Всего семь месяцев назад – 30 августа 2024 года состоялась премьера выдающегося фильма Эдварда Бергера «Конклав» по одноименному роману Роберта Харриса. В 2025 году картине была присуждена премия «Оскар» за лучший сценарий.
И вот уже в апреле этого же года мир в ожидании реального Конклава после смерти Папы Римского Франциска.
Ключевые претенденты перед Конклавом
Через 15-20 дней после смерти Папы Франциска кардиналы Римско-католической церкви закроют двери Сикстинской капеллы, чтобы выбрать его преемника. Он обещает стать крупнейшим конклавом в истории веры, а также одним из самых непредсказуемых.
Голосовать могут только члены Коллегии кардиналов в возрасте до 80 лет. Теоретически они могут выбрать любого крещеного, хотя следующий папа обязательно будет из числа князей церкви: её кардиналов.
«Вашингтон пост» (21.04.2025) пишет, что некоторые церковные наблюдатели утверждают, что Франциск подготовил всё для преемника. Он назначил 108 из 135 кардиналов, которым будет меньше 80 лет. Но инсайдеры Ватикана говорят, что неверно делать вывод о том, что кардиналы, выбранные Франциском, будут искать точную копию.
Некоторые из них придерживаются совершенно иных взглядов, чем он, по различным вопросам, начиная от роли женщин в вере и заканчивая работой с ЛГБТК+*. Назначение кардиналов также не является гарантией чеканки аналогичного Папы. Выборщики, выбранные более консервативным Бенедиктом, произвели Франциска. Хотя может случиться все, что угодно, инсайдеры считают, что убежденному либералу или консерватору может быть трудно получить необходимое большинство в две трети голосов, учитывая большое количество выборщиков на этот раз.
При Франциске Коллегия кардиналов стала исторически разнообразной, как в географическом, так и в расовом отношении. Многие из его выборов были родом из-за пределов доминирующих мегаполисов — из таких городов, как Эквулобия в Нигерии или Сантьяго-дель-Эстеро в Аргентине. Это также будут первые папские выборы с 1978 года, на которых европейские кардиналы не составят большинства в Конклаве.
Альберто Меллони, историк из Рима и директор Фонда религиозных наук имени Иоанна XXIII в Болонье, Италия, предупредил, что угадывать исход на этот раз — «проигрышная игра». Курт Мартенс, профессор канонического права в Католическом университете Америки, сказал: «Есть поговорка, что тот, кто входит в Конклав как Папа, выходит как кардинал. Фаворит никогда не выигрывает».
Тем не менее, имена папабили — или потенциальных следующих пап — циркулируют. Вот некоторые из них.
Андерс Арборелиус (Стокгольм)
75-летний Арборелиус является епископом Стокгольма и первым католическим епископом Швеции. У него необычное для кардинала прошлое. Он родился в лютеранской семье в Соренго, Швейцария, и обратился в католицизм, когда ему было 20 лет. Он предложил создать специальный консультативный орган из женщин, аналогичный Коллегии кардиналов. Он выступает за открытость к беженцам. После того, как он был назначен кардиналом в 2017 году, он предположил, что Франциск, возможно, хотел поощрить шведскую «очень маленькую католическую общину», которая состоит из «людей, приехавших со всего мира» и «немного маргинализирована в светском обществе». Арборелиус сказал, что был бы удивлен, если бы следующий Папа был из Европы. В связи с тем, что демография католической церкви «становится менее европейской», сказал он в интервью OSV news, «более естественно было думать о ком-то из Африки или Азии».
Чарльз Маунг Бо (Янгон, Мьянма)
76-летний Бо является архиепископом Янгона в Мьянме, преимущественно буддийской стране. Он открыто выступил против насилия со стороны военной хунты страны, которая, как сообщается, нацелилась на католические деревни и церкви, сообщают местные и религиозные СМИ. Он родился в небольшой деревне Монхла, которая подверглась рейду военных режима в 2022 году, и был рукоположен в 1976 году. Он служил в приходах по всей центральной и северо-восточной Мьянме и был назначен архиепископом Янгона в 2003 году. С 2000 по 2006 год он также занимал пост президента Конференции католических епископов Мьянмы. Франциск сделал его кардиналом в 2015 году, и он занимал пост президента Федерации азиатских епископских конференций в течение шести лет.
Франсуа-Ксавье Бустильо (Аяччо, Франция)
56-летний Бустильо является епископом Аяччо, столицы французского острова Корсика, стойко католического региона. Он является одним из самых молодых членов Коллегии кардиналов, но он вызывает ажиотаж, особенно после того, как в декабре 2024 года Папа Римский посетил Корсику. Он выдвинул себя как человека, который может преодолеть разногласия внутри церкви, сказав, что «различия прекрасны и не должны вести к разделению». Бустильо имеет многонациональный профиль. Он родился в Памплоне, Испания, и изучал теологию в Италии и Франции. Он был рукоположен в священники в 1994 году, назначен епископом Аяччо в 2021 году и стал кардиналом через два года после этого.
Фридолин Амбонго Бесунгу (Киншаса, Демократическая Республика Конго)
65-летний Амбонго является архиепископом Киншасы в Демократической Республике Конго и президентом Африканской ассоциации католических епископов. Он входит в число тех, кто упоминается в качестве возможного кандидата на пост первого чернокожего Папы, и представляет быстро растущую католическую общину Африки. Он также входит в число кардиналов, которые выступают против благословения однополых пар, несмотря на одобрение Папы Франциска. Его активная позиция помогла мобилизовать поддержку его кандидатуры на пост Папы среди коллег-консерваторов, но может затруднить победу большого блока более умеренных кардиналов на следующем Конклаве. Амбонго родился в Бото, недалеко от северной границы Конго, и был рукоположен, когда ему было 28 лет. Он преподавал нравственное богословие в Католическом университете Конго в Киншасе. Согласно его биографии в Ватикане, он помогал реагировать на распространение лихорадки Эбола в Конго, а также на политические кризисы. Франциск назначил его кардиналом в 2019 году, и он является членом Совета кардиналов Франциска.
Кардиналы теперь должны принять решение о наследии Франциска
Перед началом конклава кардиналы проведут до двух недель в Риме, чтобы обсудить, какой Папа нужен как для церкви, так и для мира. По мере продолжения дискуссий они спросят: «Кто из нас?» Только после этого 135 кардиналов, имеющих право голоса — те, кому меньше 80 лет — запираются в Сикстинской капелле и принимают решение о своем выборе.
Биограф Франциска Остен Иверейх пишет в «Нью-Йорк таймс» (21.04.2025):
«В последние месяцы папства Франциска Запад, казалось, распадался вместе с порядком, основанным на правилах после Второй мировой войны. Мир теперь кажется джунглями, в которых право — это сила, в которых имперские центры — Америка, Китай, Россия — все более яростно конкурируют за утверждение своего суверенитета, попирая суверенитет более мелких стран. Кардиналы также примут во внимание социальный распад во многих странах: растущий крах цивилизованности и гневное негодование, которые лежат в основе подъема националистического популизма. Они увидят рост насилия и перспективу новых войн.
Они будут задаваться вопросом, чего все это требует от церкви в целом и от папства в частности.
Хотя большинство кардиналов и обеспокоены угрозой демократии и закону, они вряд ли будут оплакивать неминуемую кончину либерального порядка, которую многие могут рассматривать как следствие индивидуализма и рыночного идолопоклонства. Вместо этого они могут обвинить западный либерализм в том, что они считают грубым социальным неравенством, приватизацией морали, эрозией институтов и пренебрежением общим благом.
Многие церковники традиционно симпатизируют рабочим. Они разделяют возмущение простых людей тем, как колода была подтасована в пользу образованных и богатых и против работающих бедных. В Африке, Азии и Латинской Америке, откуда родом почти половина избирателей, многие кардиналы также возмущены рыночной глобализацией. Они считают, что миру навязали либеральные западные ценности, которые разрушают узы доверия, традиции, сообщества и семьи.
В то же время, вероятно, мало кого впечатлит подъем сильных мира сего, облаченных в флаг нации и веры. Многие могут считать Дональда Трампа, Илона Маска и ему подобных нигилистами, которые умеют разрушать, но не строить, и ужасаться преследованию мигрантов и безрассудному игнорированию заботы об окружающей среде, которые были ядром католического социального учения при Франциске, который назначил четыре пятых выборщиков. Они, вероятно, увидят в новом авторитаризме знак того, что государство больше не действует как тормоз того, что Святой Августин называл «libido dominandi» — желанием доминировать — но теперь превозносит его в лице автократа.
Вопрос, с которым сегодня сталкиваются кардиналы, заключается в следующем: как церковь может защитить и продолжить свою миссию в этом новом сценарии? Ибо если либеральное государство было безразлично к его убеждениям, но довольствовалось тем, что церковь занималась благотворительностью, то новые авторитаристы хотят, чтобы церковь благословляла их языческие идеологии, но не выступала в защиту чужаков и слабых».
Как давний наблюдатель Ватикана и церкви, автор считает, что кардиналы, скорее всего, выберут папу, который проведет чёткие линии на песке в защиту свободы церкви провозглашать свои ценности и который будет разоблачать политическое искажение её учения. Некоторые могут увидеть аналогию между этим временем и столетием назад, когда папа вел церковь через другую эпоху угасающих демократий и восходящих автократий. Во времена тоталитаризма, который привел ко Второй мировой войне, Пий XI (1922-39) продвигал и защищал плюралистическое гражданское общество против удушающей власти государства. Теперь многие кардиналы подумают, что новый папа должен сделать то же самое.
В одном из важнейших учебных документов Ватикана XX века Пий подробно изложил обязательства закона по защите автономии не только церкви, но и всех этих промежуточных учреждений — школ, благотворительных организаций, профсоюзов, гражданских объединений, — которые не принадлежат ни рынку, ни государству, а возникают из групп людей, воплощающих свои религиозные ценности в жизнь. Можно увидеть прямое влияние этого учения в письме поддержки, которое Франциск направил в феврале епископам США, которых неявно критиковал вице-президент Дж. Д. Вэнс — католик, встречавшийся с папой во время пасхальных выходных — из-за поддержки церковью мигрантов.
Наследие Франциска будет играть важную роль в принятии решений кардиналами — не только его реформы, учения и приоритеты, но и его стиль, то, как он воплощал и исполнял Евангелие. В марте 2013 года, после отставки Бенедикта XVI и перед конклавом, который избрал Франциска, кардиналы ясно дали понять, что реформа Ватикана, как структурная, так и культурная, является приоритетом. Франциск воспринял это как мандат, и сегодня Ватикан в значительной степени свободен от скандалов эпохи Бенедикта. Одним из величайших достижений Франциска стала новая Конституция Ватикана, плод многолетних консультаций и пересмотров, и кардиналы, скорее всего, захотят, чтобы новый папа закрепил и расширил эти реформы.
Некоторые кардиналы захотят нового папу, который сможет наладить отношения с группами, которые были разочарованы Франциском, такими как традиционалисты и консерваторы в Соединенных Штатах и прогрессисты в Германии. И возможно, после первого в истории латиноамериканского папы, который сосредоточился на мировых окраинах, они захотят, чтобы преемник Франциска снова сосредоточился на Европе.
Что бы ни возникало в приоритетах кардиналов относительно нового лидера, скорее всего, больше всего в их обсуждениях будет звучать призыв Франциска к «синодальности». «Синодальность» — это слово, данное древней церковной привычке собираться, обсуждать, различать и решать. Франциск адаптировал древнюю практику синодов и соборов радикально инклюзивным образом, приглашая всех верующих к участию. Кардиналы могут прийти к выводу, что прямо сейчас это величайший знак надежды, который церковь может предложить миру.
Эта «культура встречи», как ее назвал Франциск, может показаться ничтожной вещью для власть имущих. Но она начинается с идеи, которую не могут понять те, кто находится в плену у воли к власти: врождённое достоинство всех, необходимость выслушивать всех, включая маргиналов, и важность терпеливого ожидания консенсуса. Все эти вещи имеют решающее значение для восстановления разорванной гражданской ткани.
Жан-Марк Авелин (Марсель, Франция)
66-летний Авелин является митрополитом-архиепископом Марселя, средиземноморского портового города, сформированного поколениями иммигрантов и беженцев. Он будет «Папой из той же ткани, что и Папа Франциск», — сказал Мартенс. Сообщается, что он регулярно встречался с Франциском и убедил Папу Римского приехать в Марсель для обсуждения миграции и других вопросов, связанных со Средиземноморьем. Однако он не согласился с Франциском в необходимости ограничения латинской мессы и был среди французских священнослужителей, которые призвали к осторожности после того, как Папа одобрил благословения для однополых пар.
Авелин родился в Оране, Алжир, когда он находился под французским колониальным правлением, но его семья была среди тех, кто был вынужден покинуть страну, когда Алжир получил независимость. Учился во Франции в Марселе, Авиньоне и Париже. Он был рукоположен в 1984 году для архиепархии Марселя и с тех пор занимал посты священника в приходах по всему городу. Франциск провозгласил его кардиналом в 2022 году.
Луис Антонио Гоким Тагле (Манила)
67-летний Тагле является про-префектом Дикастерии по евангелизации Филиппин, преимущественно католической страны. Он считается тесно связанным с Франциском и в какой-то момент считался его «восходящей звездой», сказал Меллони. Он подверг критике «резкую» и «суровую» риторику, которую католические священнослужители используют для описания членов сообщества ЛГБТК+, разведенных людей и незамужних матерей. Тагле родился в Маниле. Его мать имеет китайские корни, а отец — тагальский, согласно официальному новостному сайту Ватикана. В 1991 году, через несколько лет после рукоположения в Маниле, он окончил Католический университет Америки со степенью доктора богословия. Он был провозглашен кардиналом в 2012 году папой римским Бенедиктом XVI.
Марио Греч (Ватикан)
68-летний Греч является генеральным секретарем Синода епископов, высшего консультативного органа при Папе Римском. Ранее он был епископом Гозо на Мальте. Греч родился в Кале, Мальта, изучал философию и теологию в семинарии Гозо. Он был рукоположен в священники в 1984 году и назначен в 2005 году Папой Бенедиктом XVI епископом Гозо. Франциск провозгласил Греча кардиналом в 2020 году.
Греч занял прогрессивную позицию по таким вопросам, как рукоположение женщин, которое он назвал «естественным углублением воли Господа» в интервью 2024 года, сообщает «Пиллар», новостной сайт, посвященный католической церкви. Он руководил знаменательным собранием Синода епископов, которое завершилось в октябре, не объявив о серьезных изменениях в отношении женщин и католиков ЛГБТК+.
Маттео Мария Зуппи (Болонья, Италия)
69-летний Зуппи является архиепископом Болоньи. Он был назначен Франциском руководить миротворческими миссиями в России и Украине и работал с общиной Святого Эгидия, группой католиков-мирян, посвятивших себя социальному служению. Родившийся в Риме, Дзуппи является внучатым племянником Карло Конфалоньери, кардинала, который был главным помощником Папы Пия XI в начале 20-го века. После изучения философии и теологии Зуппи был рукоположен в 1981 году и провел много лет в приходах по всему Риму. В начале 1990-х годов он помогал содействовать мирным переговорам в Мозамбике во время гражданской войны в стране, согласно его биографии «Святого Эгидио». Франциск сделал Зуппи кардиналом в 2019 году и назначил его судьей Верховного суда Ватикана в 2023 году.
Петер Эрдо (Будапешт)
72-летний Эрдо является митрополитом-архиепископом Эстергома-Будапешта в Венгрии и входит в число наиболее консервативных членов Коллегии кардиналов. Когда Папа Франциск заявил в декабре 2023 года, что католические священники могут благословлять (но не венчать) однополые пары, Эрдо, похоже, выступил против этого решения в своей проповеди в канун Рождества, не называя указ напрямую, сообщает «Нэшнл Католик Репортёр». Он также выступал против того, чтобы позволить разведенным и вступившим в повторный брак католикам причащаться. Во время миграционного кризиса в Европе в 2015 году Эрдо сказал, что церковь не должна принимать людей, потому что это будет представлять собой торговлю людьми, сообщает «Рейтер».
Эрдо родился в Будапеште в 1952 году и был рукоположен незадолго до своего 23-летия. Он служил в маленьком приходе недалеко от границы Венгрии со Словакией, а позже получил докторскую степень по богословию и каноническому праву. Эрдо был назначен кардиналом в 2003 году папой римским Иоанном Павлом II и участвовал в двух предыдущих конклавах. Он рассматривается как один из наиболее вероятных претендентов от консервативного лагеря.
Пьербаттиста Пиццабалла (Иерусалим)
60-летний Пиццабалла — латинский патриарх Иерусалима, высокопоставленный архиепископ католической церкви в Израиле, на палестинских территориях, в Иордании и на Кипре. Он выступал в качестве дипломата мира и демонстрировал преданность своей пастве. После нападения ХАМАСа на Израиль в октябре 2023 года он заявил, что готов предложить себя в обмен на возвращение похищенных израильских детей. В прошлом году он совершил предрождественский визит в единственный католический приход в Газе. После того, как президент США Дональд Трамп предложил взять под свой контроль сектор Газа и переселить его население, офис Пиццабаллы 14 февраля выступил с заявлением, в котором выступил против «любых попыток вытеснить жителей Газы с их земли».
Пиццабалла родился в Колоньо-аль-Серио, деревне на севере Италии, и был рукоположен в священники в 1990 году. Франциск сделал его латинским патриархом Иерусалима в 2020 году, а Пиццабалла был провозглашен кардиналом в 2023 году. Его выбор сделал бы его самым молодым Папой со времен Иоанна Павла II, который вступил в должность в возрасте 58 лет.
Пьетро Паролин (Ватикан)
Будучи госсекретарем Ватикана, 70-летний Паролин является главным дипломатическим посланником Папы Римского с 2013 года и входит в число самых высокопоставленных кардиналов по старшинству. Он провел годы на дипломатической службе Святого Престола, побывав в Нигерии, Мексике и Венесуэле. Эксперты Ватикана описывают Паролина как осторожного, благоразумного и умеренного лидера, который хорошо известен в Коллегии кардиналов. Согласно его биографии в Ватикане, Паролин является экспертом по делам Ближнего Востока и Азии и способствовал укреплению дипломатических связей Святого Престола с такими странами, как Вьетнам, Израиль и Мексика. Франциск провозгласил его кардиналом в 2014 году, и он входит в состав Совета кардиналов Франциска, группы, созданной для консультаций по вопросам управления церковью и реформирования Римской курии. Паролин родился в небольшой провинции на севере Италии и был рукоположен в священники, когда ему было 25 лет. Шесть лет спустя он поступил на дипломатическую службу и провел относительно несколько лет в приходском служении.
*движение, признанное экстремистским и запрещённое в РФ