Вопрос о необходимости политической реформы во весь рост встал во время пандемии коронавируса, когда явственно стала видна степень недоверия, степень отчуждения народа от власти. Что и стало главной причиной провала кампании по массовой вакцинации, а в итоге и огромной сверхсмертности в России. Сколько не призывал сделать прививку самый авторитетный человек во власти – Президент Путин, сколько не убеждали чиновники Минздрава и Роспотребнадзора, врачи и артисты, народ относился к вакцинации с недоверием. Больше доверяли антиваксерам из интернета, чем власти.
Это очень тревожный звонок для власти. Она должна его услышать. И это явное проявление тупиковости той политической модели, которая была сформирована в начале лихих 90-х на фоне распада государства и серьёзного кризиса традиционных российских ценностей, которые помимо бездарной позднесоветской пропаганды скрепляли общество.
Теперь уже стало общим местом утверждение, что современная политическая система создавалась путём слепого, некритичного копирования западных институтов и моделей и даже под откровенную диктовку американских советников. В итоге выросшая естественным путём, но на иной почве, система была посажена у нас. Но сколько её не поливали, ничего путного из неё не выросло.
Институт президентства худо-бедно прижился, поскольку русский человек привык персонифицировать власть. К тому же благодаря звериному чутью власти, которое было у Бориса Ельцина, сам институт президентства был сильно национализирован. В итоге механизм передачи власти президента стал чем-то походить на византийскую имперскую парадигму, когда правящий государь как бы «усыновляет» наследника, принимает его в свою «семью» и передаёт ему власть. А выборы служат скорее вотумом доверия к главному кандидату. По крайней мере, мы всегда заранее знаем, кто победит на президентских выборах. Как бы то ни было, по факту, институт президентства из всех структур власти пользуется наивысшим доверием граждан.
Чего совершенно нельзя сказать о власти законодательной, избираемой на партийной системе. Партии вообще являются чужеродным элементом политического сознания у русских. Слово «партия» буквально означает часть, и это определение точно передаёт стремление фрагментировать общество. Партии, выражая интересы части общества, всегда стремятся к власти, хотят навязать мнение части всему обществу. Это нормально для западной традиции с её механическим пониманием общества. В русском менталитете общество – это организм, а организм нельзя фрагментировать.
Традиция русской национальной политической мысли богата блестящим анализом и разоблачением чужеродности партийности для менталитета русского человека. Достаточно вспомнить блестящую политическую публицистику Константина Петровича Победоносцева («Московский сборник») и Ивана Александровича Ильина. А из недавнего прошлого – знаковую книгу митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) «Самодержавие духа».
Да и сама история бытования партий в России весьма примечательна. Первые партии у нас были нелегальными – социалисты-революционеры (эсеры) и социал-демократы, скоро разделившиеся на большевиков и меньшевиков. После легализации партий в 1905 году они стали возникать как «грибы после дождя», но так же быстро и умирать. Придя к власти, большевики скоро запретили все другие партии за ненадобностью, и народные массы отнеслись к этому совершенно спокойно. Однопартийная система просуществовала всё время советской власти. После распада СССР партии снова начали расти как «грибы после дождя», но на политической сцене остались только те, кого поддерживает власть, ну и по инерции наследница КПСС – КПРФ.
Приговор современной партийной системе вынес еще ныне покойный тяжеловес политики и мастер политических афоризмов Виктор Черномырдин, бросивший фразу «Сколько партий не строй, всё равно получается КПСС». Однако власть с упорством достойным лучшего применения всё строит и строит, поддерживает на плаву явно нежизнеспособные структуры, в угоду созданной в голове политического класса химеры многопартийности тратит немалые средства казны на содержание и поддержание партий.
Что мы имеем сегодня? Во-первых, народ на выборы в законодательные органы власти практически не ходит. Как об огромном успехе, отрапортовала глава ЦИК Элла Памфилова о росте на 4% количества проголосовавших на последних думских выборах, на которые пришли аж 52% граждан России. И это при активном использовании электронного голосования, которое, по общему мнению, является способом накрутки голосов и их «правильного» перераспределения, и при голосовании не в один, а в три дня. Но даже при таких мерах в русских регионах количество проголосовавших было совсем катастрофическим – от 30 с небольшим до 40 с небольшим процентов. Политический класс давно прикрыл неприглядную картину избирательного процесса фиговым листком ликвидации порога явки, решив, что «суверенная демократия» предполагает полную независимость депутатов от избирателей. Это и понятно. Иначе карикатурность выборов в местные законодательные органы стала бы вопиющей, ведь там бывает явка в 15-20%. Но это громко называется «всенародные выборы».
Словом, современная избирательная система находится в очевидном кризисе.
Во-вторых, буквально на носу серьёзный кризис партийной системы. Стареющие лидеры главных парламентских партий – ЛДПР и КПРФ (да и лидер эсеров Сергей Миронов не многим их моложе) вот-вот уйдут в политическое (а то и физическое) небытие. Для партии Владимира Жириновского уход лидера может стать катастрофой, поскольку она создавалась и существует как лидерская партия, и совсем не факт, что любой преемник Вольфовича сможет удержать ее под контролем, несмотря на отлаженную региональную «машину для выборов». КПРФ после ухода Геннадия Зюганова может ожидать раскол на условных «троцкистов» (сторонников жёсткой оппозиции власти, союза с либеральными радикалами, типа навальнят, что в некоторых регионах уже наблюдается) и условных «сталинистов», сторонников государственности. Партию держит только авторитет Зюганова, чудесным образом сочетающего верность «заветам Ленина» и готовность защищать православные ценности. «Справедливая Россия», это давно известно, без поддержки со стороны власти уже давно сошла бы с политической арены.
Конечно, власть может по обыкновению залить проблему деньгами и административным ресурсом, постараться гальванизировать привычную партийную систему. Только стоит ли тратить деньги на поддержание нежизнеспособного института?! Да и гальванизация вряд ли позволит просуществовать «живому трупу» партийной системы долго.
Апологеты партийной системы заявляют, что она является важным лифтом для пополнения управленческой элиты страны. Однако мы видим, что это не так. Губернаторский и министерский корпус крайне редко пополняется из числа депутатов, скорее через другие инструменты – из спецслужб, из кадровых схем, созданных Администрацией Президента. Так что и для этой цели партийная система оказалась непригодна.
Связь большинства депутатов с территориями является условной. А население не имеет механизма отзыва депутатов, не оправдавших доверия избирателей. Депутатский корпус, таким образом, не является в полной мере и выразителем интересов избирателей на местах, поэтому и стремятся граждане решать свои проблемы иначе – путём обращения к губернаторам, а чаще – к главе государства. Благо – нынешний Президент создал и сохраняет механизм прямой связи с населением, хотя в последнее время и значительно забюрократизированный.
Таким образом, наша политическая система с точки зрения избирательного механизма и партийной системы находится в серьёзном кризисе, который только нарастает и грозит привести к тотальному отчуждению общества от власти. Первые звоночки прозвучали во время провальной кампании по вакцинации. Если не начать реформу избирательной и партийной системы уже сейчас, следующий звонок может оказаться набатом.
Сторонники нынешней партийной системы говорят, что её несомненным достоинством является управляемость. Партии, мол, «играют по правилам», никаких кризисов наподобие кампаний по импичменту Ельцину в Госдуме 90-х мы не наблюдаем, власть действует как единый механизм. Управляемость Думы с точки зрения удобства для власти, конечно, достоинство, если только мыслить категориями тактическими – от выборов до выборов. Однако издержки ориентации на эффективность и управляемость могут вылиться в серьёзный кризис Системы.
В проблеме необходимости реформы политической системы есть ещё один важный момент. В последнее время в политическое пространство современной России каким-то причудливым образом вернулась де-факто «система кормлений», ликвидированная на Руси еще в 1555-1556 году в ходе земской реформы Ивана Васильевича Грозного. Чиновники у нас сегодня в массовой порядке «кормятся от должности», компенсируя таким способом свои невысокие зарплаты. Поэтому и является сегодня профессия чиновника одной из самых вожделенных в иерархии профессий у молодёжи. А разговоры о необходимости борьбы с коррупцией превратились в бесконечное политическое шоу. Система не может победить коррупцию, которая превратилась в часть Системы.
Логика появления «системы кормлений» от должности понятна. Владимир Путин, вступая во власть, столкнулся с попыткой «семибанкирщины» стать над властью. Последние годы правления Ельцина превратились в очевидное безвременье, Президент постоянно «работал с документами», чем создавал соблазн для «сильных людей» забирать себе всё больше и больше властных полномочий. И эти «сильные люди» смотрели на только-только вступающего во власть Владимира Путина как на удобный инструмент реализации своих властных амбиций.
Чтобы нанести удар по олигархической системе, Путин усилил роль чиновничества, которое и помогло ему сломить сопротивление «новоявленных бояр» – банкиров и олигархов. Однако со временем чиновники вошли во вкус власти и сегодня сами превратились в главную грозу для Верховной власти.
Подобная ситуация уже была в нашей истории. Император Николай Павлович, вступая во власть, тоже столкнулся с попыткой тогдашних олигархов, опиравшихся на гвардию, привыкшую в предшествующее время решать вопрос о власти и поставлять императоров и императриц на Российский престол, ограничить его власть. Бунт декабристов привёл к серьёзному политическому кризису, который новый Император решил путём опоры на чиновничество. Именно тогда появились пресловутые «серые шинели» и в русской литературе. Однако к концу своего царствования Николай I произнёс сакраментальную фразу: «Россией правят столоначальники». Созданная им стройная система управления Империей показала свои изъяны во время Крымской войны.
После скоропостижной кончины Николая Павловича его сын и преемник Император Александр II начал реформы управления (земскую, судебную и др.), которые качнули Россию в сторону либерализма, едва не завершившиеся социальным потрясением. Сам Император и пал жертвой своей реформаторской деятельности.
Его сыну Императору Александру III пришлось проводить «контрреформы», чтобы ослабить разрушительный эффект преобразований отца. Хватило, увы, ненадолго.
Сегодня очевидно система «кормлений от должности» нравственно разлагает служилое сословие, отчуждает народ от Верховной власти, что может грозить социальные потрясениями. Нужна политическая реформа, которая соединила бы Верховную власть и Народ, а столь необходимое для государство сословие чиновников превратило, как и подобает, в полноценное сословие служилое, слуг государства.
Опасность заключается в том, что если реформа политической системы не будет сделана Верховной властью, которая сумеет опереться на народ, это может привести к тому, что маятник снова качнётся в либеральную сторону, а новых «лихих 90-х» Россия может не выдержать, запас прочности у народа не тот.
Грядущий «транзит власти» 2024 года – самое подходящее время для такой реформы. Новый или новый-старый Глава государства должен возглавить Россию с новой политической системой, опирающейся на самобытные традиции русской жизни и русской мысли.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
181. Ответ на 178, ОСт:
Чингизхан может и решал свои вопросы без религии, либо его религия позволяла игнорировать себя в практических вопросах. На Бл.Востоке религия обычно не мешала торговле, хотя особо толерантным тамошнее население не назовешь. А где-нибудь в Индии за 600 лет можно насчитать десятки периодов с массовыми геноцидами немусульман. Немудрено, что теперь в той же Индии хиндутва использует эту память в своих целях. Это не какие-то редкие маргинальные случаи, а целая система уничтожения людей в определенных частях света. Там не было своей Реформации с ее тупиком самоуничтожения, Тридцатилетней войны с рациональным выходом из нее итп. Секуляризм туда экспортировали англичане, спася от уничтожения и ассимиляции индусскую культуру, которая сейчас гнобит мусульман.
180. Ответ на 178, ОСт:
Говоря о гордыне, я предпочитаю не сравнивать далекие поколения, а толковать этот самый грех относительно среднего по больнице. Да, можно судить разные поколения, но мы тут уходим от человеческой т.зр. и начинаем изображать из себя Бога, как если бы сами по своей воле управляли историей, типа "а если тут повернуть в другую сторону, а вот тут.." итп. Нет другого мира, он один только, и мы не можем рассуждать про дальние развилки - а только про ближайшие возможности. Хотите сравнивать с человеком третьего мира? ОК. Но помните и про его способность к хамелеонству, безрассудство чередуемое с трусостью, и насилие, и селективные аборты, и способность прикинуться кем угодно лишь бы улучшить свою жизнь. Если судите грехи западного обывателя - то почему более традиционному человеку прощаете? Неужто кто-то верит, что "истинный" человек прошлого был иным, не таким, какого эмпирически можно сейчас лицезреть в третьем мире? Я за то чтобы все честно было. Гистограмму западного человека, с его видами высоты и ханжества, сравнивать с гистограммой его же более архаической версии, имеющейся сейчас в третьем мире - со своими высотами и падениями. Это - честно, а все иное - манипуляция, которой пользуются идеологи.
179. Ответ на 178, ОСт:
А сейчас прмышленно-развитые и образованные люди прекрасно режут других, только оправдывают это не религиозными мотивами
Обычно "других", а не друг друга. Существенное отличие. В традиционном обществе тоже предполагается разделение на своих и чужих (умма vs харб например), но хорошего, масштабированного механизма сотрудничества внутри больших сообществ не было. Это удалось сделать только "первому" и затем (куда менее успешно и недолговечно) "второму" мирам.
Образованцы слишком высокого мнения о себе и слишком уверены в собственных силах
Альтернативы давно нет. Давно нет поколения ну очень верующих, которое бы знало непрерывную традицию на своем теле, было тотально порото, с половиной доживших до 15 и ожиданием случайно смерти от любой банальной фигни. Как новодел для некоторого меньшинства - да, практикуется вера в это, но это именно новодел. Индивидуально человек может полагать, что силен, может вынести испытания, но социологически строго за ним не стоит уже опыта невозделанных прогрессом поколений. Это следует иметь в виду постоянно, потому что - в пику Вам сказанному, очевидно верному, что прогрессизм - гордыня, не забывайте, что вера в сохранность традиции есть тоже гордыня. В Афганистане - да, чистая правда, но не в России. Мозг должен иначе созреть, чтобы это было правдой. А вот будущее и правда неопределено, в теории и огонь могут заново учиться разводить пережившие катастрофу.
178. Ответ на 176, В.Р.:
А вот с количеством атеистов и сторонников квазирелигиозных культов уровень образования действительно коррелирует. Но связано это не с "лучшим качеством" людей, а с обычной гордыней. Образованцы слишком высокого мнения о себе и слишком уверены в собственных силах.
177. Ответ на 174, Туляк:
СССР тоже уничтожал людей на "неправильной стороне" в сферах своих интересов, как и США - чужими руками. Левые северокорейцы убивали правых южнокорейцев, маоисты - гоминьдановцев. Правые утопили в крови Тайвань в 1947 и Индонезию в 1966. Таких примеров можно назвать много на всех континентах. От вполне официальных спонсированных государством убийств, типа как в Чили и Бразилии, до партизанских движений.
176. Ответ на 175, Туляк:
Смотря как исповедует. В зависимости от наличия в стране промышленности и образования, расклад получается разный. Я ж не о разнице вер говорил, а о том, что производительный труд разрушает традицию и создает собственный мир, где все размеренно и предсказуемо. Люди разных религий и политических взглядов, живущие в развитой стране, как правило могут договориться о многих практических вопросах. Почему? Да потому что эти вопросы в их понимании не зависят от религии. Лишь меньшинство религиозно в том смысле, какой в это вкладывали несколько столетий назад. Не понимаю вообще, какое это имеет отношение к спору о социализме, если логика социалистов ни с какой традицией не связана, более того, за пределами России традиционные христиане почти всегда рассматривают социалистов как врагов (с небольшими исключениями в Латинской Америке).
175. Ответ на 173, В.Р.:
Согласно Википедии, большинство исследований отмечают, что ту или иную форму христианства исповедуют 33% населения Земли.
Сколько последователей адвайты Шанкары, о котором Вы нам тут поведали, я такой информации не нашёл. Думаю, что их гораздо меньше, хотя его учение почти на 800 лет моложе Христианства.
Что касается чтения христианской литературы, то вот какой парадокс получается.... Чем дальше к тем временам, когда не то что - образование, а даже элементарная грамотность были уделом только для избранных - тем крепче была вера в Бога, у людей всех конфессий!
Сегодня, все образованы и имеют неграниченный допуск к любым религиозным учениям, со всеми к ним толкованиями, а вера в Бога.... оставляет желать лучшего. Не сомневаюсь, что и учение Вашего Шанкары, даже в Индии, стали верить гораздо меньше людей, чем в те далёкие времена.
А чего так? Не знаете?
174. Ответ на 172, В.Р.:
Теперь мне стали понятны все Ваши рассуждения о том, о чём мы тут с Вами говорили. Если бы Вы были христианином, то тогда, Ваши рассуждения были бы более, чем странны.
Но какая Вам разница, кто во что верит?
Никакой. Верьте во что хотите. Хоть в то, что Вам там - "предсказамус настрадал". Просто у меня появились некоторые подозрения, что Вы на самом деле христианин и Вы теперь поддтвердили, что мои подозрения были НЕ напрасны.
Уничтожить людей, думающих иначе, уже не получится.
Сегодня, с этим упрёком, Вам надо обратиться к американцам, которые этим занимаются со времён своего существования, а с развалом СССР, совсем сорвались с той короткой цепи, на которой её держал СССР. А не к христианам из России.
Американцам всё равно, в какого бога Вы верите, но далеко не всё равно, что Вы думаете о их человеконенавистнической политике, которую проводит Америка по всему миру.
173. Ответ на 171, Туляк:
Вы хотя бы примерно прикиньте, сколько людей читает христианскую литературу и пытается жить по-христиански, и поделите на число всех называющих себя христианами. И даже эти немногие воцерковленные как-то не спешат ограничивать себя в миру монастырскими правилами. Определитесь наконец, если Вам мил СССР с его прогрессизмом, то последние Ваши комментарии в этом контексте вообще не осмыслены, тк с советской т.зр. религия - частное дело. Советская полемика против частной собственности и за коллективизм формально не зависела от христианских ценностей, хотя конечно исток левого во многом христианский (на этот счет разные мнения, я держусь мнения, что христианское наследие тут есть). Но имеется важное отличие: левые работают через рацио, воздействуют на умы не через авторитет древних писаний, а через рассуждение. Если же ставить во главу угла авторитет и молчание собственного ума, то вместе с традицией в систему ценностей влезут и все исторические виды эксплуатации, которые поддерживают правые. Этого кажется Вы совершенно не осознаете. Ведь тогда получится, что Вы по своей воле редактируете Традицию: что Вам нравится оставляете, а что нет - отбрасываете. Делаете из христианства собственную религию, с теми акцентами, которые милы лично Вам. Но исторические религии тем и отличаются от новоделов, что их нельзя принять частично: или принимаете все, ну практически все, или - ничего.
172. Ответ на 171, Туляк:
Я? Я вовсе не христианин, а последователь адвайты Шанкары. Бог, в которого я верю - не Бог христиан, не Личность и даже не отдельное Существо. То, во что верят христиане, на близком мне языке называется "двайта", это втч вера в самостоятельные души и Богоустановленную мораль. Но какая Вам разница, кто во что верит? Правила жизни, взаимодействия людей не должны зависеть от их взглядов. Уничтожить людей, думающих иначе, уже не получится. Поэтому придется как-то взаимодействовать. Проблема возникает именно тогда, когда некто начинает думать, что сильнее, и что может навязать свое мнение силой. Но реальность всякий раз разочаровывает в этом.