Москва – Третий Рим, как политическая концепция современной России

Актуальность идей старца Филофея в современной России

Освободительный поход Русской армии на Украину  Русская цивилизация и Запад  Основы православной культуры 
2 Павел Тихомиров  Евгений Х. 
1785
Время на чтение 7 минут
Фото: предоставлено автором

Стоящий в современной России вопрос о государственной идеологии имеет под собой как глубинный метафизический смысл, смысл целеполагания и эсхатологии Российского государства, так и вопрос организации государственного аппарата, который выступает как следствие этого метафизически осмысляемого целеполагания.

Отсутствие прописанной идеологии в Конституции РФ 1993 года не означает её фактическое отсутствие. Постсоветсткая Россия до не столь давнего времени ставила в качестве главного ценностного вектора движение в русле западной либеральной демократии и ставила целью интеграцию в западное сообщество на правах равноправного члена. Эта интеграция оказалась невозможной по причине того, что наиболее развитые западные страны, в основном, США, отказались учитывать интересы России на постсоветском пространстве, апофеозом чего стала инициированная Западом прокси-война, начавшаяся с агрессии националистического прозападного режима в Киеве по отношению к бывшим юго-восточным регионам Украины, ставшим ныне юго-западными российскими регионами.

Военная конфронтация с коллективным Западом вызвала закономерное отвержение западных либеральных ценностных установок в российском обществе. Это закономерно поставило вопрос о другой идеологической доминанте для России. Вопрос: о какой? Надо понимать, что радикальная смена парадигмы, вокруг которой строилось государство, постсоветская Россия, может стать фатальным для самого государства.

Для начала следует понять, что то, что отвергается российским обществом как враждебные западные ценности, на самом деле фундаментальным западным либеральным ценностям противоречит.

На самом деле, подлинные принципы либеральной демократии, такие как, верховенство международного и национального права, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, Россия не отвергает, а защищает. Их отвергает сам Запад. Это выражено в неприкрытом гегемонизме Соединенных Штатов, чья политика никак не регулируется международными правовыми нормами.

Западный либерализм, лишившийся своей религиозной и философской опоры, из ценностной матрицы, в центре которой стоит защита фундаментальных свобод личности, превращается в репрессивную идеологию, в центре которой стоит имитация защиты этих свобод, выраженная в ползучей диктатуре сексуальных меньшинств, чёрного неорасизма и всяческих девиаций над традиционно понимаемой нормальностью. А национальный суверенитет сменяется диктатурой транснационального капитала.

Так, мы видим, что дело далеко не в западных ценностях самих по себе, а в их казуистической симуляции со стороны самого Запада, за которой прячется банальное стремление к мировому господству со стороны США и транснациональных корпораций.

Такая симуляция сделалась возможной, когда принципы либеральной демократии из обязательных императивов превратились в инструмент управления в руках самой могущественной политической и экономической силы в мире, которые эта сила в праве истолковывать в выгодных ей смыслах. А такое превращение стало возможным в силу десакрализации самих принципов, утраты ими их религиозной и метафизической природы.

Произошедшая на Западе десакрализация власти, когда вся духовная сфера осталась за Папской Курией, а короли стали лишь первыми среди равных им аристократов, привела к тому, что промыслительная и мессианская идеи ушли из сферы политики, а политическая наука превратилась в набор методик управления, политического жонглирования и шулерства, что было начато с «Государя» Макиавелли, а окончательно процвело в современных политологических теориях и концепциях управления.

Когда в Италии был Макиавелли с его низменными принципами «льва» и «лисы», на Руси возникает выдвинутая иноком Филофеем концепция «Москва – Третий Рим», основанная на понимании единства и направленности мировой истории, которые проистекают из христианской эсхатологии.

Это понимание пришло на Русь вместе с принятием христианства. Уже в «Слове о Законе и Благодати» митр. Илариона (11 в.) великий князь Владимир Святославич был провозглашен преемником римского императора Константина Великого.

Но раскол христианского мира западную и восточную Церкви, произошедший в 1054 г., быстро вырос в то, что Рим постарался присвоить себе монополию на христианство, как таковое. А постепенное угасание Византии лишило Русь философской и богословской подпитки из Константинополя, который, в свою очередь, сам заключал две унии (Лионскую и Ферраро-Флорентийскую) с Римом, пока не пал под натиском османов.

Не стоит думать, что добавление Западной Церковью в Символ Веры FilioQue сводится лишь к вопросу догматики и не имеет практического смысла, который не сказывался бы на жизни всего общества. Именно в этом и стоит видеть источник десакрализации власти, о чём было сказано выше. Когда Святой Дух предполагается исходящим и от Сына, Он предполагается исходящим и от Церкви, главой которой и является Иисус Христос.

На деле это означает, что церковная иерархия с Папой во главе полагает себя посредником, через которого исходит Святой Дух. Это выливается в мнимое обмирщение Божественного, мнимое распоряжение благодатью. Грань между мирским и сакральным стирается. Откуда и возникают пресловутый католический клерикализм и продажа индульгенций. Возникший позже протестантизм не искоренил этого искажения, а лишь вывел ряд европейских монархов из под папской власти. Так, западное христианство перешло из сферы целеполагания в механизм подчинения и управления.

Позже подобное мироощущение было секуляризировано, что вытекло в идеологии евроцентризма, фашизма, а позже и американской идеи экспорта демократии.

Инок Филофей в своём послании к Великому Князю Василию III Ивановичу пишет: «Церкви старого Рима пали из-за неверия Аполлинариевой ереси; двери церквей второго Рима, города Константинополя, внуки Агари секирами рассекли. Теперь же это – третьего нового Рима, державного твоего царства святая Соборная Апостольская Церковь, которая до края вселенной Православной христианской верой по всей земле сильней солнца светится. Пусть знает твоя держава, благочестивый Царь, что все царства Православной христианской веры сошлись в одно твое царство: один ты во всей поднебесной христианам Царь. …помни и слушай, благочестивый Царь, – все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть; твое христианское царство иным не заменится...».

Концепция Москвы – Третьего Рима, ставшая основой идеологии Московского Царства, отнюдь не являлась непоколебимым идейным монолитом внутри правящей элиты Московской Руси. Проводимая политика московских государей, отводившая вотчинной, а позже поместной дворянской аристократии, служилую роль при опоре государя на широкие народные массы, вызывала протест со стороны аристократии.

Идейной подпиткой для нее стал феодальный Запад, где права феодалов преобладали над их обязанностями.

Как выбранная князем Андреем Курбским в его дискуссии с Царём Иваном Грозным в качестве верной модели государственной власти Избранная Рада или Польско-Литовское королевство, представляют собой примеры феодальной олигархии, где роль Царя не имеет общенародного или сакрального смысла, так и современный нам прозападный дискурс, распространенный среди российских идейных либералов препятствует появлению системы, в которой народные массы и государство были в симфонии воли и интересов.

Лакмусовой бумажкой тут является то, что либералы-западники игнорируют волю большинства, поддерживающего интеграцинные процессы на постсоветском пространстве, а считают себя в праве самим определять векторы развития страны, оставаясь в отношениях вассалитета по отношению к транснациональному капиталу.

Какова же актуальность идеи старца Филофея о Третьем Риме для нынешней, постсоветской России? Есть ли таковая? Можно ли говорить о нашей полноценной преемственности от Московского Царства?

Несомненно, главный смысл письма инока Великому Князю носит выраженный религиозно-эсхатологический смысл. Современная Россия является по Конституции и по факту государством светским. Огромная масса граждан России живёт вне православного и, вообще, христианского мироощущения. Говорит ли это, что идея Третьего Рима перестала быть актуальной для современной России?

По нашему мнению – не перестала. Стоит лишь рассмотреть эту концепцию в более широком смысле, находящимся за рамками строго христианской религиозности. Возможно ли это?

Дело в том, что для средневекового человека, в особенности, русского, политика и религия воспринимались в неразрывном единстве. Это есть следствие того, что православная Русь смогла усилиями своих государей избежать той самой десакрализации, которая поглотила Запад, первый Рим.

То есть, концепция Третьего Рима есть как религиозно-эсхатологическая, так и в полной мере политическая.

Политически она выражается в том, что России не свойственно искажение перенятых ею идей в манипулятивных смыслах. Вслед за христианством, Россия восприняла коммунистические идеи, которые на почве тысячелетней православной цивилизации обрели мессианский смысл. Воюя против фашизма, СССР спасал Запад от измены собственным христианско-гуманистическим ценностям.

Так же, восприняв с Запада принципы либеральной демократии, которые легли в основу российского конституционного строя, Россия, в отличие от Запада, им не изменила.

Россия сражается за фундаментальные права людей говорить на родном языке и исповедовать свою веру, а не за агрессивную диктатуру сексуальных извращений, которая полвека назад в странах Запада была бы невозможной.

Так, Москва – Третий Рим сумела сохранить и пронести неповреждённое Православие, построить первое в мире социалистическое государство и встать на защиту фундаментальных прав и свобод человека на Донбассе и в Запорожской и Херсонской областях.

Ощепков Алексей Николаевич, Русское Собрание, г.Пермь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6.

Скучно, «заезжего», банально, поверхностно, даже отдаленно не имеет потенции для практической реализации - какие ещё эпитеты подобрать, чтобы охарактеризовать новую попытку торжественно провозгласить некие лозунги, в очередной раз подменяющее дело?! Как некогда пионеры приносили клятву «дедушке Ленину», так сейчас всякий истинный «патриот» клянется именем «Третьего Рима». И, конечно же, нужно было добавить немного конспирологии про транснациональный капитал, о котором никто не знает, но все слышали, и т.п. После статей Степанова, Болотина, Величко и других авторов такие публикации выглядят уж слишком бледно и неоригинально.
Бретонец / 06.02.2023, 14:17

5.

Автор: Отсутствие прописанной идеологии в Конституции РФ 1993 года не означает её фактическое отсутствие.

Конечно не означает: такой идеологией стала прозападная бездуховная идеология "либерализма".
Лев / 06.02.2023, 06:27

4. Ответ на 2, Наталья Сидорина:

А как быть с расстрелом Государя и его Семьи?

- это прямой результат повреждения Православия: назначаемость, а не избираемость священства - назначили на Киевскую кафедру, вместо Петербургской - обида - заговор - поддержка отрешения от престола Царя - Русская Голгофа.
Это же и прямой результат повреждения Самодержавия: конституционная монархия - масоно-старообрядческая дума - заговор - отрешение от престола Царя - Русская Голгофа.


Алекс / 04.02.2023, 07:44

3. Ответ на 1, Калужанин:

" Москва – Третий Рим сумела сохранить и пронести неповреждённое Православие, построить первое в мире социалистическое государство...Верно!

оба тезиса сильно натянуты.
И про неповрежденность Православия - имеется ввиду "потребленная священноначалием Соборность".
И про построение Третьим Римом социалистического государства. Третий Рим - Катехон - Удерживающий - Государство по принципу Церкви. Социализм, при этом - это не построение нового, это разрушение основ старого - подмена Божественной иерархии на фиктивное равенство. Подмена Христоцентричности, на человекоцентричность. Социализм без Бога, это предтеча гуманизма, где в центре падший человек - в развитии - враг рода человеческого. Что мы теперь и видим, например, не "первые в мире", но тем не менее социалистические государства Скандинавии.
Алекс / 03.02.2023, 18:39

2. Колоссальная живучесть

Статья очень интересная. Вместе с тем возникают вопросы. А как быть с расстрелом Государя и его Семьи? Социализм? На РНЛ в статье «Плюсы и минусы Громовержцев» я попыталась напомнить о весах истории, на которых перевешивают плюсы исторических личностей. Мне думается, в Советское время нашему народу в силу его невероятной живучести удалось приспособиться к новому строю. Однако во второй раз за столетие его резко погнали в противоположную сторону. В какой-то степени в силу невероятной выживаемости приспособились. Остаётся надеяться на Победу на новых фронтах в борьбе с западной агрессией. Победа предопределена в силу колоссальной, видимо, генетической силы нашего народа, о чём свидетельствуют подвиги солдат, о которых, к сожалению, мало рассказывают. В итоге получается, что все ошибки и просчёты власть имущих наш народ всегда компенсировал своей внутренней неистребимой силой. На весах истории плюсы перевесят все минусы. Но и о них нельзя забывать.





1.

" - Дело в том, что для средневекового человека, в особенности, русского, политика и религия воспринимались в неразрывном единстве. Это есть следствие того, что православная Русь смогла усилиями своих государей избежать той самой десакрализации, которая поглотила Запад, первый Рим.
- Москва – Третий Рим сумела сохранить и пронести неповреждённое Православие, построить первое в мире социалистическое государство и встать на защиту фундаментальных прав и свобод человека на Донбассе и в Запорожской и Херсонской областях".
Верно!
Калужанин / 03.02.2023, 10:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Ощепков
Осмысление истории требует времени
Изменение взгляда на период СССР продиктовано уроками новейшей истории
14.03.2024
Третий Рим: важен исторический контекст
Обсуждение статьи «Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения»
12.03.2024
Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения
О важности понимания исторического контекста писем старца Филофея
09.03.2024
Выборы Президента России 2024
Механизм транзита власти рождается на наших глазах
19.02.2024
Антисталинизм и русофобия
К пониманию Сталина и советской политики
06.02.2024
Все статьи Алексей Ощепков
Освободительный поход Русской армии на Украину
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
«Русская история пасхальна»
Русская мысль стремится выстроить отношения в обществе на основе справедливости, сделать справедливость универсальным принципом, которым определяется истинность и эффективность всех форм общественной и государственной жизни
11.04.2024
Русская политика – это имперская политика
Выступление на конференции «О политике реинтеграции на постсоветском пространстве» в Московском Доме Национальностей 9 апреля
10.04.2024
Руководство западных стран пытается спасти имидж,
говоря о победе над Россией
09.04.2024
О русском мире
В наше время существование суверенной, самобытной и независимой России говорит о возможности другим народам сохранять свою культуру, свою самобытность и независимость, несмотря на давление англосаксов
09.04.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Искать поддержки надо у православных и традиционалистов
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.04.2024 00:07
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Новый комментарий от Человек
11.04.2024 19:30
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:45
Не исповедник, но мученик?
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:31