Не знаю, какими критериями руководствовались организаторы вечера, предложив мне возжечь свечу в память об этом подвижника благочестия и открыть настоящий вечер - наверное, тем, что мы земляки – я уроженец Луганской области, а он прожил всю жизнь в Донецкой. В начале 90-х годов ко мне, тогда председателю Союза Православных братств, настойчиво рвались болезненного вида священник с сопровождающими. Выяснилось, что они прибыли с Донбасса. А священник, игумен Савватий (впоследствии в схиме Зосима), который был уже довольно известен. Взволнованные ходоки рассказали о последних тревожных событиях на Украине, в частности, о собрании благочинных, которое провел Киевский митрополит Филарет (Денисенко) с той целью, чтобы склонить их к автокефалии. Восемь из двенадцати донецких благочинных выразили согласие с автокефалией. Батюшка занял твёрдую отрицательную позицию. Именно тогда он спросил митрополита: а народ спросили – хочет ли он автокефалии? – А что народ – народ – цэ быдло! – отреагировал Филарет. Батюшка в ответ: если для Вас народ «цэ быдло», тогда для меня Вы не владыка! Батюшка со своими духовными чадами стал эпицентром противодействия автокефалии.
Через несколько лет я посетил его обитель, где имел с ним тёплое продолжительное общение. Запомнилась благодатная атмосфера его кельи, множество мерцающих лампад, обилие частиц мощей угодников Божиих. Сразу скажу, что у меня, настоятеля старообрядного прихода Московского Патриархата, позиция по некоторым вопросам церковной жизни не во всем совпадала с позицией о. Зосимы, но в вопросе пагубности автокефалии, против которой Союз Братств вёл активную борьбу, мы были едины.
О. Зосима был потрясающим примером торжества духа над немощной плотью. Врачи говорили, что в его организме нет ни одной здоровой клетки. После клинической смерти он совершил паломничество на Святую Землю и начал большие строительные работы в монастыре. «Я живу от причастия до причастия» - говорил он. Ему были свойственны глубокая молитвенность, любовь к церковному благолепию, живая вера. После многочасовых монастырских служб у молящихся усталость улетучивалась и они чувствовали себя окрыленными. Рядом с ним ощущалась близость Бога и горнего мiра – Бог был его опорой и твердыней, по слову пророка Исаии: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».
О. Зосима был исповедником Православной веры, начиная с детских лет. Юные годы верующих, живших в советское время, часто омрачались гонениями и притеснениями. Меня, например, вызывали к директору школы, а впоследствии, когда я недолго проработал в школе учителем – к секретарю РОНО. Сравнительно с тем, что пережил будущий старец – это мелочи. Особенно он пострадал в первой половине 80-х уже будучи священнослужителем – стояние на холодном полу, заключение в «музыкальную шкатулку» с музыкой, угнетающе воздействующей на психику.
Батюшка был очень эрудированным человеком, постоянно стремился к познанию, много читал. Был интересным собеседником для широкого круга людей. В подмосковном Плесково он основал гимназию, в которой до сих пор дети получают качественное образование. О себе он говорил: «Я не перестаю учиться». Он не трепетал перед сильными мира сего, говорил правду в лицо. Ему была свойственна полная самоотдача: «Если себя жалеть, то и результат будет жалкий. Тот, кто для себя живёт – тлеет, а кто для других – горит».
Огромное вдохновляющее значение имело завещание старца с благословением, как поступать в случае формально законной автокефалии: держаться Москвы, Русской Православной Церкви, Патриарха Московского и всея Руси.
В отпевании схиархимандрита Зосимы участвовало двадцать архиереев и около пятисот священников. В часовне на могиле подвижника я совершил заупокойную литию по старому обряду. Затем на всех парах рванули на ж.д. вокзал. Мы стали явно опаздывать, внутренне вопиял я к старцу о помощи. Подъезжаем к перрону, и на наших глазах поезд отходит. Устремляемся на легковушке к следующей станции – та же картина отходящего поезда. И так несколько раз. Наконец, машина выбилась из сил, закашляла, зачихала, задымилась и остановилась. Пришлось брать билеты на другой поезд. Кто знает, какие были бы сложности, если бы мы успели на свой поезд. По опыту мы знаем, что неисполненная просьба – это тоже ответ. Потрясающе, что в шахтёрском крае, огромном промышленном мегаполисе - «мастерской Союза», где сравнительно не так много было храмов и верующих, благодаря молитвам и трудам о. Зосимы, возник такой прекрасный оазис православного благочестия и ревностной молитвы.
Накануне майдана в Киеве во время моей несанкционированной встречи с Филаретом, говоря о пагубности автокефалии, я ссылался на позицию подвижников благочестия прошлого и настоящего. В частности, о. Зосимы. Филарет тогда скептически отнёсся к упоминанию мною имени прозорливого старца - «пророка непокоренного Донбасса». О прозорливости старца говорит хотя бы тот факт, что он предсказывал приход на Донбасс бандеровцев и их зверства. Хотел бы ещё отметить благородство батюшки. Как известно, его постригал и рукополагал приснопамятный митрополит Никодим (Ротов). У него о. Зосима некоторое время был келейником. Когда я, известный своей критикой крайностей экуменизма, стал читать в книге В. Карагодина о старце строки, посвящённые владыке Никодиму, ожидая прочитать нечто негативное, но неожиданно прочитал, что это был великий человек, что разные лжеподвижники обвиняли его в экуменизме и т.д., то сначала опешил от неожиданности, а потом у меня невольно вырвалось: «Браво!» Как это было благородно со стороны о. Зосимы, многим обязанного почившему владыке, и знавших о нем более тех, кто поспешно выносил свой суд.
Очень приятно, что в центре Москвы (прим.: мероприятие проходило 24 августа в Офицерском клубе Военно-Космических Сил России) состоялся вечер, посвящённый 20-летию преставления великого подвижника нашего времени схиархимандрита Зосимы – в преддверии близкого возвращения Донбасса в родную гавань. Вечная ему память!
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России