Более четверти века назад приснопамятный Владыка Иоанн часто давал честные, нелицеприятные интервью и публиковал в средствах массовой информации пламенные статьи-проповеди о современном положении России, пытавшейся выжить на обломках развалившейся советской империи. Многие его работы оказались воистину пророческими. Владыка без сомнения обладал мудростью старца и духовным даром предвидения. Он еще тогда предупреждал нас об опасности либеральных ценностей и лживой сущности западных демократий, о страшных последствиях разрушения единого российского государства и разделения его братских народов. Очутившись в руках разномастных вождей, в большинстве своем оказавшихся беспринципными космополитами и нуворишами, русские люди задыхались среди разгула бандитизма, нищеты, беззакония. Но самое главное — они перестали понимать, ради чего стоит жить, чему учить детей. Коммунистические идеалы рухнули, а новые сводились исключительно к поклонению золотому тельцу и вседозволенности. Это претило русской душе, всегда тяготевшей к высшим нравственным императивам. Люди пытались найти ответы на мучавшие их вопросы у заезжих проповедников, лжеучителей и сектантов, которые сплошным потоком хлынули в нашу страну, пытаясь уловить растерявшийся народ в свои погибельные сети. И тут, посреди шумной идеологической и нравственной вакханалии раздался тихий, но властный голос Санкт-Петербургского архипастыря.
«Помним ли, знаем ли мы, что означает быть русским? — спрашивал митрополит. — Только вспомнив, “откуда есть пошла русская земля”, где, в какой почве окрепли благодатные корни, в течение десяти веков питавшие народную жизнь, можно правильно ответить на вопросы, не ответив на которые, не жить нам дальше, а догнивать».
В своих трудах Владыка пытался прежде всего вернуть русскому народу его историческую память и помочь осознать, что человеку, пытающемуся остаться человеком и сохранить свою бессмертную душу, невозможно обойтись без Православной Церкви — древнейшего хранилища живой веры и нравственной чистоты.
«Сегодня людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет места святыням, — сокрушался Архипастырь в статье «Быть русским». — Сердце человека — престол Божий — пытаются занять уродливые безблагодатные идолы материального преуспеяния: Успех, Богатство, Комфорт, Слава. Оттогото и свирепствует в обществе разгул разрушительных страстей — злобы и похоти, властолюбия и тщеславия, лжи и лицемерия. Но знайте все: голый материальный интерес, в какие бы благонамеренные одежды он ни рядился, не может стать основой народной жизни. Бизнес плодит компаньонов, вера — рождает подвижников правды и добра».
Петербургский архипастырь считал демократическое мышление не менее (если не более) опасным для души, нежели коммунистическое. И недаром. Гнилые, уродливые плоды демократии в наши дни во всей своей зловонности явились нам в лице смольяниновых, галкиных и прочих иуд. Демократия есть ложь, — утверждал Владыка, обращаясь к участникам Всероссийского монархического совещания. Она лишь прикрывает «пагубный нравственный плюрализм, который на деле оборачивается произволом богоборчества и растлением душ миллионов людей… Свобода народного волеизъявления на Руси никак не связана с пресловутым “парламентаризмом”, превращающим многочисленные и разномастные “законодательные учреждения” в арену партийных распрей и источник общественных смут до тех пор, пока они не попадают под контроль ловких закулисных махинаторов, которые получают полную возможность вершить свои черные дела “от имени народа”».
В чем смысл русской истории? — спрашивал митрополит в другой статье («Тайна беззакония»). И отвечал: в служении Истине. «Ход истории зависит не от нас, — писал Владыка. — Но от нашего выбора зависит то место, которое мы займем в ее течении. То ли, руководимые законом Божиим и совестью, мы осознаем свой личный религиозный долг как частицу всенародного служения, промыслительно определенного нам неисповедимыми судьбами Божиими; то ли, боясь лишений и тягот этого пути, отречемся. Тогда — неизбежное отлучение от благодати и соучастие в “тайне беззакония” мира сего лишат всякой надежды на помощь Божию и личное спасение».
Пытаясь выработать в русском народе государственное самосознание, Владыка намечал контуры такого устроения России, которое не допустит шествия Разрушителя (статья «Державное строительство»). Залог этого он видел в единстве политики и нравственности, народа и власти, в межнациональном единстве, а средством достижения такого единства — Собор: «Собор — не конгресс и не съезд, где сошедшиеся “народные избранники”, преисполненные сознанием собственной значимости, принимают очередные “исторические решения”. Собор есть прежде всего религиозный, символический, духовный акт, возвращающий народу, власти и Церкви утраченное в смуте единство, примиряющий их между собой и с Богом, подтверждающий восстановление Закона Божиего как державной основы русской государственности». И такой Собор нельзя учредить или назначить — его можно только вымолить покаянием.
Идеалом в государственном устройстве Невский архипастырь видел симфонию властей. «На попечительном, отеческом отношении Церкви и духовно-нравственной стороне государственной и общественной жизни веками основывалась “симфония властей” — светской и духовной. Эта симфония есть такое их взаимное отношение, когда каждая несет полноту ответственности в своей области, в то же время взаимно поддерживая, дополняя и обогащая друг друга. К этому идеалу не может не стремиться Церковь, ибо в нем воплощен многотысячелетний опыт христианской национальной государственности — человеколюбивой и сострадательной, в отличие от той беспощадной системы, которую в России ныне пытаются прикрыть фиговым листком “демократии”».
Тяжело переживал митрополит Иоанн церковные расколы, тут же возникшие (и продолжающие плодиться) после развала Советского Союза. «Искусственно вызванные церковные расколы — будь то на Украине, в Молдавии или Эстонии — лелеют и пестуют самые что ни на есть “демократические” режимы» (статья «Битва за Россию»).
«Вот сейчас на Украине произошел раскол в церковной среде, — говорил он в интервью заместителю главного редактора газеты «День» Владимир Бондаренко, — а почему? Потому, что политиканы, стоящие у власти, стремятся национализировать Церковь. Стремление порочное, такая политика отвергает сам дух христианского вероучения. Но дружить с властями — дело прибыльное, поэтому нашлись среди церковнослужителей сторонники такого подхода, вот и произошел раскол».
Опасности отделения от Матери-Церкви посвятил несколько Архипастырских посланий: «Против ересей и сект», «О едином пути спасения», «О заблуждениях католицизма»… «Сегодня на Западной Украине под прикрытием так называемой “унии” католицизм развернул очередное наступление на Православие. Все это, чада мои, надо знать и помнить, — увещевал он, — чтобы мы могли здраво оценивать события, происходящие вокруг нас, и уберечь себя от обольщений и пагубных ошибок».
Владыка хорошо видел, кто именно пытается навязать русским людям ложные идеалы. «Враги России прекрасно понимают, что они делают. Огромные деньги, силы и средства брошены на то, чтобы не допустить духовного возрождения нашего Отечества, связанного с неизбежным крушением демократической мифологии в ее нынешних антигосударственных, антиправославных формах. Они даже не дают себе труда это скрывать», — писал он в статье «Русский узел».
И пока опьяненные «свободой» демократы радостно кричали, что Россия наконец-то стала равноправным членом мирового сообщества и теперь у нее нет врагов, Невский митрополит спокойно отвечал: «К великому сожалению, у нас есть враги. Да — сегодня лишь слепец или провокатор может утверждать, что все ужасы и беды, терзающие нашу Родину уже много лет подряд, есть результат “естественного течения событий” или плод “ущербного русского менталитета”. Да — противостоящие России силы обладают огромной экономической, финансовой, военной и политической мощью…» (статья «Во славу Божию жить для России»).
«Стоит ли говорить о том, какая участь в этом новом “международном разделении труда” уготована России?.. — провидчески утверждал Владыка в статье «Чтущий да разумеет». — Правильно — плачевная участь дойной коровы, которую будут кормить, лишь бы она до поры до времени не сдохла с голода!»
И мы это испытали на себе. Помните? Правда, сегодня демократический Запад пытается добить нас обратным концом той же дубины, прекратив поставки своих товаров, начиная с автомашин и кончая сникерсами, но это не меняет сути их действительного отношения к России — как к ненавистному врагу, которого надо во что бы ни стало задавить.
«Отделение Белоруссии и Украины — чудовищная нелепость, затея провокационная, гибельная и безумная», — ужасался Архипастырь тем последствиям, к которым приведет безумный беловежский сговор. И в этом он тоже оказался провидцем.
«Впервые в истории появилась возможность полностью уничтожить Россию, а вместе с ней и все православные народы, — писал он в статье “Молю вас: одумайтесь!”. — Соблазненный пустыми обещаниями и уверенный в крепости союза с Украиной русский народ вверг себя в пропасть, будучи уверенным, что в кончине Советского Союза найдет спасение, — но вышел из этого кризиса ослабевшим в экономическом, политическом и военном отношениях. В одночасье лишенная морских баз на Балтийском и Черном морях, Россия предстала вдруг на мировой арене в виде великана с отрубленными руками. И враги русского народа не преминули внедриться в образовавшуюся политическую трещину.
Но Россия, несмотря на свое падение, осталась ядерной силой, и сразу же непосредственно напасть на нее было бы невозможно, так как это вызвало бы атомную войну. Случай Югославии в тот момент подвернулся весьма кстати: тут в самые сжатые сроки можно было развязать войну православных с мусульманами — как раз так, как это планировалось сделать и в России. Обоюдное уничтожение православных и мусульман — лучший “рецепт” для уничтожения России изнутри…
Отсюда на Западе такое согласие… Суетясь, они торгуются, словно на аукционе, потому что преступление выгодно всем. В данный момент нет для них политики более выгодной — вплоть до той минуты, когда врагам удастся разжечь конфликт между самими православными народами, по примеру Молдавии, а самое главное — войну России с Украиной… Понятно, что при этом пострадает и Европа, но разве это важно, если русские и украинцы уничтожат друг друга? Ну а если не уничтожат до конца, то Америка добьет едва живую Россию…»
Вообще все вопросы, которые поднимал митрополит Иоанн, — о вере и безверии, о патриотизме и космополитизме, о национализме и шовинизме, о самодержавии и демократии, о долге гражданском и личном, о великом и драматичном служении русского народа — слились в один общий Русский узел. Поэтому именно так — «Русский узел» — и названа книга, выпущенная издательством «Царское Дело».
Этот узел невозможно разрубить одним махом. И всякому, кто пытается найти свое место на земле и в нашей России, предстоит долго и кропотливо, сплетение за сплетением распутывать этот хитро закрученный клубок проблем, чтобы найти заветную ниточку, которая выведет нас к Свету и Истине.
Да помогут нам в этом труды приснопамятного митрополита Иоанна!
27 января 2023 года в 16 часов в Санкт-Петербурге на Православной выставке в ДК Газа (пр. Стачек,72) состоится презентация книги «Русский узел».
Информация о приобретении книги размещена на сайте издательства «Царское Дело»
Сергей Игоревич Астахов, директор издательства «Царское Дело»