К разрешению «украинской проблемы»

Давайте уточним понятия

Освободительный поход Русской армии на Украину  Украинские националисты 
0
450
Время на чтение 5 минут
Фото: из открытых источников

Главной политической болью стала для России в ушедшем 2022 году военная операция на Украине, спровоцированная государственным переворотом в Киеве и силовым утверждением в украинском обществе неонацистской идеологии. Дорвавшиеся до власти неонацистские силы отвергли русско-православные традиции как чуждые собственной идейной сути и потому обреченные, по их логике, с ростом агрессивных настроений «украинского самосознания» быть вырванными из национальной почвы страны как, якобы, чужеродные ее природе, привнесенные из России.

Возникает вопрос: откуда в нынешней Украине столь сильная ненависть к русской национальной традиции? Может быть, эта острая неприязнь к «русскому духу» есть нечто случайное и вполне «исправимое» силой «воспитательного воздействия», пусть даже военного, как это предполагали проектировщики СВО? Однако антирусская направленность «радикального украинства» сложилась не сегодня и не в советское время, а вызревала на всем протяжении ХХ столетия, демонстрируя в годы военного лихолетья Первой Мировой и Великой Отечественной войн свои наиболее агрессивные формы, аналогичные по уровню озлобленности нынешней ситуации. Значит, за этой «злобой» кроются внутренние причины.

В попытке выявить эти причины как начало осознания «украинской проблемы» и ее разумного преодоления необходимо сопоставить два ключевых понятия – «русский» (русская, русские) и «украинец» (украинка, украинцы). Какая первичная реальность кроется за этими терминами? В обоих случаях обнаруживается в нынешней политической публицистике недопонимание их коренного значения. В первом случае оно заключается в недопустимом «расширении» обозначаемого содержания слова «русский», а во втором – в искусственном «зауживании» значения слова «украинец».

Примером первого «недоразумения» может служить следующая фраза: «Мы не сомневаемся, что новый год явит победы русского оружия и русского солдата, будь то великоросс, малоросс, беларус, чеченец, бурят, мордвин, татарин, осетин, дагестанец, тувинец, якут и т.д.». (От Редакции АТ, С Новым Годом – годом начала свершений и побед России // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28254, 31.12.2022). Получается, что СВО на Украине проводят «русские» как особая этническая общность, а не Россия как социально-политическое, гражданско-государственное объединение различных по родословной народных масс, включающее в свой состав множество этнических сообществ, среди которых присутствует и некоторая часть «русских» в лице великороссов, малороссов, беларусов. Приведённая расширительная трактовка слова «русский» превращает политический конфликт между государствами РФ и Украина в межнациональную войну «украинцев» и «русских», не способствуя духовному примирению народов. Для выражения социально-гражданского статуса населения России имеется особый термин «россиянин» (россиянка, россияне). Не нужно подменять государственно-политический статус граждан страны их этническими именами, раздувая пламя межнационального раздора.

Если термин «русский» выражает этническую принадлежность гражданских лиц к восточно-славянскому народу, включающему в свой состав великороссов, малороссов, беларусов, то какова природа слова «украинец» (украинка, украинцы)? Значение данного слова вполне зримо прорисовывается в представлении об «окраине» какой-то более обширной территории. Таким образом, слово «украинец» происходит от названия «Украина» как первичного территориального образования по отношению к населению здесь проживающему. Следовательно, «украинцы» – это жители окраины какого-то более объемного устойчивого сообщества, социально более весомого, более значимого, более существенного по отношению к своим окраинным регионам.

Имя «украинец» жители Киевских земель не могли получить в изначальный, древнерусский период своей истории, так как Киев в то время представлялся в народном самосознании как «Мать городов русских», как «стольный град» русской земли. Следовательно, свое «окраинное» именование население данных территорий получило в более поздние времена, в период вхождения бывших русских земель в состав польско-литовского государства, социально возвысившего представителей католического населения центральных регионов страны над русским православным людом и закрепив «малозначимость» последнего словом «украинцы». Важно подчеркнуть, что название «украинец» характеризует не этническую принадлежность людей, а их социально-гражданский статус в качестве населения территориально-государственного образования Украина. Поэтому все граждане украинского государства в равной степени имеют право называть себя «украинцами»: это и татары, и евреи, и молдаване, и венгры, и поляки, и, конечно, русские в лице великороссов, малороссов, беларусов.

Таким образом, мы выявили главное различие в этимологическом статусе названий «русский» и «украинец» как разных по своей социокультурной природе, когда имя «русский» представляет этнокультурное объединение людей, а слово «украинец» характеризует их гражданский статус как социальных представителей государства Украина. Этого ни в коем случае не должны упускать из вида политики, чтобы не пробуждать в межгосударственном конфликте межнациональную рознь. Но если название «украинцы» не имеет этнокультурных корней, а является обозначением социально-гражданской субстанции в национальном самоопределении населения страны, то откуда берется такая озлобленность к русскому населению украинского государства, ненависть к россиянам как к иноземцам, духовно чуждым людям?

Дело в том, что постсоветская эпоха российско-украинской жизни обнажила лицо еще одного вполне самостоятельного этнического сообщества, которого прежде не выделяли в качестве особой этнической силы. Наряду с малороссами, великороссами, беларусами на Украине живут еще «западенцы» как особый восточно-славянский этнос, взращенный на западной Украине в период существования Австро-Венгерской империи и во многом сходный с малороссами, кроме религиозно-церковной организации. Эта организация возникла в 1596 году искусственным путем посредством скрещивания православия и католицизма в лоне униатской церкви с признанием главенства над собой Папы Римского. Именно «западенцы» стали главной организационной силой в совершении государственного переворота 2014 года и утверждении на Украине неонацистской идеологии, направив ее против России и Русской Православной Церкви.

Радикальный «нацистский дух» западенского общества обусловлен «искусственным», «промежуточным» характером его происхождения, когда он должен был отстаивать собственную нравственную самобытность перед лицом католической Польши и православной России. Особое отторжение западенцы испытывают к русским православным людям, обладающим теми же этногенетическими корнями, как и они, и потому требующим от них дополнительных усилий для размежевания. Ситуация с западенцами на Украине аналогична этническим процессам на Балканах, когда часть сербского населения перешла из православного вероисповедания в католическое и стала называться хорватами, демонстрируя повышенную неприязнь к своим православным братьям сербам как живому укору их нравственного предательства.

Сегодня западенские «самостийники» в своём отторжении «русских корней» украинского общества захватили власть в стране и направляют ее к растворению во «всеевропейском содружестве», отвергая этим установку русских масс на самобытный путь своего развития. Поэтому Москва в своей борьбе с неонацизмом должна во весь голос заявить о существовании в современной Украине наряду с малороссами как носителями православно-русской идеологии, также западенцев как приверженцев греко-католического вероисповедания и этим выправить прозападную деформацию Украины в сторону Русского мира как нравственного союза малороссов, великороссов и беларусов.

Гореликов Лев Александрович, доктор философских наук РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Александрович Гореликов
Истинная природа «собственности» в становлении глобального социума
«Общественная собственность» пробуждает и воспитывает в человеке не «эгоистическое», а коллективистское самосознание, научая людей не разделять мир на «мое» и «твое», а видеть в нем «наше» общее Вселенское достояние
08.05.2025
Ноосфернаая парадигма как концептуальный ориентир космической стратегии России в XXI веке
Главное достоинство ноосферной картины мира заключается в содержательной полноте и логической последовательности научно-философской мысли при описании мировой целостности как динамической системы ее основных организационных уровней
26.04.2025
Современный облик Русской идеи
Наиболее перспективным направлением развития русского самосознания является разработка ноосферного научно-философского мировоззрения
13.03.2025
Русский характер как нравственная основа грядущей России
Открытое письмо Андрею Витальевичу Сошенко
29.11.2024
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
Все статьи Лев Александрович Гореликов
Освободительный поход Русской армии на Украину
Все статьи темы
Украинские националисты
Герой России «Струна». Бог на войне. Наша Победа.
Почему Бог с русскими? Русский ковчег
10.05.2025
А не читает ли Владимир Путин «Русскую народную линию»?
Президент России выразил своё отношение к национализму
02.05.2025
«Церковь в конце концов всегда выходит победительницей»
Преследование Украинской Православной Церкви – временное!
28.04.2025
«Никакой этногенез там и не начинался»
Русских выписывают из русских и записывают в укры, чтобы затем переписать в европейских получателей пособия
25.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Прощай, наша замечательная и добрая Нина…
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.05.2025 04:27
Отсутствие профессионализма
Новый комментарий от Александр Уфаев
13.05.2025 03:26
В Обнинске дети мигрантов растоптали Георгиевский стяг
Новый комментарий от Александр Уфаев
13.05.2025 03:13
Почему сохраняется советская топонимика?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.05.2025 01:41
Царицын нельзя Сталинград!
Новый комментарий от Nicola
12.05.2025 22:04
Верните нашу акваторию, промысловый потенциал и нефть!
Новый комментарий от Русский Иван
12.05.2025 20:57