Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Фёдоров в интервью газете «Взгляд» ответил на вопрос корреспондента о том, насколько для молодёжи важно чувство принадлежности к сильному государству и кем себя больше ощущают молодые люди – космополитами или патриотами.
По словам Фёдорова, они в большинстве своем патриоты, потому что росли в обстановке патриотического подъёма и конфронтации Запада и России. Молодые люди участвуют в акциях «Бессмертного полка», ищут и находят то, чем могут гордиться.
«Чувство принадлежности к великой стране у молодёжи, безусловно, есть. Но с некоторыми особенностями. Это не агрессивный патриотизм. "Можем повторить!" – это для старшего или среднего поколений. Нынешние молодые не хотят "повторять" – доходить до Берлина или Парижа. Они патриоты, гордятся тем, что они русские, но при этом они не изоляционисты, не почвенники, они более свободны, открыты. Готовы и за образованием, и за работой ехать в другие страны, а потом возвращаться – или нет, как пойдет. Это новый интересный синтез космополитизма и патриотизма. Раньше был очевидный крен в сторону первого, затем – второго, сейчас выстраивается какой-то новый баланс», - заключил гендиректор ВЦИОМ.
Слова В.Федорова прокомментировала в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:
Я нахожу странными такие рассуждения. Я не могу поспорить, что молодые люди не патриоты. Какая-то доля правды в этом есть, потому что признаки патриотизма налицо, они действительно присутствуют, потому что большая часть молодёжи любит нашу страну. Но с точки зрения симбиоза космополитизма патриотизм вызывает большие сомнения. Речь идёт о патриотизме в том виде, в котором мы привыкли давать это определение.
Во-первых, мне кажется, надо изменить определение патриотизма, чтобы не было этого симбиоза. Сейчас главной целью молодого человека является не страна, где он живёт, а материальное благополучие. И неважно, где ты живёшь — в своей стране или в чужой. К сожалению, эта модель жизни - удел капиталистического общества, потому что во главу угла поставлена основная цель — успешность, которая основывается на материальных ценностях таких, как: хорошая высокооплачиваемая работа, карьерный рост, благополучие в виде квартиры или дома, дачи, машины. Даже семья, с моей точки зрения, стала материальным атрибутом. И в этом плане у нас далеко до духовности. Люди доживают до определенного возраста, 35-40 лет, чтобы создать семью. Там уже вряд ли идёт речь о любви.
На эту тему у меня были дискуссионные клубы со студентами. Многие молодые люди реально говорили, что должны вначале получить образование, потом сделать себе карьеру, потом заработать денег, а потом будут думать о семье, потому что они должны встать за ноги. На мой вопрос: «А будет ли любовь?» никто ответить не смог. По какому принципу они будут создавать семью? По принципу — понравился и всё? Студенты сами были в шоке, потому что реально так оно и есть, просто никто об этом не задумывался.
Патриотизм ли это? Я думаю, что вряд ли. С точки зрения научных понятий, симбиоз здесь невозможен. Поэтому, если говорить о его интервью, то надо менять определение патриотизма. Если уж патриотизм изменился, то давайте тогда изменим и понятие, это будет более искренне.
После того, как Путин объявил патриотизм национальной идеей, начались попытки скрестить бульдога с носорогом, что и делает Фёдоров, т.е. выдавать свою идеологию под патриотизм. Они именно приспосабливают, примеряют. И самое главное, что все эти идеи, такие как «Бессмертный полк», - это заслуга нашего старшего поколения — наших дедушек и бабушек, а для молодёжи — прабабушек и прадедушек. Объединять на почве патриотизма нужно не только на идеях прошлых заслуг. Надо иметь новые идеи, а их нет. Это самое ужасное, что может быть.
Да, молодежь ценит труд своих родителей. Да, она чтит память своих предков. Но на сегодняшний день государство не создало ни одной новой патриотической идеи объединения общества, кроме спорта, олимпиад, спартакиад, дискредитировавших себя на допинговых скандалах, и партий фактически в лице одной «Единой России». Все идеи многопартийности, демократии, свободы проявления личности – обман и иллюзия. Государство не предложило ничего нового, чем в настоящее время можно гордиться.
Чем гордятся молодые люди? Какой страной? Достижениями прошлых заслуг наших дедушек и прадедушек? Или гордятся страной нынешней в сегодняшнем состоянии? Давайте спросим молодёжь: «Какой Россией Вы гордитесь? Достижениями каких годов вы гордитесь: царских, сталинских, 1970-х? Или вам нравится жить здесь и сейчас?». Я не сомневаюсь, что большая часть молодежи ответит, что им нравится жить сейчас. Но будут и такие, которым не нравится. Потому что молодёжь у нас сейчас бесправная, и у них очень мало возможностей как-то пробиться. Если исследовать этот критерий подробно с точки зрения возможностей молодёжи в нашей стране, то я думаю, что миф о патриотизме быстро разобьётся. По той причине, что мы имеем пенсионную реформу, которая сейчас отодвигает молодых и их возможности продвижения в обществе на задний план. Потому что в образовании у нас сейчас идет полная и ужасная деградация.
Большая часть молодых людей уезжает за рубеж не потому, что они не любят свою страну. Вполне возможно, что они патриоты, может быть, он и прав. Но дело в том — чем молодёжи гордиться-то? Многие молодые люди уезжают учиться в Чехию, где бесплатное образование, или в Норвегию, Швецию, потому что не могут учиться у нас. Я общалась со студентами, которые учатся в Чехии. Они не собираются возвращаться в Россию. Никто не собирается и никто не возвращается. Кто учится там, уже не возвращается. Надо понимать, что если молодой человек уехал учиться за рубеж, то вероятность того, что он вернется обратно, в лучшем случае 5%. О каком патриотизме тут можно говорить?
Существует некая трансформация понятий космополитизма и патриотизма. Тогда сначала трансформируйте понятия и не делайте конгломерат из того, что несовместимо. Трансформируйте, а не притягивайте за уши патриотизм, которого нет.
1. Надо иметь новые идеи, а их нет. Это самое ужасное, что может быть