Группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект, направленный на введение единых общеобразовательных программ для школ РФ. Предполагается, что соответствующие программы разработает Минпросвещения РФ. Текст документа разместили в думской электронной базе, сообщает ТАСС.
Поправки могут внести в закон «Об образовании в РФ». Авторы инициативы предлагают «введение единых для Российской Федерации федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП), которые будут разрабатываться и утверждаться Минпросвещения России, в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования». Законопроект предполагает, что Минпросвещения разработает и утвердит ФООП до 1 марта 2023 года, а школы должны будут перейти на их реализацию до 1 сентября 2023 года.
«Для реализации единых образовательных программ вводится новый порядок разработки учебников – государственный заказ на разработку учебников (в комплекте с учебными пособиями) будет осуществлять Минпросвещения России», – указывается в пояснительной записке к законопроекту. Министерство будет утверждать авторский коллектив учебников. Исключительные права на учебники будут принадлежать РФ.
Согласно законопроекту, обязательными в начальной школе станут федеральные рабочие программы по предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир». В основном общем и среднем общем образовании обязательными предлагают сделать программы «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Законопроект вводит обязательные для исполнения федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
Школы смогут непосредственно применять ФООПы или их отдельные компоненты. При этом законопроект сохраняет за школами право разработать собственные образовательные программы, но их содержание и планируемые результаты «должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ», указывают авторы инициативы. Как отмечают парламентарии, предложенный в законопроекте подход позволит выстроить в РФ единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества.
Законопроект проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов:
Я отвечу как специалист в области корнеслова – вечной сути слов, в которой хранится суть корней. Программа — это то, что мы видим в современных информационных технологиях: жёсткая пропись с алгоритмом, когда лезут в душу человека, в его внутренний мир и берут долото и молоток или сверлильный бор и всё жёстко прописывают.
Конечно, ни один любящий своих детей учитель не станет их жестко программировать. Об этом в своё время мечтал такой великий западноевропейский католический учёный как Рене Декарт. До сих пор изучается его система координат. То, что сейчас собираются делать наши высокие руководители и чиновники (а мы знаем, что Министерством образования руководит программист и специалист в области информационных технологий) называется — жёсткий детерминизм. Это такое католическое картезианство. Они пробовали это делать в католических школах, начиная со Средних веков, и пытаются делать до сих пор. А мы обезьянничаем, хотя русская цивилизация сейчас противостоит этому жёсткому программированию внутреннего мира человека, превращению людей в биороботов и попыткам путём оцифровки и прочими цифровыми технологиями заменить человеческое сердце, качество человеческой жизни. Количеством качество не заменишь. То, что они планируют, основано на жёстком стандартном минимуме количестве знаний, которое является гностическим культом. Гностики — это потомки древних ветхозаветных ученых, противостоявших Христу, которые в Средние века восстали против распространяющих христианство и знаниями попытались заменить веру, а самое главное, любовь. Ведь Бог есть Любовь.
Поэтому если они хотят ещё и воспитание загнать в прокрустово ложе своих программ, то, как говорится, флаг им в руки. Но у них точно ничего не получится. Воспитание всегда было основано на любви, на качествах взаимоотношений учителя и учеников. Это всё живое и оно не поддаётся программированию. Об этом хорошо писал Достоевский в романе «Преступление и наказание». У социалистов, программистов человечества — Достоевский имел в виду Лебезятникова, Лужина и других персонажей — было предусмотрено три варианта развития событий будущего. А их миллиард. Человеческое сердце, говорил Достоевский устами Разумихина, ретроградно, не поддаётся программированию, ибо оно живое.
Если они этого не поймут и не учтут забытое, а попробуют через коленку ещё разочек переломать всех учителей, учеников и родителей, то выйдет антивоспитание и антиобразование. Потому что образование – это живой процесс, творческий процесс, и он требует свободы для учителя, который перед Богом ответит, прежде всего, за то, что он делает, как воспитывает и как учит и, конечно же, для учащихся.
Когда наши чиновники пытаются нас жёстко запрограммировать, то они лишают учителей и учеников всяческой свободы развития. Это мёртвый процесс. Будет истрачено огромное количество денег, сил, опять всё переломают, а потом спокойно уйдут на пенсию и скажут: «Это они плохо делают, а мы всё запрограммировали».
1. Порядок и порядок.