, что успехи в Самаре связаны во многом с тем, что правящий архиерей митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий близко к сердцу принял эти идеи и активно помогал общественникам в их реализации в контактах с властью.
Мария Матанцева обратила особое внимание на то, что нужно лично общаться с чиновниками, поскольку, как правило, письменные обращения не дают никакого результата.
Сопредседатель Международной общественной организации «Союз православных женщин» Наталья Дмитриевская рассказала об опыте создания комитетов по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей при «Союзе православных женщин». Уже создано два таких комитета. Продолжается работа по организации и других комитетов.
Доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета, Екатеринодарской духовной семинарии Андрей Остапенко посвятил своё выступление теме «Национальная идея России и её роль в Стратегии отечественного образования».
Учёный коснулся вопросов идеологии, констатировав, что, к сожалению, мы отчасти проиграли идеологическую войну. Украинская идеология выступила мощно и эффективно. И мы ничего не можем столь же эффективного противопоставить.
Поэтому сегодня стоит важнейшая задача разработки эффективной, но с иным вектором идеологии для нашего общества.
Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов рассказал о том, как на портале РНЛ организована информационная поддержка всем образовательным проектам.
Он напомнил о том, что тема образования и воспитания не чужды для «Русской народной линии»: ещё в 2011-2013гг., РНЛ принимала активное участие в обсуждении Закона об образовании. На страницах портала выступил целый ряд известных учёных и священнослужителей, которые подвергли критики предложенный либеральный проект Закона об образовании. Во многом нашими общими усилиями этот закон был в значительной степени изменён.
В 2015 году «Русская народная линия» принимала активное участие в обсуждении «Стратегии воспитания в Российской Федерации». Было также множество публикаций, которые как выяснилось, читались, в том числе и разработчиками проблемы.
Ныне на «Русской народной линии» созданы актуальные темы, посвящённые «Национальной доктрине образования», «Концепции воспитания человека» и «Семейно-ориентированному образованию», а также «Духовно-нравственным ценностям в России». В этих актуальных темах собираются все материалы, посвящённые этим проблемам. «Русская народная линия» информационно поддерживает все эти проекты.
Главный редактор «Русской народной линии» также отметил, что обсуждаемый сегодня вопрос об образовании – это вопрос идеологический. Неслучайно главный идеолог Российской Империи Сергей Семёнович Уваров сформулировал свою знаменитую триаду «Православие. Самодержавие. Народность», будучи министром Просвещения и занимаясь проблемами образования в Российском государстве. Сегодня многие идеологические постулаты уже сформулированы нашим Президентом Владимиром Путиным. Нам необходимо их обобщить и превратить в концептуальный продукт.
Главный редактор Издательского дома «Народное образование», кандидат педагогических наук Елена Шишмакова рассказала о деятельности журнала как информационной площадки для освещения проблем образования.
В дискуссии также выступили главный научный сотрудник Института детства Российского детского фонда Ирина Медведева, кандидат психологических наук, доцент Российского православного университета, психолог Александр Шувалов, председатель регионального отделения «Союза православных женщин» Тверской области Марина Симура и другие участники форума.
Форум проходил и в онлайн-режиме. Многие участники дистанционно подключались к дискуссии. Материалы научного форума, как сообщили организаторы, будут представлены общественности.