В Северной столице 16 января прошёл Всероссийский экспертно-аналитический круглый стол «Курс "История религий России" в образовательных программах высшего образования: цели, задачи, перспективы». Наш корреспондент рассказывает, что именно обсуждали докладчики, и объясняет, почему внедрение подобного курса в вузах в наши дни действительно необходимо.
11 декабря прошлого года президент Владимир Путин поручил Минобрнауки совместно с Межведомственной комиссией по историческому просвещению и Ассоциацией «Российское историческое общество» рассмотреть вопрос о разработке и внедрении в образовательные программы вузов учебного курса «История религий России». Специалисты должны представить главе государства доклад до 15 марта 2023 года.
В связи с чем, в Северной столице 16 января состоялся Всероссийский экспертно-аналитический круглый стол «Курс "История религий России" в образовательных программах высшего образования: цели, задачи, перспективы». Особое внимание участники дискуссии уделили тому, каким должен быть этот курс, а также какие ценности он должен донести до молодёжи.
Инициатором форума стала кафедра истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии и Экспертный Совет Санкт-Петербургского регионального отделения ВРНС. Благодаря поддержке Секретариата Всемирного Русского Народного Собора к работе круглого стола подключилось не менее 20 разных регионов страны России. Вёл круглый стол директор института истории и социальных наук РГПУ им А.И. Герцена, доктор исторических наук Роман Соколов.
Религия против «расчеловечивания» человека. Не секрет, что в наше непростое время особенно важно избегать различных фейков, вранья и подмен. Сейчас одним из основных трендов в соцсетях и в целом в воздействии на молодёжь можно назвать «расчеловечивание». Как отметили участники круглого стола, снизить пагубное влияние западных трендов способны представители традиционных религий нашей страны. Собравшиеся на форуме эксперты, в числе которых были и преподаватели различных ведущих вузов страны, сошлись на том, что им необходимо выступить единым научно-педагогическим фронтом и выработать концепцию будущего курса.
Большая проблема современности в том, что на молодые умы оказывают сильное влияние блогеры, ютуберы с миллионами подписчиков, которые зачастую не имеют образования, однако называют себя психологами, историками, религиоведами. Другими словами, пытаются выглядеть экспертами в какой-либо области, по факту таковыми не являясь. Мнить себя кем-то — это ещё полбеды. Основная проблема в том, что они делятся своим, чаще всего ошибочным, мнением с молодёжью.
«Они часто несут откровенный бред, но, самое главное, формируют мировоззрение у молодого человека. Он больше доверяет ютуберу или иному лидеру общественного мнения, несмотря на отсутствие реальных на то оснований. Этот момент должен учитываться для организации и создания педагогической методологии этого курса», — отметили собравшиеся.
Особенно пагубно влияние подобных «лидеров мнений» в те времена, когда страна проходит непростые испытания и должна бы сплотиться вокруг своих ценностей, истории и веры.
«Потому введение подобного курса в вузах России важно не только с образовательной точки зрения. Оно необходимо и с точки зрения распространения традиционных ценностей, которые становятся таковыми в основном через призму религии. Традиционные ценности становятся традиционными только с точки зрения религии и теологии, в её контексте», — подчеркнул и.о. директора гуманитарного института Новгородского государственного университета, кандидатом философских наук Даниил Крапчунов.
Начальник Управления мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма и взаимодействия с религиозными объединениями ФАДН России, доктор исторических наук, доктор исторических наук Абдулгамид Булатов подчеркнул, что Россия всегда являлась многонациональным и поликонфессиональным государством, а к вопросам мировоззрения у нас всегда относились как к крайне важным. А потому то, что задача разработки курса поставлена именно сейчас — не случайно. ФАДН оказывает широкую поддержку Донбассу и соседним территориям, где распространялась античеловеческая фашистская идеология, которой нужно активно противостоять. Именно это и станет одной из основополагающих целей будущего курса.
Каким должен быть учебник. Любой курс нуждается в необходимых учебных материалах. Выражаясь проще — в учебниках. О том, какими они должны быть рассказал руководитель Секретариата регионального отделения ВРНС, протоиерей, кандидат богословия, председатель ОВЦО Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин.
«Ясно, что разговор идёт о России, но я так понимаю, что о большой и полной России. То есть о Новороссии, о новых присоединённых территориях. Если пора писать учебник, то нужно об этом говорить. Вот недавно мне пришлось участвовать в круглом столе с представителями Запорожского казачества, который проходил как раз таки в Херсонском государственном университете. Оказалось, что там много лет проходила трансформация под воздействием украинизации. Там говорилось, что никакого отношения к России это всё не имеет, мол, мы тут самостоятельные, боролись, всё время воевали. Как будто не было ни Переяславской Рады (собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким 8 января 1654 года, на котором было принято решение о вхождении территории Войска Запорожского в состав Русского царства. — Ред.), ни заслуг запорожского казачества».
Как подчеркнул о.Александр Пелин, это всё надо менять. Касательно уже написанных учебников по теме, протоиерей отметил, что самый лучший из них, посвящённый теме истории России был написан в рамках Московского государственного университета и называется «Введение в историю Церкви. Обзор источников в общей истории Церкви. Часть 1».
«И наконец о религии. Я считаю, что главным преобладающим элементом этого словосочетания ("История религий России". — Ред.) должна стать тема религий. Потому что это должна быть не история религий с датами соборов и именами митрополитов. Эти информативные материалы без связи не работают. Представьте себе студента: как он это всё поймёт? Почему этот собор собрался? Для чего? Этот курс обязательно должен иметь ценностную ориентацию. Именно ценностная ориентация, единая линия, а говорить нужно, как мне представляется, именно о традиционных религиях России. Прежде всего — православие, ислам, буддизм и иудаизм».
Протоиерей добавил, что остальные религии тоже нужно упомянуть, однако необходима мера, ибо если каждой уделят достаточное внимание, то учебник выйдет слишком большим и превратится в «энциклопедию обо всё и ни о чём». А такой материал способен внести не знания, а лишь сумятицу в умы студентов.
Как отметил заведующий кафедрой философии Мордовского государственного университета имени Огарёва Евгений Мочалов, простое перечисление исторических фактов ничего не даст.
Директор Высшей школы философии, истории и социальных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор философских наук Роман Светлов подчеркнул, что разработка этого курса — крайне важное событие, даже стратегическое, предложив подключить к разработке курса подключить философов и историков и встретиться ещё раз для разработки подробного плана дальнейших действий.
И.о. декана факультета истории, теологии и международных отношений Омского государственного университета, доктор философских наук Павел Зайцев отметил, что сейчас идёт трансформация гуманитарного знания. Необходимо учитывать мнения экспертного сообщества, поэтому, как именно будет выглядеть этот курс — должны решать специалисты, имеющие опыт преподавания подобных курсов.
Ещё одна важная проблема — неоязычество. Заведующий кафедрой истории религий и теологии РГПУ имени Герцена, председатель Экспертного совета Санкт-Пететербургского регионального отделения ВРНС, доктор философских наук Александр Михайлович Прилуцкий обратил внимание на то, что если в учебном курсе ограничиться концептом традиционных религий, то тогда выпадает целый пласт дотеологических религий России, на незнание которых опираются новые религиозные идеологии, зачастую — весьма маргинальные. Касательно православия, как основополагающей религии в России, сейчас оно переживает серьёзные трудности. В связи с чем участники круглого стола не смогли обойти стороной выступление Святейшего Патриарха Кирилла, в котором тот резко осудил произвол нацистов в отношении Православной церкви на Украине.
Председатель регионального Духовного управления мусульман Оренбургской области Альфит хазрат Шарипов заметил, что изучение такого предмета будет давать основу для лучшего понимания разных народов России друг друга, узнаванию друг друга, укреплению единства и сохранению общего пространства культуры. Общая историческая память народов создаст условия для формирования полноценных граждан отечества.
Директор института теологии СПбГУ, Председатель экспертного совета ВАК по теологии, доктор философских наук Д.В. Шмонин призвал объединиться и выступить единым научно-педагогическим фронтом в разработке концепции высшего образования, назвав повышение квалификации учителей основой всех грядущих успехов в данном процессе.
В заседании круглого стола приняли участие заведующий кафедрой богословия Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Дмитрий Лушников и председатель епархиального миссионерского отдела иерей Николай Святченко.
Работа над резолюцией. Напомним, что президент установил достаточно чёткие сроки для внедрения в вузах нового курса, потому и доклад о проделанной работе должен быть представлен до 15 марта этого года. Резолюцию круглого стола докладчики планируют принять оперативно — до конца этой недели. В неё войдут основные вышеперечисленные темы, а о самой резолюции мы обязательно напишем после её принятия.
Кроме того, участники решили ходатайствовать о проведении масштабной методической конференции на указанную тему.