Как сообщалось, вчера Украинская Православная Церковь Московского Патриархата приняла решение о своей полной самостоятельности и независимости. Об этом говорится в постановлении Собора, прошедшего в Киеве.
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Что касается автокефалии УПЦ. Я могу прокомментировать ситуацию следующим образом. С одной стороны, по сути дела, ничего нового не произошло. Действительно, в свое время, с 1992 г., УПЦ, формально автономная, на самом деле обладала такими правами, которые и не снились нынешней так называемой Православной церкви Украины во главе с раскольничьим митрополитом Епифанием Думенко.
Украинская Церковь и так полностью самостоятельная. Она имеет свои самостоятельные органы управления, в Москву ни по каким вопросам внутреннего управления она не обращается, никаких средств в общецерковный фонд вот уже 30 лет она не высылает. Собственно говоря, это собрание как раз подтвердило, по сути дела, решение Харьковского собора 1992 года.
В этом плане ничего нового нет. Единственно, что новое, - это осуждение Святейшего Патриарха Кирилла за якобы принимаемое им участие в миротворческой операции, которое на самом деле является просто блефом. Никакого участия Святейший Патриарх Кирилл не принимает. Он понимает справедливость этой операции и в то же время выражает сочувствие обеим сторонам конфликта, являясь духовным отцом и для тех, и для других.
Конечно, подобное осуждение выглядит, мягко говоря, странным, если не сказать хамоватым. Но при этом надлежит понимать положение тех иерархов и клириков, которые оказались под пятой неонацистов, управляемых западными спецслужбами. Ведь если посмотреть на целый ряд украинских министров, то мы с изумлением увидим, что это люди, прежде обладавшие западным или иным гражданством, не являющиеся природными украинцами. Это, по сути дела, назначенцы «вашингтонского обкома», и никакой независимости в области государственной Украина не обладает.
Очень тяжко, конечно, смотреть на то, что эта зависимость ныне простирается и на область церковную. И украинским иерархам приходится говорить не совсем то, что они хотели бы сказать. Поскольку если бы они хотели осуждать войну, то надлежало бы осудить обе стороны, в том числе и киевскую, которая устроила этот военный конфликт в 2014 году, пролила реки крови, совершает военные преступления, нарушает законы и обычаи войны. Но понятно, что никаких слов осуждения в нынешней ситуации от украинских иерархов не дождешься. И понятно, что это может стоить им головы.
Не будем осуждать этих людей, оказавшихся в очень сложной жизненной ситуации. Как говорится, не дай Бог никому оказаться в такой ситуации.
Здесь, однако, чувствуется очень хитрый момент. Наши уважаемые малороссийские собратья находятся в положении того повара, которому разгневанная барыня велит съесть таракана, случайно выловленного ею в супе. Он таракана ест и не ест. Они вроде и осуждают Святейшего Патриарха Кирилла, а с другой стороны и не осуждают, потому что никаких формальных ходов, связанных с церковным судом и с евхаристическим общением, не предпринимается, что, кстати, требовали в свое время горячие головы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Никаких просьб и предложений о формальной полной автокефалии не поступало. И то, что они совершили, они просто засвидетельствовали реальный канонический статус Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Как говорится, где один хохол прошел, там двум евреям делать нечего. Поэтому в данной ситуации самое разумное с нашей стороны было бы просто не обращать внимания на эту сходку, считать ее яко не бывшей и покрыть любовью немощь и тяжелейшее состояние наших дорогих украинских, малороссийских собратьев, усилить о них молитву. И надо надеяться, что Господь все расставит по своим местам.
По сути дела, они не сказали ничего нового. Безусловно, Зеленскому сейчас жизненно важные какие угодно победы. Раз военных и дипломатических побед достигнуть он не может, то надо победить несчастных беззащитных батюшек, у которых, понятное дело, нет ни своих спецслужб, ни своих вооруженных сил, ни своих «Точек-У», ни своих танков, ни своих самолетов, и которых очень легко достать, потому что они связаны со своими приходами и своей паствой. И в данном случае это всего лишь отмазка перед Зеленским.
Посмотрим, как будут развиваться дальше события. Если Зеленский будет давить дальше, боюсь, что дело может закончиться внутренним взрывом. Надеюсь, что у него хватит ума дальше не давить, и ситуация останется замороженной. Что же касается нас, то к этим необоснованным обвинениям и нападкам надлежит отнестись спокойно и миролюбиво, с пониманием явной несвободы Украинской Православной Церкви, явной вынужденности этих заявлений и пониманием того, что все же пока, слава Богу, канонический Рубикон еще не перейден.
14. Ответ на 12, р.Б.Алексий: Пожалуй.
13. Вот и не занимайтесь.
12.
11. Ответ на 7, Владимир Николаев:
10. Ответ на 7, Владимир Николаев:
9. Иудейская война с православием и Россией
Еврейская преступная группа, захватившая власть на Украине, одержала победу над архиереями УПЦ. Это борьба с Россией и православием. Одновременно они ведут борьбу с памятниками, названиями улиц, которые связаны с русскими поэтами, полководцами, учеными, заменяя их на своих соплеменников. Чтобы уничтожить память об истории украинского народа. Нужно отдать должное евреям, они много добились в деле превращения Украины в большой израиль.
8. УПЦ не официально объявила о своей автокефальности, но поод видом
7. Решения Арх.Собора и Священного Синода РПЦ МП больше не имеют высшей юридической силы
6. Руководство УП больше не будет посещать ни Арх. Соборы , ни заседания Священного Синода РПЦ МП
5. Подошли вплотную к рубикону !
2) УПЦ изъяла их своего Устава и все иных установочных документов все ссылки, что УПЦ является самоуправляемой автономной церковью в составе РПЦ МП , и теперь полностью самостоятельно и независимо общается с другими Поместными Церквами, без посредника, без РПЦ МП, как полностью самостоятельная и независимая, (но не объявляя официально об автокефальности),
3) УПЦ объявила о самостоятельном мироварении, прекратив его получать из Кириархальной Церкви ---РПЦ МП,
4) УПЦ объявила о самостоятельном открытии заграничных приходов для окормления беженцев, без благословения Кириархальной Церкви --РПЦ МП,
5) УПЦ сделала первый шаг к сближению с самочинной ПЦУ, без обозначения ее названия в кавычки и скобки.