Понятие «цивилизация» происходит от латинского слова «civilis», смысл которого передаётся русскими словами «гражданский, общественный, государственный». Достаточно часто встречается такое определение понятия «цивилизация»: это общественная формация, уровни общественной, духовной и материальной культуры которой находятся в развитии, достигая со временем новых высот, позволяющих её гражданам в пространстве ею выработанных ценностей разумно взаимодействовать с окружающим миром.
Остановимся и на таком важном понятии, как «логос», связанном с духовным, материальным и информационном развитием, с понятиями «общество», «общение», «язык», «слово», «информация», «духовность» и «знание». Как видим, греческое слово «логос» обладает широким набором базовых смыслов. Слово «логос» часто встречается в работах по языкознанию, философии и религии, как та база, которая позволяет проникать глубже в существо процессов людского бытия и окружающего мира. Нам оно будет полезно при обсуждении понятий «познание», «духовность», «язык», «информация». Логос облекает душу, влияет на палитру чувств человека, на самооценку, оценку общественных предпочтений, культуру поведения. Влияет на веру, физические и умственные способности человека, позволяя ему обретать знания через опыт, логику и веру. У одних ум бывает широким, у других – глубоким и иногда точным, но очень редко и широким, и глубоким и точным одновременно. Причина всему этому – логос, записанный в душе личности.
Логос – это та начальная тонкая сущность, заложенная в генофонд того или иного человека и народа Творцом. «Логос» на русский язык точнее перевести как «вещь-вет» в исконном русском понимании, как исходная информация. Мы и сейчас говорим: «Я услышал важную вещь», «По радио сообщили ряд интересных вещей». На Руси бытовали «вещуны», которые вещали другим важные, сокровенные вещи. На Руси бытовали и «глашатаи» и «сплетники», но они «вещунами» не назывались.
Далее остановимся на рассмотрении Европейской и Русской Цивилизации, на общественных, духовных, информационных и материальной процессах, происходящих в них длительное время. При этом длительность происходящего говорит о глубине связи происходящего с логосом.
Для Европейской Цивилизации, начиная с эпохи Возрождения, характерны два направления культурного развития: материальный и информационный, что привело к 20-му и 21-му веку к почти полному усыханию духовной составляющей бытия в Европе. Если за указанное время история России отмечена именами выдающихся подвижников Православной веры и молитвенников за Русскую землю: святых Иринарха, Паисия Величковского, Оптинских старцев, а в начале 20-го века – именем Иоанна Кронштадтского, то в Европе – именами теоретиков рационализма, эгоизма и цинизма: Спиноза, Т. Гоббс, Штирнер, П. Рэ, Г. Спенсер, а в 20-м веке – именами Ф. Ницше и А. Гитлера.
Для Русской жизни, можно сказать, более существенны 3 направления развития: материальное, духовное и информационное. Из этого следуют особенности мерности оценок в указанных цивилизационных мирах (для краткости далее будем использовать обозначения РЦ-мир и ЕЦ-мир). В РЦ-мире будут чаще использоваться 3-мерные оценки (материально-духовно-информационные). В ЕЦ-мире оценки будут чаще 2-мерные (материально-информационные).
Было время, когда в Европе и России духовную составляющую общественной жизни определяли Христианские Церкви. В 20-м веке и в настоящее время Церкви Европы стали, рыночно говоря, не рентабельны. Рыночная жизнь в Европе стала выдавливать из сознания, голов и языка людей духовную составляющую бытия. Христианство в ЕЦ-мире постепенно стало дробиться на большое число сект с разнонаправленными духовными векторами. Бойкие сектанты вместе с активным рынком приближали и приближают итоговый духовный вектор Европы и США к нулю или даже делают его отрицательным (обратим внимание на увлечение на Западе гендерами и нравственными меньшинствами). Похожие общественные процессы происходили и в России, но в заметно меньшей мере.
В средние века ЕЦ-мир был ещё христианским при быстром развитии материального и информационного плана.
В материальном плане успешно развивались торговля, флот, промышленность. В информационном плане у ЕЦ-мира были очевидные успехи в области научного знания и, в частности, почты: развивались библиотеки, книгопечатание, множились труды учёных, писателей, ширился обмен вестями между государствами и людьми, создавались спецслужбы. Однако полученный Западом огромный объём информации практически в большой степени использовался для борьбы за власть внутри государств и ЕЦ-мира, а общественная мысль в Европе уверенно утверждала эгоизм, гедонизм, приоритет силы, денег и агрессии. Умножались средства ведения войн и уничтожения людей. В жизни всё больше становилось агрессии, злобы, зла, лжи и недоверия. Духовная составляющая жизни в Европе таяла на глазах.
Примером борьбы за власть путем истребления противника с помощью военной техники и информационного воздействия на него могут быть отношения двух наиболее продвинутых в материальном и информационном плане европейских стран: Франции и Великобритании – их «столетняя война» с 1337 по 1451 гг.! В этой войне было 4 этапа: эдвардианский, каролингский, ланкастерский и заключительный. Это 100-летнее побоище вызвало к жизни новые виды оружия, артиллерию, принципы организации и обеспечения армий, сильно увеличивших эффективность уничтожения людей.
Характерной особенностью этой затяжной войны было то, что ни одна из её участниц не винила тогда Русь-Россию в том, что она виновата в агрессивности, алчности и жестокости, что она угрожала им и какую-то из противоборствующих сторон снабжала оружием и ложной информацией.
Европе полезно напомнить и 30-летнюю войну двух европейских агрессивных военных союзов (1518–1648 гг.). Мотивационная картина этой войны была очень пестра: от политической корысти и борьбы за власть до религиозных непримиримых католико- протестантских претензий. Участие в этой войне приняли: конечно, Англия и Франция, Польша, также – Германия, Швеция, Голландия, Швейцария, Испания. Как и в 100-летней войне, в ней совершенствовались средства агрессии и уничтожения, появились облегчённые пушки, мушкеты с большой скорострельностью, палочная дисциплина в армиях, линейная тактика ведения войны. И опять никто в Европе не обвинял Россию в том, что она виновата в этой европейской 30-летней войне, что она угрожала Европе и какую-то сторону снабжала оружием и ложной информацией. Эта европейская склочность, жестокость, алчность и агрессивность исходит из их западноевропейских логосов. Россия никогда не была западноевропейской страной. Её логос – ядро восточноевропейской и евразийской цивилизации.
100-летняя и 30-летняя война двух европейских агрессивных военных блоков убедительно говорит о том, что причина агрессивности и блочности мышления европейского сознания не где-то на стороне, а была и есть в нём самом, в его логосах. Дальнейшая история Европы это наглядно подтверждает: 1-я мировая война, Мюнхенский сговор, 2-я мировая война, американо-европейская склочная политика, построенная на домыслах и лжи. Западный мир не желает решать споры мирным путём, путём дипломатии и здравого смысла.
Русские же приходили в Европу для того, чтобы, жертвуя своими воинами, развести дерущихся в злобе рыночных и алчных европейцев по разные стороны. Выполнив миротворческую миссию, Россия возвращалась к себе домой. Так было во время походов Суворова в 1799 г., после приведения в чувства их Наполеончика на глиняных ногах, после неоднократных «вразумлений» польским забиякам и Карлу 12-му, как и их агрессивным арийцам вместе с их адвокатами: Ницше, Муссолини, Франко и Гитлером. Разгром немецко-фашистских агрессоров завершился только тогда, когда Россия-СССР пришла в западную Европу и ценой огромных собственных жертв укротила европейское высокомерие, спесь, агрессивность и лживость.
Историей не раз было суждено Европе понюхать кулак: то французский, то британский, то германский, то шведский, а в заключение – и русский. Но, похоже, что ЕЦ-миру его логос не помогает учиться на своих бесчисленных ссорах и ошибках. История ясно говорит всему миру о том, что Европа в многообразных вариантах может высокомерно и не дружески относиться не только к России, но и к близким своим соседкам по Евро-дому. Из века в век плывёт-ползёт вся эта подлость англосаксонской и европейской нечисти к ним, без устали болтая ложь и срам, силясь поломать друг друга посредством рынка, агрессии и обмана.
Ещё одно частное проявление англосаксонского логоса – адмирал Нельсон. Именно его победа над франко-испанским флотом при Трафальгаре в 1805 году привела к весьма крупным изменением в Европе и мире: 1. Англия приобрела огромные земли на всех континентах. 2. Английский язык стал мировым колониальным языком. Хотя он излишне агрессивен и базарен для роли международного языка. 3. В ряде бывших британских колоний: Индии, Австралии, Канаде и др. до сих пор закрепилось левостороннее движение на дорогах (возможно, как потребность быть гендерно-дорожным меньшинством) – тоже не случайное проявление их логоса.
Вышеперечисленные войны, как и итальянские войны 1494-1559 гг. и итальянский поход Бонапарта 1796-1797 гг., итало-германской интервенции в Испании 1935-1939 гг., привели к тому, что заметно пошатнулась вера и религиозность в Европе, нравственность и духовность упала в ЕЦ-мире катастрофически. Европа всё чаще не может справиться со своей агрессивностью и недоверием друг другу и в своём шарахании исторически пытается то спрятаться за Россию, то во всём её обвинять.
Чем больше войн в том или ином мире – тем ниже в нём уровень духовности и тем более низок уровень проникновения его в многомерное мировое вет-пространство знаний, логосов, принципов, веществ, вещей, полей и Духа.
Ещё не выветрился в европейской и нашей памяти скандальный выход Великобритании из Евросоюза. Основная же причина этого развода – в трудно совместимых логосах ряда европейских стран. Для того, чтобы правильней понять, что сейчас происходит в Европе, необходимо вернуться к правильному пониманию базовых понятий, лежащих в основе европейской истории отношений, языков и политики.
В России часто можно встретить возмущение поведением объединённой Европы и Атлантики, обилием их претензий к России и русскому народу. Исторический факт состоит в том, что Европа и Атлантика давно оставили для нас только претензии к нам. В сложившейся ситуации есть и наша ошибка, которая состоит в том, что мы хотим видеть Европу, как нечто целое по своей сути. Но логосы Европы этого не позволяют.
Нетрудно понять, что западный логос сильно замешан на деньгах и колониальных устремлениях. Крепнущая Россия нетерпима Западу именно потому, что в её лице он видит прежде всего конкурента и понимает, что в сфере влияния на мир, в торговле и дележе прибыли придётся потесниться. Именно поэтому и раздувается истерия о якобы агрессивности России – это подстёгивает военную промышленность, торговлю оружием, а, следовательно, и получение сверхприбыли. Поэтому и беснуется западная пресса и СМИ в создании ужасающего образа врага в лице России. Так же страшно недовольны они и нашим сближением с Китаем. Причём сами спесивые англосаксы не торопятся садиться в танки и рыть окопы – они предпочитают натравливать на нас «людские ресурсы второго сорта» типа украинских националистов, а также рассчитывают на внутреннюю нашу либеральную пятую колонну. Вот где нам надо быть особенно бдительными.
А завершить статью хочется строками Константина Фролова-Крымского:
Сколько лет мыслишкою лукавой
Ваши переполнены газеты,
Мол, «какое мы имеем право
На одну шестую часть планеты!?»
Мы сюда пришли по Божьей воле,
Честь свою ничем не замарали.
И не вам судить о нашей доле!
Мы своё богатство не украли.
<…>
Дамы, господа, синьоры, леди,
За черту ступая ненароком,
Не дразните русского медведя:
Ваше баловство вам выйдет боком.
Ваше кредо – разделяй и властвуй,
Ваша правда – это правда силы.
Вы привыкли восседать над паствой,
Неугодных одарив могилой.
А вот русский в каждом видит брата,
Не приемля скаредность и лживость.
Для него всего важнее – Правда,
А всего дороже – Справедливость.
<…>
Поумерьте пыл парадной меди!
Отвечать за глупости – придётся!
Не будите русского медведя.
Может быть, тогда и обойдётся.
Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, ветеран-блокадник; Никита Иванович Поздняков, православный публицист, капитан 1 ранга в отставке, координатор гражданской инициативной группы «Морской Санкт-Петербург»
1. Посол России в Швеции: Мы срать хотели на санкции Запада !
"Извините за язык – но мы срали на санкции Запада", – цитирует издание его слова, которые были вынесены в заголовок статьи. Сама статья доступна по подписке. Интервью частично переведено агентством ТАСС, но без фразы об отношении посла к санкциям Запада.
Интервью было посвящено возможному вступлению Швеции в НАТО.
"Если бы США и НАТО не провоцировали и не обостряли ситуацию, мы бы не возражали против вступления Швеции в НАТО. Мы бы уважали такое решение Швеции. Но сейчас ситуация с безопасностью в этой части Европы резко изменилась. Расширение НАТО – это самая большая угроза для России", – заявил дипломат.
15 января Швеция перебросила на остров Готланд оперативное спецподразделение. Эти действия были названы "реакцией Швеции на обострение в отношениях между Россией и Украиной".
Ранее власти Швеции заявляли, что вопрос о вступлении королевства в НАТО не стоит на повестке дня.
Вашингтон ранее заявил о риске вторжения российских войск на украинскую территорию во время Олимпиады, которая заканчивается 20 февраля. СМИ пишут, что США допускают начало нападения 15 или 16 февраля.
Руководство США рекомендовало в пятницу гражданам покинуть Украину в течение ближайших 48 часов. Аналогичные рекомендации выпустили Япония, Великобритания и ряд стран Евросоюза. Великобритания эвакуирует с Украины военных инструкторов.
Ранее госсекретарь США Энтони Блинкен в очередной раз пригрозил России санкциями в случае агрессии в отношении соседнего государства.
-