7 апреля 2025 года в один из важнейших православных праздников Благовещение Пресвятой Богородицы «Русской народной линии» исполняется пятнадцать лет.
15 лет – срок вроде бы и небольшой. Хотя с какой стороны посмотреть... В наше суматошное время, когда всё меняется очень быстро, когда мы погружены в непрерывный и всё ускоряющийся информационный поток, когда жизнь становится похожей на калейдоскоп, для православного общественно-политического информационного ресурса, существующего в условиях постоянного безденежья, отсутствия полноценной поддержки и помощи со стороны государства, 15 лет – срок весьма приличный. Тем более, что 15 лет – это формально, а по сути, РНЛ в том виде, с той идеологией, как она есть, существует практически со времени, как я стал главным редактором «Русской линии», т.е. можно смело добавить еще года три-четыре.
Но формально именно 7 апреля 2010 года «Русская народная линия» выпустила первый обзор новостей на своём домене ruskline.ru, правда, в тот день об этом мало кто знал. Мы не подгадывали с датой, так вышло естественным образом, как говорится чистая случайность. А случай, по известному присловью, «второе имя Бога», а значит – промыслительно было, чтобы именно в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы мы появились в эфире.
С тех пор так мы и существуем – по Промыслу Божию. И это – никакая не гордыня, не самомнение. Это – констатация факта. Уж сколько раз возникали ситуации, когда мы должны были закрыться, исчезнуть из информационного пространства. К этому прилагали усилия весьма влиятельные лица. А в 2011-2012 годах против РНЛ было возбуждено судебное преследование за «разжигание розни» в отношении «социальной группы … либералы». Смешно сейчас звучит, но был такой абсурдный сюжет в нашей истории, когда нам пришлось судиться с родным государством в лице Красносельской прокуратуры Санкт-Петербурга. А заявление на нас «накатали» представители запрещённого ныне в России ЛГБТ-сообщества… Потом, правда, прокуратура одумалась (точнее, ей посоветовали одуматься), и иск из суда отозвали.
В нашей истории были крутые повороты, когда мы теряли наших авторов и соратников, когда от нас уходили с критикой позиции редакции «Русской народной линии» те, кто публиковался у нас долгие годы и уже воспринимался частью нашего единого проекта. Но на каких-то крутых поворотах нашей церковной и государственной истории их не устроила наша позиция, и они уходили, порой не очень мирно, мягко говоря, с критикой в наш адрес. А «Русская народная линии» продолжала существовать…
Что всегда отличало «Русскую народную линию»? На мой взгляд, главное – стремление идти царским путём в решении идеологических и общественно-политических проблем. Иногда царский путь путают с путём срединным. На мой взгляд, они не вполне совпадают. Срединный путь – это стремление избегать крайностей. Срединность, т.е. чувство меры, конечно, входит в понятие царский путь, но этого не достаточно. Царский путь, на мой взгляд, это, прежде всего, стремление идти путём, близким к Истине.
Конечно, порой трудно определить в конкретных обстоятельствах, каков он – истинный путь. Но есть очевидный ориентир, есть понятные вехи – мы, церковные православные люди, должны соизмерять свои мысли и поступки с пониманием, а что же Господь ждёт от нас, как нам в нашей деятельности, в том числе информационно-идеологической, не оказаться в стороне от пути следования за Христом, не ошибиться и не сбиться с пути ко Христу. И вот эту задачу всегда стремилась решать «Русская народная линия», поднимая при этом самые злободневные и острые проблемы современной церковной и политической жизни.
Какие же сегодня, на мой взгляд, проблемы являются самыми острыми? Это легко можно определить по публикациям «Русской народной линии», причём, не только редакционным, но и авторским, поскольку, видя нашу позицию, к нам приходят те авторы, которые её разделяют и которые тоже пребывают в аналогичном идеологическом поиске. Авторы «Русской народной линии» – это наше достояние. Поскольку гонораров «Русская народная линия» никогда не могла выплачивать, то все авторские публикации – плод искренних размышлений людей, разделяющих наши базовые позиции.
Так, каковы же сегодня главные задачи в современной идеологической борьбе и в современном информационном противостоянии? Я бы выделил две главнейшие.
Одной важнейшей информационно-идеологической проблемой является преемственность русской истории. Сегодня мы видим, как вновь разгорается, как казалось, уже преодолённое «красно-белое» противостояние. Вновь люди, которые мыслят себя, с одной стороны, идейными наследниками большевиков, с другой – наследниками белогвардейцев и эмигрантов, разжигают пламя гражданской войны в идеологической сфере. Не решив эту проблему, не сумев перейти от «красно-белой» грызни на подлинно Русский путь, объединяющий все эпохи нашей истории, мы не сможем стать самобытным государством-цивилизацией. А именно эту задачу поставил перед нами наш национальный лидер Президент России Владимир Путин
Именно поэтому «Русская народная линия» снова и снова возвращается к этой проблеме. Именно поэтому мы стараемся реагировать на все случаи «красно-белого» противостояния, обсуждаем способы преодоления и примирения разных позиций. А платформа для примирения очевидна – и современные «красные» и современные «белые» в массе своей позиционируют себя патриотами России, желают победы России в Специальной военной операции и в противостоянии с Западом.
Другая информационно-идеологическая проблема – это русская идентичность, возвращение к исконному пониманию сути русского народа. К сожалению, в советское время из научной и общественной жизни исчез этноним «великороссы». Поэтому традиционное понимание русского народа как триединства великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов сегодня искажено. Ладно, малороссы предпочли назвать себя украинцами, это хоть и печально, но терпимо, а вот исчезновение великороссов – это катастрофа, которую, как представляется, в политической элите мало кто хорошо понимает. В результате этой не то трагедии, не то диверсии этноним великороссы стал замещаться изначально суперэтническим, имперским понятием – русские.
В итоге русские стали этнонимом, обозначающим только этнически русское население России, а малороссы (украинцы) и белорусы перестали быть русскими. Словом, понятие «русский народ» обессмыслилось, утратило интегральный характер. И сегодня после такой трагической утраты мы получаем множество проблем в этой такой тонкой и сложной сфере.
Особенно это очевидно стало во время Специальной военной операции. Именно поэтому мы ничего не смогли противопоставить в идеологической сфере преступному киевскому режиму, сделавшему ставку на украинский национализм. Единственное, что мы предлагаем сегодня воюющим против нас нашим одурманенным национализмом братьям-малороссам – сдаваться в плен. При этом, сами мы любим повторять девиз, что «русские в плен не сдаются». Но предлагаем русским сдаваться в плен... Поэтому так мало они и сдаются, поэтому совсем мало тех, кто переходит на нашу сторону, кто готов понять и принять правду России.
С другой стороны, этнизация понятия «русские» приводит к обострению отношений с «нерусскими русскими» – с теми коренными народами России, исповедующими ислам и буддизм, которые веками жили бок о бок с русскими, вместе с нами защищали наше общее Отечество, считая себя тоже русскими – только русскими татарами, русскими башкирами, русскими бурятами, русскими чеченцами (помните, как говорил И.В. Сталин, «я не грузин, я русский грузинского происхождения»).
Именно этнизация понятия «русские» препятствует осознанию себя русскими для нерусских по происхождению народов. И они называют себя просто татарами, чеченцами, потом – мусульманами, буддистами, а потом уже россиянами, членами некой политической нации, которой нет. И в состав которой, кстати, заведомо не входят ни украинцы, ни белорусы, ни молдаване, ни грузины, ни армяне. И это не только вносит напряжение в тонкую этническую сферу, но и является препятствием для интеграции народов Большой России в новую цивилизационную общность.
Понятно, что информационный ресурс, осуществляющий такой объём работы, нуждается в финансировании. Мы же не можем полноценно зарабатывать на рекламе, прежде всего, по нравственным соображениям (все знают, какая в интернете реклама). Да и не может идеологический ресурс (а именно такой была и есть «Русская народная линия») быть успешным коммерческим проектом.
За нашу 15-летнюю историю нам оказывали финансовую помощь разные православные предприниматели – наши благотворители (я молитвенно поминаю всех наших жертвователей). По разным причинам они прекращали нам помогать, появлялись другие источники благотворительного финансирования. И я для себя решил, что пока Богу будет нужна, будет угодна наша деятельность, финансирование будет. Хотя поиск финансирования не входит в число моих добродетелей, признаюсь самокритично…
Сегодня «Русская народная линия» снова переживает такой критический период нашего существования – так, что стоит ребром вопрос – не станет ли 15-й год нашей истории последним?! У нас образовалась большая по нашим меркам финансовая дыра, примерно в 100 тысяч рублей ежемесячно. Понятно, что в таких условиях трудно заниматься полноценной информационно-идеологической деятельностью, когда голова занята другим...
Поэтому завершу эту праздничную по замыслу статью банальным – публикацией реквизитов, через которые нам можно сегодня помочь. И заранее благодарю за помощь.
Расчетный счет
Региональная общественная организация содействия объединению русского народа «Русское собрание»
ОГРН/ОГРНИП – 1177700004778
ИНН/КПП 7704399465 / 770401001
Р/с 40703810738000006534
ПАО Сбербанк
БИК 044525225
К/с 30101810400000000225
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
53. По-моему, ЦРУ всерьёз использует практику вуду.
52.
года, Исаакиевский собор, Санкт-Петербург) // Журнал Московской
патриархии, 1992, июнь)
Подробнее:
https://ruskline.ru/analitika/2020/10/28/pomow_velikogo_knyazya_vladimira_kirillovicha_sootechestvennikam_iz_sssr_zaklyuchennym_v_nacistskih_lageryah ()
51. Ответ на 50, Zakatov:
***
https://ruskline.ru/analitika/2011/06/28/rossijskij_imperatorskij_dom_i_velikaya_otechestvennaya_vojna_19411945_gg
ОБРАЩЕНИЕ
ГЛАВЫ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА
ГОСУДАРЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
ВЛАДИМИРА КИРИЛЛОВИЧА
В этот грозный час, когда Германией и почти всеми народами Европы объявлен крестовый поход против коммунизма-большевизма, который поработил и угнетает народ России в течение двадцати четырёх лет, Я обращаюсь ко всем верным и преданным сынам нашей Родины с призывом: способствовать по мере сил и возможностей свержению большевистской власти и освобождению нашего Отечества от страшного ига коммунизма.
ВЛАДИМИР
Сен-Бриак.
26 июня 1941 г
Римское приветствие.
50. Великий Князь Владимир Кириллович в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
***
https://ruskline.ru/analitika/2011/06/28/rossijskij_imperatorskij_dom_i_velikaya_otechestvennaya_vojna_19411945_gg
49. Ответ на 47, Zakatov:
А ведь для того, чтобы понять полнейшую вздорность словоблудия необольшевиков, достаточно просто прочитать саму статью И. Ильина https://imwerden.de/pdf/ilyin_sobranie_sochineny_tom02.1_nashi_zadachi_1993__ocr.pdf Текст № 37. Повторюсь: В этой статье даётся уничтожающая критика фашизма ПО СУЩЕСТВУ, и в особенности - его крайнего проявления в виде нацизма. Перечисляя пороки фашизма, И. Ильин, в частности, пишет: «Русские «фашисты» этого не поняли. Если им удастся водвориться в России (чего не дай Бог), то они скомпрометируют все государственные и здоровые идеи и провалятся с позором». То есть никакого «оправдания фашизма» тут нет, а есть политологический анализ и резкое предостережение от этой формы тоталитаризма в любых новых модификациях.
Г-н Закатов отжигает. Наверняка у него есть доказательство, что Обращение Владимира Кирилловича
https://monarhist.info/LEG/1941/Obrastchenie-26-06-41.htm?ysclid=m9tqj0oz24609253230
является образцом патриотизма и направлено на борьбу с гитлеризмом, как клиническим проявлением германского фашизма, который разоблачил Ильин.
48.
47. Ответ на 42, С. Югов:
А ведь для того, чтобы понять полнейшую вздорность словоблудия необольшевиков, достаточно просто прочитать саму статью И. Ильина https://imwerden.de/pdf/ilyin_sobranie_sochineny_tom02.1_nashi_zadachi_1993__ocr.pdf Текст № 37. Повторюсь: В этой статье даётся уничтожающая критика фашизма ПО СУЩЕСТВУ, и в особенности - его крайнего проявления в виде нацизма. Перечисляя пороки фашизма, И. Ильин, в частности, пишет: «Русские «фашисты» этого не поняли. Если им удастся водвориться в России (чего не дай Бог), то они скомпрометируют все государственные и здоровые идеи и провалятся с позором». То есть никакого «оправдания фашизма» тут нет, а есть политологический анализ и резкое предостережение от этой формы тоталитаризма в любых новых модификациях.
46. Ответ на 44, Потомок подданных Императора Николая II:
Вот что бывает, когда наяву привидится синяя курица.
По-моему, ЦРУ всерьёз использует практику вуду.
Удивительна по беззастенчивости ложь антисоветчиков. Моя жена из села Знаменка (в нём родился и мой отец, поэтому мы с супругой не случайно сблизились, когда учились в Иркутском университете). Крестьянская семья моей супруги, в которой выросло шестеро детей, свидетельствует, что молоко, которое поступало и в иркутские "бочки", не "химозное". Портрет моего тестя Платона Мироновича Колесникова, находится в музее боевой славы на Поклонной горе. Он был шофёром, а после войны возил молоко в Иркутск, пока ему не предложили работу руководителя знаменской дизель-электростанции. Он свидетельствует, что молоко не было "химозным". Особенно отвратительно у антисоветчиков паразитирование на Православной вере. Нет более гнусных врагов Церкви, чем русскоиванные антисоветчики.
45. Ответ на 41, Потомок подданных Императора Николая II:
) Таких как Русский Иван Абрамович без очереди на яхте катает.
https://rutube.ru/video/6d31da076ba1b5a7b91f46ad15447fc9/?r=a
44. Ответ на 43, Русский Иван:
Вот что бывает, когда наяву привидится синяя курица.
По-моему, ЦРУ всерьёз использует практику вуду.