Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте данные мониторинга уровня счастья россиян.
«Определенно счастливыми в марте 2022 года себя назвали 37% российских граждан, скорее счастливы еще 46%. В той или иной степени несчастливыми считают себя 14% россиян, - говорится в пресс-релизе ВЦИОМ. - Индекс счастья в марте текущего года составил 68 п., за год значение индекса выросло на 4 п. (64 п. в марте 2021 г.) и снизилось на 3 п. к ноябрю 2021 года.
Тридцать лет назад, в феврале 1992 года, было зафиксировано наименьшее значение индекса счастья — 6 п. Доля определенно счастливых людей на тот момент составляла всего 2%. После пикового негативного значения тридцатилетней давности процент определенно счастливых россиян рос, установив максимум в 39% в октябре 2015. С этого периода значение сохранялось в коридоре значений от 31% до 39%.
Россияне считают, что их окружают в основном счастливые люди (43%) или счастливых и несчастных в окружении поровну (40%). Лишь каждый десятый видит вокруг в основном несчастливых людей (10%). Социальный индекс счастья в марте достиг максимума с 2017 года, составив 60 п.
Жители мегаполисов реже, чем жители небольших городов, сообщали, что счастливы (Москва и Санкт-Петербург — 76%, города-миллионники — 77%, города с населением 100 тыс. — 89%). Больше всего счастливых россиян живет в Южном федеральном округе — 87%, а жители Северо-Западного чаще считают себя несчастливыми (23%). В окружении жителей Южного и Дальневосточного федеральных округов больше счастливых людей (по 48%). О том, что среди их знакомых больше несчастливых, чаще сообщали в Сибирском федеральном округе (16%)».
Результаты исследования проанализировала в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:
Мне удивительны такие результаты исследования. ВЦИОМ любит баловаться подобными опросами. Может быть, по сравнению с 1992 годом увеличили количество показателей счастья.
Даже для того, чтобы сравнивать индекс счастья 20-30-летней давности нужно посмотреть, какие они использовали показатели индекса 20 лет назад. Если по их данным сейчас этих показателей больше 60 пунктов, то я сомневаюсь, что на тот момент, когда они исследовали этот индекс счастья в 1992 году, показателей индекса счастья было 60. Скорее всего, их было меньше.
Поэтому сравнивать индекс счастья 30летней давности с сегодняшним – не совсем корректно. Менялась система ценностей общества — показатели индекса счастья соответственно тоже менялись. Поэтому дать полноценную оценку тому, насколько индекс счастья вырос по отношению к 90-м годам, мне сложно, не видя показателя, по которому оценивался этот индекс счастья.
Могу предположить, что показатель индекса счастья по любому увеличился.
Как ни прискорбно об этом говорить, уровень материального благосостояния очень сильно влияет на счастье людей. Поэтому, если учитывать, что всё-таки уровень благосостояния и стабильности у нас в стране у большинства вырос. Об этом говорит опрос, особенно он вырос на юге России и в крупных городах, потому что именно эти регионы являются наиболее обеспеченными с точки зрения экономического благосостояния. Приморский край тоже, наверное, не самый худший регион с точки зрения этих показателей.
С моей точки зрения, юг и Дальний Восток добавляют счастья еще с точки зрения погодных условий. Почему себя чувствует несчастным Северо-Запад? Северные регионы всегда более несчастливы и с точки зрения экономики, и с точки зрения погодных условий. Потому что там много дней в году бывают полярные ночи, людям не хватает солнца, там холод и мороз. Не говоря уже об экономических показателях, которые там всегда были ниже, чем в южных регионах и крупных городах.
Поэтому экономика делает своё дело и от этого мы зависим. На экономику накладывается наш личный показатель индекса счастья - семья, личные отношения, потому что уровень благосостояния влияет и на это. Чем больше мы можем себе позволить, тем больше счастливы наши близкие, тем больше мы можем им дать.
Можно предположить, что показатель индекса счастья вырос. Я сомневаюсь, что он вырос в 11 раз, потому что это весьма условная величина, и я уже сказала по каким причинам. Но есть основания, что он действительно вырос, мне так кажется даже по моим внутренним ощущениям, если не брать социологические данные.
Хорошо было бы провести этот опрос сейчас, после начала военной операции. Сейчас мы можем увидеть совершенно другую картину. Если вспомнить страну 1992 года, когда она лежала в руинах и развале, это была совершенно другая история, на которую откладывался отпечаток не только экономический, но ещё и отпечаток серьёзных событий, происходящих в стране. Была полная пертурбация всего — и системы, и экономики, люди теряли устойчивость и моральную и материальную, они оставались без работы, они не видели пути, не знали, куда мы идём.
Поэтому там был самый низкий показатель.
Интересно, какой будет показатель индекса счастья в ближайшие три месяца или полгода. Потому что пока только зашкаливает уровень страха, никто не знает, что будет в реалии. И никакое исследование сейчас ничего не покажет, потому что все события уже произошли и будет очень важно посмотреть, какой будет индекс счастья у населения чуть позже в связи с событиями, которые сейчас происходят.