Я не комментировал заявление Офицерского собрания, подписанное генерал-полковником Леонидом Ивашовым. С одной стороны, я давно знаю Леонида Григорьевича, хотя близости особенной у нас никогда не было, но мы с ним сотрудничали, вместе участвовали в некоторых патриотических проектах. И до сих пор я полагал, что мы с ним, если не в одном окопе, то точно по одну сторону баррикад. Не хотелось торопиться с выводами.
Кроме того, я первоначально посчитал, что заявление генерала – сиюминутное настроение, результат раздражения, обиды на власть, которая не прислушивается к его мнению, к его экспертным оценкам. Ранее, как известно, он лично встречался с Президентом В.В. Путиным. А в последнее время, судя по всему, такие встречи прекратились. Поэтому создалось впечатление, что документ, им подписанный, – проявление его личной обиды на Путина и на власть. Думалось, осознает, что ошибся, сдаст назад.
Тем паче, что стало ясно – главными выгодополучателями от заявления Ивашова оказались либералы, его похвалил Ходорковский, поддержало «Эхо Москвы», одобрили и другие «рукопожатые» люди. Но ведь сам генерал прекрасно понимает, что это люди – другого духа, которые презирают и его, и те идеалы, которые он исповедует. Или уже исповедовал?
Была надежда, что генерал прислушается к позиции некоторых его соратников по Офицерскому собранию. Так один из ближайших сподвижников Ивашова, порой более радикально относящийся к действующей власти, полковник Владимир Квачков резко отмежевался от заявления Леонида Григорьевича. Прозвучали и другие критические оценки заявления, что оно фактически ставит патриотическое движение на одну доску с блоком НАТО, который повторяет те же самые обвинения в попытке развязать войну против Украины в адрес российской власти.
Увы, мои надежды оказались тщетными. После скандального заявления Леонид Григорьевич дал пространное интервью радиостанции «Эхо Москвы», из которого стало понятно, что подписанное им заявление не ошибка, а сознательная позиция. Больше того, генерал начал требовать отставки Владимира Путина, пустившись при этом в наивные рассуждения, что у нас в стране много мужчин, которые могут заменить Путина.
И эта позиция ошибочная и порочная для патриотического движения, к которому в общественном мнении принадлежит Леонид Григорьевич. Поэтому здесь уже молчать стало неуместно, поскольку речь идёт не о каких-то личных отношениях, а о судьбе Отечества, о будущем патриотического движения.
Теперь позиция Леонида Ивашова стала не его частным ошибочным мнением, это уже касается всего патриотического движения, которое генерал дискредитирует своей позицией.
Но цель моего комментария – не стремление отмежеваться от позиции Ивашова, я хотел бы понять мотивы поступка Ивашова. Причём, не личные мотивы, которые, наверное, есть, но они касаются только Леонида Григорьевича и его близких, а те настроения, ту общественную позицию, которая привела одного из лидеров патриотического движения к общественно-политической катастрофе. Иначе нельзя оценить последствия выступления Л.Г. Ивашова.
Некоторые говорят, генерал Ивашов – патриот, и нам нужно внимательно прислушаться к его позиции и аргументам, а не спешить ставить его в один ряд с Ходорковским и Навальным. На мой взгляд, это неверно. Позиционирование себя патриотом и даже патриотический бекграунд не дают индульгенции на любые поступки и заявления. Почти одновременно с заявлением Офицерского собрания появилось заявление «звёзд либеральной интеллигенции» (Шендеровича, Гозмана и пр.), которые тоже утверждают, что они действуют как патриоты страны, озабоченные благом Отечества. Так что прав был английский литератор Самуил Джонсон: когда патриотизм становится выгодным вложением, негодяи становятся патриотами.
Поступок Леонида Ивашова сразу вызвал ассоциации с поведением генералов в феврале 1917 года. Ведь те царские генералы, которые предали Государя Николая Александровича, тоже мыслили себя патриотами. И рассуждали они примерно так: верность Императору и верность России – понятия не идентичные. Они, мол, служат России, а не лицам, которые находятся во главе государства. Тем более царь «слабый», «подверженный влияниям», дружит с «неотёсанным мужиком Распутиным». Они готовили заговор против Царя, одновременно планируя великое будущее страны, готовясь к победоносному окончанию войны, когда Россия получит проливы Босфор и Дарданеллы и превратится в могущественную державу.
Генералы, а это были хорошие генералы, боевые – не «паркетные», два с половиной года воевавшие, увы, утратили сам смысл служения, ухитрились в своём сознании разделить понятия «государство» и «Государь»! Они не понимали, что настоящий патриотизм обязательно включает в себя верность главе государства.
На мой взгляд, в эту ловушку попал и Леонид Григорьевич Ивашов, который давно не скрывал свой антипутинизм, который как раз причудливо сочетался в нём с любовью к Отечеству и патриотизмом. А антипутинизм логично ведёт к противодействию власти, а потом и к оппозиции «этому государству», хотя другого нету. Ту же логику мы наблюдаем у антисталинистов. Любой последовательный антисталинист становится антисоветчиком, а любой последовательный антисоветчик рано или поздно становится русофобом, поскольку начинает презирать «совков», то есть русских людей, живших в советское время.
Это важно подчеркнуть, поскольку среди патриотов есть антипутинисты, – либо последовательные, либо «с фигой в кармане», а потому каждого может ждать участь генерала Ивашова, который, фактически, угробил свою репутацию русского патриота. Встать в один ряд с Шендеровичем, Ходорковским, Венедиктовым и прочими «рукопожатными» – что может быть печальнее для русского патриота.
Для понимания поступка Леонида Ивашова стоит обратить внимание и на психологический контекст, в котором оказалось нынче патриотическое движение. На мой взгляд, всё это последствия той истерии, которая охватила патриотическое движение в связи с темой вакцинации. Эта истерия, в конце концов, привела к тому, что часть людей, считающих себя патриотами, даже православными патриотами, начала уже обвинять власть «в предательстве национальных интересов», раздаются призывы к правительству уйти в отставку, а порой можно услышать и оценку нынешней власти как «правительства национальной измены» (прямо ассоциация с большевиками).
Мы наблюдаем парадоксальный феномен «православного большевизма»! Как случилось, что православные оказались большевиками по своей стилистике и лозунгам? Впрочем, это тема отдельного разговора, но появление такого феномена как «православный большевизм», на мой взгляд, факт.
На что я обратил внимание в выступлении генерала Ивашова? Он, с одной стороны, обвиняет Путина в том, что его политика привела к росту русской смертности, особенно в этом году – на миллион жизней. Но с другой стороны, он обвиняет Президента в том, что и тот, и в целом российская власть, пытались заставить население прививаться, применяли насилие в отношении населения, понуждая к вакцинации.
Эти два заявления находятся в очевидном противоречии, которое почему-то не замечает такой умный и образованный человек, как Леонид Григорьевич. Любому непредвзятому человеку понятно, что повышенная, как говорят демографы, избыточная смертность связана именно с тем, что темпы вакцинации в России были значительно ниже, чем в других развитых странах. В тех странах, где правительства действительно решительнее, заставляли население прививаться, несмотря на протесты и противодействие (напр., в Израиле, Германии, Великобритании и др. европейских странах), привитые люди болели, но уровень смертности по сравнению с Россией значительно ниже. А в России, где антиваксерам удалось оседлать страхи и недоверие народа, смертность зашкаливает.
Если в чём и можно упрекать власть, так в том, что она недостаточно жёстко заставляла население прививаться. Если бы заставляла жёстче, то, может быть, и смертность была бы меньше, и не было бы повода для нынешних спекуляций в адрес Путина и власти, что они виноваты в таком росте смертности.
В этой связи мне вспоминается один любимый мною исторический анекдот (анекдот в старом смысле слова – история), который я прочитал, кажется, у великого русского мыслителя Константина Николаевича Леонтьева. И который, как нельзя, лучше характеризует самосознание русского человека.
До революции петербуржцы зимой часто ходили через замерзшую Неву, потому что так было короче. И вот наступила весна, лёд начал таять, появились случаи, когда люди проваливались под лёд, и власти решили поставить около каждой тропинки, по которой ходили люди, городового, который бы предупреждал, что ходить по льду опасно.
И вот идёт мужичонка. Городовой ему кричит: «Ты куда? Стой!». Мужичонка не обращает внимания на крики и идёт себе дальше. Вскоре провалился в полынью.
Городовой его вытаскивает, а тот набрасывается на него со словами: «Что ж ты мне не сказал?». Опешивший городовой отвечает: «Как не сказал? Я же тебе кричал!». В ответ слышит: «Да что кричал? В морду надо было дать!».
Этот анекдот очень точно передаёт отношение подавляющего большинства наших соотечественников к мерам власти. Если есть принуждение, то народ понимает, что дело серьёзное, и следует этим предписаниям власти. А если на усмотрение каждого, то и необязательно.
Другое дело, что государство во время пандемии не взяло на себя обязательств, переложив принятие решения и ответственность (и заодно расходы) на население. Но это другой вопрос.
Противоречие, которое я увидел в выступлении генерала Ивашова, объясняет лично мне причину, почему Леонид Григорьевич выступил с таким странным и вызвавшим недоумение в широких кругах общественности заявлением. На мой взгляд, произошло некоторое повреждение логики в связи с антиваксерской позицией среди значительной части патриотов, которая была свойственна и генералу Ивашову.
Ну а в целом ничего кроме сожаления выступление генерала Л.Г. Ивашова не вызывает. Выбывают из строя старые бойцы…
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор портала «Русская народная линия», председатель «Русского Собрания»
126. Ответ на 123, Русский Сталинист:
Блестяще! Браво! Социальный фашизм во всей своей первозданой красе. Что и требовалось доказать.
Здешний мелкий Ирод. Устроил Бухенвальд "сыновьям сапожников".
125. Ответ на 124, Русский Сталинист:
Верно.
124. Ответ на 116, Туляк:Чем сапожник хуже пастуха и рыбака?
УХ, какой скрежет зубовный тут разносится)))
Как же некоторым - ванЬям не помнящим своего родства, противно думать, что "борзые коммунисты", под руководством "сына сапожника", ПО ФАКТУ - смогли поставить раком перед всем миром, их кумира, сына таможенника - адольфа бесноватого)))
А вместе с ним, сын сапожника, выставил в дураках ещё и всю Европу, заводы которой пахали все годы войны на фюрера бесноватого и Америку с Японией в придачу, которые тоже виновны в развязывании той войны и тоже помогали этому упырю!
Уверен, что ванятка, в День 9 Мая, траурные одежды одевает и втихаря, свечки за упокой бесноватого фюрера ставит.
Царь Давид был сыном пастуха, великий Ломоносов был сыном рыбака. Но некоторым не дано понять, что не социальное происхождение красит человека...
123. Сын сапожника- унтерменш
122. Русскому Ивану.
121. Ответ на 106, Анатолий Степанов: конс пир о логии
120. А тем временем... 22 июня 1941 года
https://life.ru/p/1472042?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
С НАМИ БОГ!
119. "Ходят слухи. будто сплетни запретят"
Думаю, что ВВП носит корсет для облегчения болезни позвоночника. Более плотным он выглядит, если корсет надет.
118. Пойдёт в анамнез
117. Ответ на 103, Дмитрий: