Русский узел сегодня

В издательстве «Царское Дело» вышло новое издание книги митрополита Иоанна (Снычева) «Русский узел»

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн  Бывший СССР  Новости Украины  Русская цивилизация 
0
1034
Время на чтение 8 минут
Фото: Предоставлены автором

Более четверти века назад приснопамятный Владыка Иоанн часто давал честные, нелицеприятные интервью и публиковал в средствах массовой информации пламенные статьи-проповеди о современном положении России, пытавшейся выжить на обломках развалившейся советской империи. Многие его работы оказались воистину пророческими. Владыка без сомнения обладал мудростью старца и духовным даром предвидения. Он еще тогда предупреждал нас об опасности либеральных ценностей и лживой сущности западных демократий, о страшных последствиях разрушения единого российского государства и разделения его братских народов. Очутившись в руках разномастных вождей, в большинстве своем оказавшихся беспринципными космополитами и нуворишами, русские люди задыхались среди разгула бандитизма, нищеты, беззакония. Но самое главное — они перестали понимать, ради чего стоит жить, чему учить детей. Коммунистические идеалы рухнули, а новые сводились исключительно к поклонению золотому тельцу и вседозволенности. Это претило русской душе, всегда тяготевшей к высшим нравственным императивам. Люди пытались найти ответы на мучавшие их вопросы у заезжих проповедников, лжеучителей и сектантов, которые сплошным потоком хлынули в нашу страну, пытаясь уловить растерявшийся народ в свои погибельные сети. И тут, посреди шумной идеологической и нравственной вакханалии раздался тихий, но властный голос Санкт-Петербургского архипастыря.

«Помним ли, знаем ли мы, что означает быть русским? — спрашивал митрополит. — Только вспомнив, “откуда есть пошла русская земля”, где, в какой почве окрепли благодатные корни, в течение десяти веков питавшие народную жизнь, можно правильно ответить на вопросы, не ответив на которые, не жить нам дальше, а догнивать».

В своих трудах Владыка пытался прежде всего вернуть русскому народу его историческую память и помочь осознать, что человеку, пытающемуся остаться человеком и сохранить свою бессмертную душу, невозможно обойтись без Православной Церкви — древнейшего хранилища живой веры и нравственной чистоты.

«Сегодня людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет места святыням, — сокрушался Архипастырь в статье «Быть русским». — Сердце человека — престол Божий — пытаются занять уродливые безблагодатные идолы материального преуспеяния: Успех, Богатство, Комфорт, Слава. Оттого­то и свирепствует в обществе разгул разрушительных страстей — злобы и похоти, властолюбия и тщеславия, лжи и лицемерия. Но знайте все: голый материальный интерес, в какие бы благонамеренные одежды он ни рядился, не может стать основой народной жизни. Бизнес плодит компаньонов, вера — рождает подвижников правды и добра».

Петербургский архипастырь считал демократическое мышление не менее (если не более) опасным для души, нежели коммунистическое. И недаром. Гнилые, уродливые плоды демократии в наши дни во всей своей зловонности явились нам в лице смольяниновых, галкиных и прочих иуд. Демократия есть ложь, — утверждал Владыка, обращаясь к участникам Всероссийского монархического совещания. Она лишь прикрывает «пагубный нравственный плюрализм, который на деле оборачивается произволом богоборчества и растлением душ миллионов людей… Свобода народного волеизъявления на Руси никак не связана с пресловутым “парламентаризмом”, превращающим многочисленные и разномастные “законодательные учреждения” в арену партийных распрей и источник общественных смут до тех пор, пока они не попадают под контроль ловких закулисных махинаторов, которые получают полную возможность вершить свои черные дела “от имени народа”».

В чем смысл русской истории? — спрашивал митрополит в другой статье («Тайна беззакония»). И отвечал: в служении Истине. «Ход истории зависит не от нас, — писал Владыка. — Но от нашего выбора зависит то место, которое мы займем в ее течении. То ли, руководимые законом Божиим и совестью, мы осознаем свой личный религиозный долг как частицу всенародного служения, промыслительно определенного нам неисповедимыми судьбами Божиими; то ли, боясь лишений и тягот этого пути, отречемся. Тогда — неизбежное отлучение от благодати и соучастие в “тайне беззакония” мира сего лишат всякой надежды на помощь Божию и личное спасение».

Пытаясь выработать в русском народе государственное самосознание, Владыка намечал контуры такого устроения России, которое не допустит шествия Разрушителя (статья «Державное строительство»). Залог этого он видел в единстве политики и нравственности, народа и власти, в межнациональном единстве, а средством достижения такого единства — Собор: «Собор — не конгресс и не съезд, где сошедшиеся “народные избранники”, преисполненные сознанием собственной значимости, принимают очередные “исторические решения”. Собор есть прежде всего религиозный, символический, духовный акт, возвращающий народу, власти и Церкви утраченное в смуте единство, примиряющий их между собой и с Богом, подтверждающий восстановление Закона Божиего как державной основы русской государственности». И такой Собор нельзя учредить или назначить — его можно только вымолить покаянием.

Идеалом в государственном устройстве Невский архипастырь видел симфонию властей. «На попечительном, отеческом отношении Церкви и духовно-нравственной стороне государственной и общественной жизни веками основывалась “симфония властей” — светской и духовной. Эта симфония есть такое их взаимное отношение, когда каждая несет полноту ответственности в своей области, в то же время взаимно поддерживая, дополняя и обогащая друг друга. К этому идеалу не может не стремиться Церковь, ибо в нем воплощен многотысячелетний опыт христианской национальной государственности — человеколюбивой и сострадательной, в отличие от той беспощадной системы, которую в России ныне пытаются прикрыть фиговым листком “демократии”».

Тяжело переживал митрополит Иоанн церковные расколы, тут же возникшие (и продолжающие плодиться) после развала Советского Союза. «Искусственно вызванные церковные расколы — будь то на Украине, в Молдавии или Эстонии — лелеют и пестуют самые что ни на есть “демократические” режимы» (статья «Битва за Россию»).

«Вот сейчас на Украине произошел раскол в церковной среде, — говорил он в интервью заместителю главного редактора газеты «День» Владимир Бондаренко, — а почему? Потому, что политиканы, стоящие у власти, стремятся национализировать Церковь. Стремление порочное, такая политика отвергает сам дух христианского вероучения. Но дружить с властями — дело прибыльное, поэтому нашлись среди церковнослужителей сторонники такого подхода, вот и произошел раскол».

Опасности отделения от Матери-Церкви посвятил несколько Архипастырских посланий: «Против ересей и сект», «О едином пути спасения», «О заблуждениях католицизма»… «Сегодня на Западной Украине под прикрытием так называемой “унии” католицизм развернул очередное наступление на Православие. Все это, чада мои, надо знать и помнить, — увещевал он, — чтобы мы могли здраво оценивать события, происходящие вокруг нас, и уберечь себя от обольщений и пагубных ошибок».

Владыка хорошо видел, кто именно пытается навязать русским людям ложные идеалы. «Враги России прекрасно понимают, что они делают. Огромные деньги, силы и средства брошены на то, чтобы не допустить духовного возрождения нашего Отечества, связанного с неизбежным крушением демократической мифологии в ее нынешних антигосударственных, антиправославных формах. Они даже не дают себе труда это скрывать», — писал он в статье «Русский узел».

И пока опьяненные «свободой» демократы радостно кричали, что Россия наконец-то стала равноправным членом мирового сообщества и теперь у нее нет врагов, Невский митрополит спокойно отвечал: «К великому сожалению, у нас есть враги. Да — сегодня лишь слепец или провокатор может утверждать, что все ужасы и беды, терзающие нашу Родину уже много лет подряд, есть результат “естественного течения событий” или плод “ущербного русского менталитета”. Да — противостоящие России силы обладают огромной экономической, финансовой, военной и политической мощью…» (статья «Во славу Божию жить для России»).

«Стоит ли говорить о том, какая участь в этом новом “международном разделении труда” уготована России?.. — провидчески утверждал Владыка в статье «Чтущий да разумеет». — Правильно — плачевная участь дойной коровы, которую будут кормить, лишь бы она до поры до времени не сдохла с голода!»

И мы это испытали на себе. Помните? Правда, сегодня демократический Запад пытается добить нас обратным концом той же дубины, прекратив поставки своих товаров, начиная с автомашин и кончая сникерсами, но это не меняет сути их действительного отношения к России — как к ненавистному врагу, которого надо во что бы ни стало задавить.

«Отделение Белоруссии и Украины — чудовищная нелепость, затея провокационная, гибельная и безумная», — ужасался Архипастырь тем последствиям, к которым приведет безумный беловежский сговор. И в этом он тоже оказался провидцем.

«Впервые в истории появилась возможность полностью уничтожить Россию, а вместе с ней и все православные народы, — писал он в статье “Молю вас: одумайтесь!”. — Соблазненный пустыми обещаниями и уверенный в крепости союза с Украиной русский народ вверг себя в пропасть, будучи уверенным, что в кончине Советского Союза найдет спасение, — но вышел из этого кризиса ослабевшим в экономическом, политическом и военном отношениях. В одночасье лишенная морских баз на Балтийском и Черном морях, Россия предстала вдруг на мировой арене в виде великана с отрубленными руками. И враги русского народа не преминули внедриться в образовавшуюся политическую трещину.

Но Россия, несмотря на свое падение, осталась ядерной силой, и сразу же непосредственно напасть на нее было бы невозможно, так как это вызвало бы атомную войну. Случай Югославии в тот момент подвернулся весьма кстати: тут в самые сжатые сроки можно было развязать войну православных с мусульманами — как раз так, как это планировалось сделать и в России. Обоюдное уничтожение православных и мусульман — лучший “рецепт” для уничтожения России изнутри…

Отсюда на Западе такое согласие… Суетясь, они торгуются, словно на аукционе, потому что преступление выгодно всем. В данный момент нет для них политики более выгодной — вплоть до той минуты, когда врагам удастся разжечь конфликт между самими православными народами, по примеру Молдавии, а самое главное — войну России с Украиной… Понятно, что при этом пострадает и Европа, но разве это важно, если русские и украинцы уничтожат друг друга? Ну а если не уничтожат до конца, то Америка добьет едва живую Россию…»

Вообще все вопросы, которые поднимал митрополит Иоанн, — о вере и безверии, о патриотизме и космополитизме, о национализме и шовинизме, о самодержавии и демократии, о долге гражданском и личном, о великом и драматичном служении русского народа — слились в один общий Русский узел. Поэтому именно так — «Русский узел» — и названа книга, выпущенная издательством «Царское Дело».

Этот узел невозможно разрубить одним махом. И всякому, кто пытается найти свое место на земле и в нашей России, предстоит долго и кропотливо, сплетение за сплетением распутывать этот хитро закрученный клубок проблем, чтобы найти заветную ниточку, которая выведет нас к Свету и Истине.

Да помогут нам в этом труды приснопамятного митрополита Иоанна!

27 января 2023 года в 16 часов в Санкт-Петербурге на Православной выставке в ДК Газа (пр. Стачек,72) состоится презентация книги «Русский узел».

Информация о приобретении книги размещена на сайте издательства «Царское Дело»

Сергей Игоревич Астахов, директор издательства «Царское Дело»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Астахов
Плач сердца
Вышел из печати дневник Владыки Иоанна (Снычева)
30.06.2023
Ушел из жизни хранитель памяти о старце Григории Распутине
На кончину Дмитрия Николаевича Филатова
12.04.2023
Малороссия в сердце Владыки Иоанна
К 95-летию со дня рождения митрополита Иоанна (Снычёва)
08.10.2022
Иван-Покштей
Издательство «Царское Дело» выпустило книгу о Кузнецком старце Иоанне
16.08.2022
Правдивые истории Людмилы Шумиловой
В издательстве «Царское Дело» вышла в свет книга «А Небо так близко!», посвященная протоиерею Иоанну Миронову
13.04.2022
Все статьи Сергей Астахов
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
Непримиримый боец с врагами Руси Святой
40 дней со дня смерти Константина Душенова
23.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
Дорога к возрождению
Вспоминая встречу с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном…
21.01.2024
«Сегодня мы всецело ощущаем радость трезвенного бытия»
В Александро-Невской Лавре в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся 24-й крестный ход православных трезвенников
02.01.2024
В преддверии Рождества Христова
В Санкт-Петербурге откроется Зимняя православная выставка
19.12.2023
Все статьи темы
Бывший СССР
На воре шапка горит!
Кучме следует поразмыслить о поведении Иуды, цене Крови, предательстве
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Украины
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
«Заявление Байдена – абсолютное зло»
Поддерживая идею оказания военной помощи Киеву, американский президент становится соучастником террористической деятельности
11.04.2024
«Русская история пасхальна»
Русская мысль стремится выстроить отношения в обществе на основе справедливости, сделать справедливость универсальным принципом, которым определяется истинность и эффективность всех форм общественной и государственной жизни
11.04.2024
«Здесь не прикрыться иммунитетами»
Очевидно, что Макрон и ряд других западных руководителей – спонсоры ужасного теракта в Крокусе
09.04.2024
Крокус Сити: уроки и выводы
Для восстановления смертной казни нет необходимости в какой-либо «замене» Конституции России
09.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Не исповедник, но мученик?
Новый комментарий от С. Югов
11.04.2024 16:36
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Новый комментарий от АБС
11.04.2024 16:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от учитель
11.04.2024 14:25
«Доброе имя нельзя "выкупить" у общества»
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.04.2024 14:21
Беда дочерей о. Даниила Сысоева
Новый комментарий от Владимир Петрович
11.04.2024 13:29