В средствах массовой информации Сербии остро раскритиковали признание Константинопольским патриархатом так называемой Македонской церкви, называя произошедшее расколом в мировом Православии и вмешательством Фанара во внутренние дела Сербской Церкви, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на греческое издание Romfea.gr.
«Варфоломей разделяет Православие», «Раскол в Православии», «Вселенский патриарх признает и раскольников Черногории», – таковы заголовки публикаций некоторых газет в Сербии.
В них говорится, что Фанар ранее не реагировал на желание македонских раскольников вступить с ним в евхаристическое общение. Но после информации о переговорах Сербской Церкви с Македонской, срочно признал раскольников.
Таким образом, пишут в СМИ, патриарх Варфоломей пытается создать видимость, что переговоры якобы велись по его благословению, и что Константинопольский патриархат имеет власть «самовольно изменять решения других Церквей и вмешиваться во внутренние дела другой Поместной Церкви».
Также допускается, что следующим шагом Фанара станет признание раскольников в Черногории.
Кроме того, отмечается несправедливость решения патриарха Варфоломея в отношении Предстоятеля автономной Православной Охридской архиепископии архиепископа Охридского и митрополита Скопийского Иоанна, который претерпел много гонений от властей и даже лишение свободы за единство Православия в Северной Македонии.
Митрополит Клинский Леонид в своем телеграм-канале решение Фанара, «впрочем, как и все принятые Фанаром (район Стамбула Фенер, где находится резиденция главы Константинопольской Церкви) за последние десятилетия ещё больше раскалывает Православный Мир».
По его словам, «с маниакальной настойчивостью Патриарх Варфоломей пытается утвердить своё право первенства (читай эгоцентризм) и убедить в этом тех, кто мало разбирается в международной церковной повестке. Фанар идёт в фарватере западного политического мейнстрима, разрушая по ходу всё, что создавалось веками и держалось на балансе веры в общепринятые духовные, моральные, этические аспекты. Понятно, что его действия не имеют под собой ни малейшей самостоятельности и продиктованы пожеланиями тех, кто уже давно поставил себе задачу убить Православие, вычленив его из мировой системы координат».
«Начало событий "македонской автокефалии" относится к 1966 г., - напомнил он, - а спусковым крючком в новейшей истории послужили события в Югославии, когда НАТО под руководством США, в нарушении всех международных прав и норм, уничтожило страну. Последствия мы видим до сих пор, в том числе и на церковном треке».
«Политику раскола на Балканах Фанар проводит последовательно и настойчиво. В интервью для Би-би-си, опубликованном 11 января 2019 года, архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский), назначенный в 2018 году экзархом Вселенского патриарха на Украине, заявил среди прочего: "Я поддерживаю тезис о том, что у каждого народа, желающего иметь свою православную церковь, должно быть право ее учреждать и просить ее признания другими православными церквями. В том числе, если речь идет о Македонии и Черногории".
Всегда неустанно повторяю: Церковь – это не клуб по интересам, и свои "хотелки и мрiи" нужно держать при себе, - подчеркнул владыка. - Любые решения, которые влекут далекоидущие последствия для Единой Святой Соборной Апостольской Церкви, должны решаться только сообща, всеми Православными Поместными Церквями».
«С ужасом смотрю вперёд и думаю, что в очередной раз признает Фанар, - отметил он. - Кого из раскольников поставит в свой личный и сочувствующий эллинский диптих? Учитывая заокеанский ветер, это будет "церковь летающего макаронного монстра" с благозвучным "Учением о пастафарианстве". Так и хочется задаться вопросом: "Кто ты, человек!? И что, кроме раскола, разрухи и горя ты оставишь после себя? Что ты скажешь Богу?". Хотя это риторика. А практика — это София Константинопольская (Стамбул), потерявшая даже музейный статус. Это поруганные святыни монастыря Панагия Сумела (Трабзон), где вместо молитвы гремят дискотеки. Может быть, стоит обратить внимание на то, что происходит у себя в доме? Хотя, есть ли этот Отеческий дом? Константинополь пал в 1453 году и остался де-юре только на табло греческих аэропортов, где рейсы в Стамбул именуются константинопольскими. А на Фанаре остался титул, пока остался. Может и переименуют в Стамбульский, если Султан позволит, иначе можно и турецкого паспорта с гражданством лишиться. Останутся транзитные зоны аэропортов. Так что с титулами тоже необходима сдержанность. А то есть и "Судьи Вселенной", которые судят так, что континентально теряют духовное присутствие.
«На Синоде Константинопольской Церкви, по вопросу о македонских раскольниках документ назван "πρᾶξις" т.е. "деяние, действие". Так вот, за такие действия придётся отвечать, и скорее всего ещё при этой жизни», - не сомневается митрополит Леонид.
В свою очередь глава Представительства Украинской Православной Церкви Московского Патриархата при международных европейских организациях епископ Барышевский Виктор (Коцаба) заявил в своём телеграм-канале, что «некоторые говорят, что Стамбул решил "перехватить инициативу" у Сербской Церкви, ослабив позиции последней».
«Действительно, - отметил владыка, - 6 мая 2022 года епископ Зворницкий и Тузланский Фотий рассказал, что Сербская Церковь и так называемая "Македонская церковь" после многолетнего перерыва возобновили диалог. Он призвал "молиться за исцеление раскола 1967 года", так как "исцеление раскола будет на благо Церкви, и на благо двух братских народов».
«После того, как Сербская Церковь возобновила решение вопроса об исцелении раскола на своей канонической территории в Македонии, фанариоты нанесли ей удар в спину, - не сомневается он. - Принятие "Македонской церкви" в общение состоялось настолько скороспешно, что возникает мысль о неподготовленности этого шага и в банальном желании Фанара "словить момент". Решение Фанара – это удар по Сербской Церкви. Складывается впечатление, что оно продиктовано не "переживанием за единство", что никак не согласуется с признанием раскольников без ведома и участия канонической Церкви в Македонии, а принято по той причине, чтобы в очередной раз продемонстрировать готовность воспользоваться удобным случаем и любым способом увеличить свое влияние и укрепить положение в православном мире. Пусть даже и за счет канонов Церкви и элементарных правил братского взаимоуважения».
Обозреватель Царьграда Михаил Тюренков в своем материале «Сербская Церковь под ударом: стамбульский Фанар потерял берега в Северной Македонии» отметил, что «более полувека Сербский Патриархат пытался решить македонский вопрос в канонических рамках, однако местные раскольники все эти годы делали всё, чтобы не допустить служение канонических православных клириков на территории Македонии (с недавних пор переименованной в Северную Македонию). Так, глава автономной македонской Охридской архиепископии (канонической части Сербской Церкви) архиепископ Охридский и митрополит Скопийский Иоанн (Вранишковский) несколько лет провёл в тюремном заключении только за то, что совершал православные богослужения в македонских храмах».
По его словам, «в последние годы, в значительной степени благодаря миротворческой деятельности Русской Православной Церкви, македонские власти ослабили давление на каноническое православное духовенство, однако ситуация оставалась непростой».
Так, в 2019 году Священный Синод Сербской Православной Церкви в своём заявлении отметил следующее:
«Остаётся сложным состояние нашей автономной Охридской митрополии в Северной Македонии, где в настоящее время нет прямых гонений на архиепископа Иоанна, епископов, клириков, монахов и верующих, но над их головой постоянно висит Дамоклов меч нового судебного преследования. Несмотря на это, наша Церковь по-прежнему готова к диалогу с тамошней Церковью, которая на протяжении десятилетий пребывает в расколе. Сербская Церковь выступает за решение проблемы на канонической основе».
«Свои предложения по каноническому решению македонского вопроса несколько лет назад предлагала Болгарская Православная Церковь (как известно, болгары с македонцами в этническом и культурно-языковом отношениях очень близки), - напомнил Михаил Тюренков. - Однако эти попытки на Фанаре были приняты в штыки: в феврале 2018-го Константинопольский синод объявил их "антиканоническими". И это было сделано отнюдь не в интересах Сербской Церкви, но исключительно ради восточно-папистских амбиций Фанара, из горделивой самоуверенности, что только Константинопольский патриарх имеет право разрешать подобные межцерковные конфликты.
Справедливости ради нужно признать, что Македонский раскол, в отличие от бандеровской ПЦУ или, например, карликовой сербофобской секты "Черногорская православная церковь", является религиозной организацией большинства македонцев. Но это ни в коем случае не оправдывает антиканоническое положение "Македонской православной церкви". И уж точно не даёт никакого права Фанару предоставлять ей автокефальный статус».
«По сути, - продолжил он, - 9 мая патриарх Варфоломей повторил свою украинскую авантюру, взяв под свой контроль македонских раскольников. Нанеся очередной удар по православному славянству и всему каноническому Православию, с одной стороны, в угоду постхристианскому Западу, а с другой – из собственных греко-националистических горделивых амбиций. Столь же далёких от христианского понимания церковности, как леволиберальное безбожие».
При этом Фанар явно не оставляет "за скобками" и черногорский вопрос, - отметил обозреватель Царьграда. - Подтверждение тому – слова одного из архитекторов лжецеркви ПЦУ, недавнего константинопольского "экзарха" на Украине архиепископа Даниила (Зелинского). Этот персонаж, в своё время перешедший в Константинопольский патриархат из греко-католического униатства, несколько лет назад в своём интервью Би-би-си недвусмысленно заявил:
Я поддерживаю тезис о том, что у каждого народа, желающего иметь свою православную церковь, должно быть право её учреждать и просить её признания другими православными церквами. В том числе, если речь идёт о Македонии и Черногории.
И сейчас, когда Православную Черногорию в политическом отношении снова штормит, эта опасность вновь актуализировалась. Так, совсем недавно черногорским премьер-министром стал леволиберал-западник албанского происхождения Дритан Абазович. При этом в той же Северной Македонии почти половину (10 из 21) министерских портфелей уже получили представители албанского меньшинства. Пока что меньшинства».
«К слову, - отметил Михаил Тюренков, - официально албанцев в этой бывшей югославской республике примерно столько же, сколько русских в Казахстане, Эстонии и Латвии. Вот только Россия за последние 30 лет ничего не смогла сделать, чтобы в этих постсоветских республиках русские получили паритетное представительство в органах власти. А албанцы в Северной Македонии смогли. Причём не просто паритетное, а сверх того.
И если так пойдут дела, то уже в ближайшие годы, максимум десятилетие-другое, в этой республике власть станет албанской, славянское же население окажется в меньшинстве. И тогда сегодняшние действия Фанара на территории бывшей Югославии выглядят уже не только антиправославными, но и откровенно антихристианскими».
«Русская Православная Церковь пока официально не отреагировала на произошедшее. Комментарии же представителей Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата сводятся к тому, что македонский церковный вопрос – исключительная прерогатива Сербской Церкви. И это абсолютно верно, - считает он. - Однако в сложившихся обстоятельствах вполне резонно не просто в очередной раз осудить действия Константинопольского патриархата, но чётко и желательно соборно поставить вопрос о его каноническом, а точнее – антиканоническом статусе».