В феврале этого года началась специальная военная операция Российских (русских) войск по защите республик Донбасса. Изначально, по предположению в патриотических кругах, при планировании этой операции видимо рассчитывали на поддержку местных элит на Украине и государственный переворот и тем самым закончить ее в течении месяца. Но воля Божия иная. Почему Господь не дал нам сразу Победу, а операция фактически превратилась в полноценную войну.
Представим, если бы мы все прошло по плану, и Запад бы не ввел бы нынешние санкции (или ввел только малую часть). Мы бы продолжали жить по-прежнему, импортозамещение продолжало бы буксовать, на экранах ТВ бы постепенно продвигались западные уже не либеральные, а содомские идеи...
Но мы знаем из Священного Писания и Святых Отцов что воля Божия о человечестве это спасение каждого человека и всех народов. Не только каждый человек, но и каждый народ у Господа имеет свое предназначение. Множество примеров есть в Ветхом Завете, ассирийцы, вавилоняне с царем Навуходоносором исполняли волю Божию о наказании (наставлении) избранного народа и возвращении его на путь Истины.
Кратко рассмотрим воля Божию о русском (народы, населяющие территорию России) народе… Известна идеология концепция Москвы, России, как Третьего Рима, которая возникла вследствие развития мысли, изложенной иноком Филофеем в письме к Великому князю Василию III Ивановичу, которого тот уже именовал Царем. Конец XV начало XVI веков стали для нашей страны периодом становления в качестве державы мирового значения. Формула «яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» стала ядром государственной идеологии и внутреннего мироощущения русского человека на века вперед.
Как можно понимать смысл этой концепции. Есть мнение, что понятие Третьего Рима подразумевает сильное мощное государство в военном и экономическом аспекте – Империя. Но Россия за прошлый век пережила крушение двух своих империй, прошла через период глубокого падения, унижения и зависимости от западного гегемона. Поэтому в обществе справедливо возникают вопросы о том, что концепция Третьего Рима не применима к сегодняшней стране (при рассуждении отталкиваясь только от политических, идеологических и экономических подходов). В письме инока Филофея указывается следующие слова: «Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, - все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть; твое христианское царство иным не заменится...». Обратим внимание на последнюю фразу: твое христианское царство иным не заменится... Можно сказать, что Россия стала Третьим Римом не в силу своего величия или доминирования (ведь d XV веке Русь только же освободилась от ига, в религиозном плане переживала религиозный кризис – ересь жидовствующих, апокалиптические настроения конца XV века). Но Россия является Третьим Римом прежде всего, как последний оплот Православия, последний рубеж обороны. Вот ключевое значение — это идеи.
Возникает вопрос в связи крушением Российской Империи 1917 году, и замена ее государством с атеистической идеологии (СССР). Как этот период соотносится с идеей Третьего Рима. Но если вспомним историю 2-ого Рима (захват крестоносцамив 13 веке и Византия фактически перестала существовать более чем на полвека), но ведь датой падения 2-ого Рима является 1453 год, таким образом после падения от крестоносцев еще более 2 веков существовал.
Но с другой стороны о. Иоанн называет важный фактор для жизни нашего Отечества (Святой Руси, Третьего Рима) — существование в России праведников, святых людей, то есть тех, кто посвятил жизнь не улучшению жизненных условий, своих и своих близких, но, сознательно отказываясь от материального преуспевания, определил целью жизни духовно-нравственное совершенствование, хождение в Боге. Эти люди, по мнению кронштадтского пастыря, несмотря на некую отрешённость от жизни и не включённость в исторический процесс, как раз во многом и определяют его течение. «Ещё есть верные и избранные в России праведники, как некогда были в царствующем граде святом Андрей с Епифанием и другие» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Предсмертный дневник 1908, май – ноябрь». M., 2006, с. 64). По его мнению фундаментом возрождения личности, общества и государства Российского, по мнению святого пастыря, является не мировоззренческие концепции, не рассудочная вера, но живая, деятельная, определяющая поведение человека (Журнал Дамаскин. №1(38) март 2017 года, с. 36).
Последние годы западный мир проходит серьезную трансформацию. Традиционный западный либерализм сменяется деструктивной диктатурой транснационального капитала, которая использует в качестве тарана агрессивные движения сексуальных меньшинств и черный неорасизм. Христианский фундамент западного мира стремительно разрушается.
Поэтому мессианскую идею Третьего Рима думаю, следует понимать не как некую внешнюю форму, форму мощного государства Империи, но как было сказано выше, Россия сродни Евангельскому винограднику который был дан русскому народу (в религиозном понимании, а не в национальном) для обрабатывания и принесения благих плодов. А плоды этого - исполнение заповедей Божии, духовное искание Бога, стремление к соединению с Богом. А искание Бога начинается прежде всего со смирения и покаяния, отрицание своей значимости, превозношение и прославление Бога.
«Русь Святая, храни Веру православную, в ней же тебе утверждение», «Москва – Третий Рим», «Новый Иерусалим», «Народ богоносец», «Православие Самодержавие Народность», «Удерживающий», «Народ победитель», - это все идейные проявления одной сути, то есть чего-то неизменного и сущностного что наполняет Россию.
Отсюда с духовно-религиозной точки понятно почему СВО пошла по иному сценарию и были введены санкции, которые с одной стороны наносят экономический удар, с другой стороны дают нам шанс на возрождение не в только в экономическом плане, но прежде всего дает очищение от культурных скверн, дает толчок к духовному и мировоззренческому и культурному возрождению.
Некоторые задают вопрос, почему война постигла народ на Украине (исторически всегда была Окраина либо РИ или Польши, только 30 лет как независимы). Одно дело это политические и экономические причины: защита Донбасса и др. Ведь народ там более благочестив (ведь они меньше подверглись атеистической обработке в XX веке благодаря своему расположению), % православных выше чем в нашей стране. Но Историю творить Господь Бог. Когда в городе матери русских православных городов – Киеве стали проводиться гей-парады (с 2016 года). А из Библии мы знаем какая постигла участь Содом и Гоморру. Ведь эти города были наказаны огнем не столько за факт грех членов общества. Ведь содомский грех давно известен и есть почти в каждой стране люди, пораженные им. Но когда грех (содомский) возводится в норму, тогда и постигает кара Божия.
Нам хорошо также убрать из законодательства узаконенное убийство детей (т.е. вывести из госфинансирования). И наш президент начал постепенно бороться с этим грехом (ввел поддержку беременных женщин, чтобы сократить количество абортов по материальным причинам)…
И за почти 3 месяца СВО страна стала очищаться. Из страны уехали многие деятели, пропагандирующие греховный образ жизни, остановилось финансирование иностранных НКО – целью которых было внедрение чуждых нашей культуре элементов...
В очередной раз, как неоднократно было, силы ада и их приспешники (в данном случае элита Запад) ослепленные гордыней хочет выиграть военным путем, доказать, что они сильнее…
И не нужно паниковать, Россия под покровом пресвятой Владычицы Богородицы. Лучше усилить молитвы за Президента, наше воинство и т. д.
Соответственно, теперь, как и раньше задача России - это не только охранять предел до тех пор, не только сохранять православную культуру, пока это возможно (это задача минимум), но нести Свет Христов всему миру (задача максимум).
Ведь что значит наша православная вера, это не только культурные нормы и традиции, нравственные нормы и понятия. Безусловно они важны и без них обойтись невозможно. Но ведь главная цель христианской жизни, как записал служка прп. Серафима Саровского Мотовилов Н. А. это пребывание в Боге, ведь Богообщение, соединение с Богом. И даже молитва является не целью, а средством для достижения основной цели. Наверно почти каждый православный христианин можно поведать нам о том, что имел опыт соприкосновения с энергией Божией, с благодатью, в той или иной степени. Подвижники благочестия и монашествующие больше и чаще, и глубже гораздо, а мы простые мирские только мимолетом. У благодатного состояния есть одна временная особенность, оно не может надоест в отличия от любого удовольствия мира сего (будь покупка автомобиля, который через 2-3 месяца не приносит того удовольствия, чем в первый месяц и т. д.). Сержантов П. Б. в своей книге «Исихастская антропология о временном и вечном» выделяет три вида времени. Циклическое, линейное и дискретное. Очень кратко опишем. Циклическое время соответствует страстному состоянию человека, когда ум человек увлекается кружением страстных помыслов, и заканчивая повторением греха (словом или делом) обусловленного страстью (которая формируется изначально с помыслов, сочетания с ними и получение «удовольствий» от них). И эти «действия» цикличны – помысл – сочетание – «мысленное и чувственное удовольствие» - грех на деле (слове). И не обязательно цикл имеет конечное на «деле». Линейное время — это время аскетического подвига. При обращении к Богу, покаянии и борьбе со страстями, цикл нарушается, размыкается, превращается сначала в спираль, затем в линейное время и движения энергии. У бесстрастного подвижника с чистой молитвы ум неподвижно движется, и в ней уже нет «набора слов речи», т.е. нет длительности во времени, вся молитва в мистическом опыте предстает как книга в один миг (Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. - СПб.: Воскресение, 2014, с. 944). Это дискретное время, где человек переживает мгновение вечности, соприкасается с энергии Света Божества. И во многих исихастских текста мистический опыт либо только кратко (не ясно) описывается, но в письме можно передать больше аскетические правила и действия, сам опыт фактически передаваемый, потому что текст, слова – это выражения временного бытия, а опыт из вечного бытия. Поэтому у каждого человека свой опыт Богообщения, и у каждого разного.
Враги рода человеческого, и их человеческие слуги фактически лишены вечной радости, находятся в циклическом страстном времени (где зачастую страсть является мучением), и завидуют нам, что нам дана возможность Богообщения, быть с Богом, и пытаются разрушить (устранить, лишить) инструментов, которые могут помочь человеку подвести себя к этому вечному общению: Церковь, православные нормы и традиции, русская культура (художественная, музыкальная, литературная и т. д.), понятие человека как Образа Божия, и вообще понятие человека как Личности.
И, Слава Богу, в русских людях еще живы Евангельские заповеди, это прекрасно видно у наших воинах, которые сегодня сражаются.
Поэтому сохранение возможности богообщения и инструментом для этого (культура, нормы и т. д.) и есть основная идея, то есть идеология. И эта идеология не может быть направлена только на одну личность, на какой-то класс или на один этнос, это идеология для всех людей, потому что теперь мы противостоим человеконенавистникам, которые стремятся к деконструкции и порабощения человеческого рода.
P. S. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих словах призывает всех русских людей: «Восстань же, русский человек, воскресни от мертвых, и освятит тя Христос» (Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Я предвижу восстановление мощной России / Сост., предисл., примеч., именной словарь А.Д. Каплина / Отв. ред. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2012, с. 546), — для того, чтобы реализовать в жизни задачу, указанную промыслом Божиим русскому народу, имеющему истинную спасительную православную веру: «Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своею верой во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету Великого князя Владимира, — как единая Церковь... Перестали Русские понимать, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он Русский» (Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. - СПб.: Воскресение, 2014, с. 944).
Иерей Евгений Хованский, магистр богословия, г. Йошкар-Ола