itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Уникальное соавторство

Тайна создания «Тихого Дона»

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1580
Время на чтение 8 минут
Фото: Из личного архива автора

От редакции: Поскольку статья явно вызовет полемику среди читателей, хотим сразу пояснить, что Редакция не разделяет позицию нашего автора, но считает вполне допустимой публикацию этой статьи.

По Божьему промыслу случилось так, что после первой серьёзной попытки разгадать тайну создания «Тихого Дона» я вновь вернулась к ней в нынешнем году и хочу поделиться с читателями своими догадками и аргументами.

В середине июля 2007 года я побывала в станице Вёшенской: итогом поездки стал путевой очерк «Тайна «Тихого Дона», позже размещённый на моей странице на Прозе. Ру – Галина Чудинова – четвёртого января 2016-го. Поездке предшествовал вдумчивый анализ текста одного из любимейших моих произведений русской классики да внимательное изучение ряда газетных статей, появившихся в канун 100-летного юбилея со дня рождения М.А.Шолохова. В очерке изложены пять основных версий авторства, и читатели могут познакомиться с ними.

Я изначально не верила в то, что гениальную эпопею мог написать Михаил Шолохов в 23-летнем возрасте, хотя писатель Юрий Поляков и критик Феликс Кузнецов годами громили «антишолоховедов»: ссылаясь на гениальность юного Гёте, юных Пушкина и Лермонтова.

Проблема состояла в том, что юным гениям для воплощения их замыслов требовалось системное образование. За плечами у Гёте был Страсбургский университет, у Пушкина – Царскосельский лицей, который по уровню преподавания был приравнен к университету. М.Ю.Лермонтова обучали лучшие по тем временам учителя – и по всем предметам. Системное образование просматривается у автора текста «Тихого Дона» в его знании истории, философии, географии, ботаники, военного дела, литературы, основ православного христианства. Помимо этого, поэтические произведения юных гениев не требовали столь немалого жизненного опыта, какой прослеживается уже в первых двух томах эпопеи, вышедших один за другим.

А теперь цитирую отрывок из моего очерка: «Четвёртая версия захватывала воображение. Она была выдвинута молодым московским литературоведом Константином Германовичем Смирновым, и суть её сводилась к тому, что под именем Михаила Шолохова жил и творил Александр Дмитриевич Попов – правнук участника Крымской войны и обороны Севастополя Ивана Григорьевича Попова, внук епископа Воронежского и Борисоглебского Ефграфа Ивановича Попова, сын унтер- офицера линейного казачьего полка Дмитрия Ефграфовича Попова, жившего в своем родовом имении Ясеневка. Он учился в Воронежском кадетском корпусе, затем в офицерской кавалерийской школе, воевал в действующей армии во время первой мировой войны. После семнадцатого года, как уверял читателей К.Смирнов в своем интервью с Мариной Черкашиной на страницах “Российской газеты” от 9 февраля 2002 года, жизнь его была полна таких невероятных приключений, что впору было писать о ней роман. Он был старше Михаила Шолохова более, чем на десять лет, а с трёхлетнего возраста его, рано потерявшего родную мать, нянчила Анастасия Даниловна Черникова, которая позже и отдала ему документы погибшего в годы гражданской войны своего сына Михаила».

Многие годы я придерживалась именно этой версии, и лишь недавно меня стала смущать разница в возрасте – «был старше более, чем на десять лет». Мужчина, активный участник Первой мировой войны и революции 1917-го года, после всех испытаний с трудом мог бы выглядеть младше на три-пять лет, но никак не на десять.

Разгадка тайны лежала, буквально, на поверхности, но удивительно, что до сей поры никто не озвучил её. Ключ к разгадке в том, что «с трёхлетнего возраста его (Александра Попова) рано потерявшего родную мать, нянчила Анастасия Даниловна Черникова». По версии К. Смирнова, она «позже и отдала ему документы погибшего в годы гражданской войны своего сына Михаила».

Да, Константин Смирнов, – если это не псевдоним! – провёл огромную исследовательскую работу, однако, на мой взгляд, дело с авторством обстояло иначе. Александр Попов, повзрослев, счёл Анастасию Черникову своей второй матерью, а когда у неё родился сын Михаил, стал относиться к нему, как к младшему брату. Далее события могли выглядеть так: талантливейший молодой офицер творил свой шедевр по воспоминаниям детства и юности, и все эти бурные годы няня и её сын находились в поле его зрения. Опубликовать роман под своим именем он не мог из-за классовой принадлежности к дворянству, но отчётливо понимал огромное его значение для русской литературы. С удовлетворением узнал он, что его «младший брат» научился читать в четыре года, в пятнадцать лет писал пьесы, а позже – рассказы. Тогда и возник у него замысел о соавторстве, а вскоре – с согласия Михаила – проект был воплощён в жизнь. Разумеется, об этой тайне знали очень немногие: жена Шолохова Мария, возможно, его тесть, сотрудники ОГПУ, позднее – НКВД, да и сам Сталин. Руководство страны вполне устраивала личность молодого гения из народа.

Во время моего посещения Музея-усадьбы М.А.Шолохова в Вёшенской Надежда Тимофеевна Кузнецова, старший научный сотрудник, горячо убеждала меня, что именно М.Шолохов и никто иной был автором «Тихого Дона»: «В периоды войн и революций дети взрослеют рано: он воочию наблюдал многие будущие сцены “Тихого Дона”. Михаил стал свидетелем похорон прототипа Петра – хорунжего Павла Дроздова, на квартире которого жил в хуторе Плешакове. Видел он и страшное горе его семьи, и расправу над пленными красноармейцами. Видел, как командующий Донской Армии генерал Сидорин вручал награду жене убитого в начале восстания Дроздова. Отец Шолохова был дружен с Харлампием Ермаковым, и тот однажды продемонстрировал Александру и юному Мише знаменитый баклановский удар: стремительно перебросил шашку из одной руки в другую и срезал берёзки так, что их стволы воткнулись в землю вертикально. Да как можно сомневаться в его, Михаила Александровича, авторстве?! Основной материал он брал из рассказов участников тех событий. Был такой случай под Климовкой, когда конный казак порубил восемнадцать человек матросов, в романе их число уменьшилось: Григорий зарубил шашкой четверых. Можно привести десятки примеров того, как судьбы реальных людей осмыслялись в романе».

На мой взгляд, в 20-е годы ХХ века Александр Дмитриевич Попов, перейдя на сторону красных, жил и творил под чужим именем. По особым каналам связи передавал он в станицу Каргинскую, где были написаны две первые книги «Тихого Дона», большие куски рукописи, которую от руки переписывал его «младший брат», позже добавляя в текст эпизоды уже из собственного детства и юности. Вот так, в соавторстве была создана гениальная эпопея. Не исключено, что так же, в соавторстве, была создана и «Поднятая целина», а Александр Попов под чужим именем занимался по просьбе Сталина деятельностью разведчика на Дону – во избежание разного рода перегибов. Михаил Шолохов помогал ему в этом, и оба они могли встречаться со Сталиным.

Уникальное соавторство прервалось к моменту начала Великой Отечественной войны. Вполне вероятно, что Александр Попов, имея огромный боевой опыт, воевал и погиб на одном из фронтов.

О странностях поведения Михаила Шолохова после обретения им мировой известности и награждении его Нобелевской премией по литературе поведала мне в июле 2007 года жительница станицы Вёшенская Ольга Тимофеевна Кандаурова, поверившая в четвёртую версию авторства: «Жена его, конечно, знала всю правду о нем, а вот дети, скорее всего, не знали. Не зря Марья Петровна никогда не оставляла его одного: ездила с ним и на охоту, и на рыбалку. А как он пил! Порой его даже привязывали к кровати, чтобы не сотворил чего с собой!».

Какова же разгадка послевоенных лет жизни Михаила Шолохова? Чужая заслуга в создании гениальной эпопеи, тайна соавторства ломала и калечила его: он начал пить, и домашние ничего не могли с этим поделать… Его стремление поведать потомкам свою тайну выплеснулись в «Настасье Филипповне, Лопахине, Поприщенко», выведенных в качестве персонажей в книге «Они сражались за Родину». Так Шолохов пытался донести до читателей, что главный автор эпопеи пребывает в одном ряду с гениями русской словесности Достоевским, Чеховым, Гоголем. До последних дней своей жизни Михаил Шолохов, как мог, помогал людям, стремясь искупить свою вину. Умирая, он завещал жене свято хранить его тайну, что она и сделала. Заслуга Шолохова в том, что с его помощью «Тихий Дон» стал достоянием русской и мировой литературы.

Три вопроса, связанных с тайной авторства, возникли в истории мировой литературы – это Гомеровский. Шекспировский и Шолоховский. Многие исследователи отказывались поверить, что слепой, бродячий аэд мог сочинить «Илиаду» и «Одиссею». Со временем вопрос был закрыт строками гекзаметра:

Ты не пытайся узнать, где родился Гомер и где жил он:

Гордо чтут себя родиной все города.

Важным является дух, а не место –

Отчизна поэта – блеск «Илиады» самой, сам Одиссеев рассказ.

Закрыт был и Шекспировский вопрос: автором бессмертных комедий, трагедий и сонет сочли не знатного аристократа той поры, а уроженца Стратфорда-на-Эйвоне.

В пользу Михаила Александровича официальными властями – советскими и постсоветскими – решён и Шолоховский вопрос: от бывшей Ясеневки не осталось ничего, а многие архивные документы вычищены. Однако не античная древность и не эпоха Возрождения, а всего-навсего сто лет отделяют нас от времени создания «Тихого Дона». И всё же верится, что настанет пора, когда с русской точки зрения будет воссоздана наша история – трагическая и героическая, и читателям будут понятны причины уникального соавторства.

Галина Васильевна Чудиновакандидат филологических наук, член Союза писателей России, Пермский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Галина Чудинова

Все эти вводные данные о пьянстве Шолохова просто-напросто подложные письма,от неразумных "хазаров".Спорил недавно по этому вопросу,так спорщик ссылался на "Голос Америки".Вирус занесён давно и порочит имя великого писателя.Которому чудом удалось выжить,болел и онкологией,инсультом,пороком сердца.Мало того,чо грызли при жизни,то хотя бы перестаньте грызть,после смерти.
Русский Иван / 28.06.2022, 12:04

3.

Привет от солженицына.
С. Югов / 28.06.2022, 10:08

2. 1

Еще одна страница советской мифологии, когда все выворачивалось на изнамку , подгоняясь под некие марксистско- ленинские шаблоны. Душа человека живет в двух мирах. И душа Шолохова и мифического автора " Тихого дона" сейчас в Царствии Небесном. Очевидно, что эти души приходили на Землю , чтобы дать миру замечательное произведение. Все происходит по Промыслу Божиему. К сожалению , религиозное мировозрение так и не вошло в нашу жизнь , мы продолжаем жить в двухмерном мире материализма. Автор не проанализировала, зачем с позиции Промысла Божия был дан " Тихий дон" , а ответ на все кроется именно тут. Наконец - то нужно осознать безсмертие души и ко всему относится с этой позиции. Кто автор " Тихого дона"? Да, там в Царствии Небесном это знают. А у нас процветает языческий культ разного рода наград и орденов , и для нас почему - то это стоит на первом месте, а не сам " Тихий дон" . Для чего он был дан ???
учитель / 28.06.2022, 08:23

1.

К сожалению, повторяется старая либеральная байка о том, что Шолохов написал свой гениальный роман в 23 года. И на основе этой байки делаются всяческие домыслы и придуманные выводы.
Откройте любую биографию Шолохова и узнайте, что первые три тома своего романа он закончил в 1932 году, когда ему было 27 лет. А четвертый том был закончен в 1940 году, когда автору было 35 лет. Лермонтов к 27 годам уже написал все свои гениальные произведения. А Пушкин к 35 годам уже был живым классиком. Извините, но с гениями такое, к счастью, случается.
Валерий Хатюшин / 28.06.2022, 07:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Чудинова
Безбожие и безволие русских – причина трагедий
Неужели и сейчас не будут сделаны соответствующие выводы?
25.03.2024
Нет – курсу колониального капитализма!
Необходимо понять, что мы голосуем не столько за отдельного кандидата, сколько за дальнейший курс страны
14.03.2024
Русский человек должен чувствовать себя хозяином на родной земле
Пермская встреча членов «Русского собрания»
08.03.2024
Расколотая страна и смысл человеческой жизни
Спасение России целиком зависит от сочетания подлинной веры в Бога и от прозрения народного большинства
04.03.2024
Испытатель
О талантливой пермском музыканте-старовере Виталии Мутом
29.01.2024
Все статьи Галина Чудинова
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04