165 лет назад, 2 февраля (ст. ст.) 1857 года, в возрасте 52-х лет умер великий композитор, основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка, «Пушкин в музыке», «Музыкальный гений «золотого» века» – как его впоследствии называли.
В его творчестве удивительным образом сочетались лирическая грусть с озорным задором, драматизм с безудержной весёлостью. Перефразируя известное выражение поэта А. Григорьева, музыковеды о нём говорят: «Глинка – наше всё».
И это действительно так. И до него русские композиторы писали оперы, даже и на русские сюжеты, но они были лишь подражанием итальянским. Глинка создал первые оперы с истинно русской музыкой («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»). За ним пошли Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Римский-Корсаков и другие.
И до него русские композиторы писали симфоническую музыку, но она была лишь подражанием немецкой и французской. Глинка создал оригинальные русские произведения. За ним пошли Балакирев, Бородин, Чайковский, Глазунов и другие. По поводу глинковской «Симфонии на две русские темы» («Камаринской») П.И. Чайковский писал: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому, как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“».
И до него русские композиторы писали романсы, но они были лишь подражанием французским. Глинка и его современники Гурилёв и Варламов первыми написали бессмертные романсы с истинно русской мелодикой и проложили дорогу Даргомыжскому, Булахову, Балакиреву, Чайковскому, Римского-Корсакову.
Его «Патриотическая песня» в 1984 – 1986 гг. звучала в качестве музыкальной заставки в программе «Время», а в 1990 – 2000 гг. – в качестве мелодии государственного гимна РСФСР (с 1992 – РФ).
Родился Михаил Иванович 20 мая (ст. ст.) 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии. Дворянину, да к тому же из богатой и знатной семьи, быть музыкантом считалось в то время совершенно неприличным. Музицировать для узкого круга друзей и приятелей, ещё куда ни шло, но превратить музыку в главное дело всей жизни!… Не сразу, конечно, но Глинка нарушил этот канон, едва ли не первым в России.
Вспоминая о том, как 10-летним ребёнком он услышал крепостной оркестр, Михаил Иванович писал: «С той поры я страстно полюбил музыку. Оркестр моего дяди был для меня источником самых живых восторгов… и, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».
В 1817-22 гг. он учился в Благородном пансионе в Петербурге, учился легко и всегда был среди лучших, в совершенстве овладел французским, немецким, испанским, итальянским и польским языками. Зимой ходил на концерты и в оперу, а летом приезжал в имение в Орловской губернии – к дядиному оркестру, где осваивал основы оркестровки и дирижирования. По окончании пансиона посвятил, было, себя целиком музыке, но, уступив настояниям отца, пять лет прослужил чиновником в Министерстве путей сообщения.
Необременительная служба не мешала любимому занятию. В те годы им было написано несколько струнных квартетов и более двух десятков романсов на стихи Пушкина, Баратынского, Кукольника и других поэтов того времени. Среди них – знаменитые «Не искушай», «Я помню чудное мгновение», «Сомнение», «В крови горит огонь желаний», «Жаворонок», «Попутная песня». Первым исполнителем романсов в кругу своих друзей был сам Михаил Иванович, обладатель замечательного тенора. Музыка близко свела его с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, А.С. Грибоедовым, К.П. Брюлловым, сердечные отношения с которыми сохранялись до конца их дней.
В 1836 году, 27 ноября, состоялась премьера оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), на которой присутствовал сам Император Николай I. Оглушительный успех оперы, где главными действующими лицами были русские крестьяне, окончательно закрепил за Глинкой славу лучшего русского композитора. Официальным признанием его таланта стало назначение на высокую и почётную должность капельмейстера (дирижёра) Придворной певческой капеллы, где он прослужил до конца 1839 г.
Отзывы об опере и в русской, и в зарубежной прессе были восторженными. Музыкальный критик Вл. Одоевский: «С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!» Брат знаменитого французского писателя П. Мериме Анри: «По сюжету и музыке это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне... Это более, чем опера, это – национальная эпопея».
Правда, была и отрицательная рецензия. Спустя 25 лет, в 1861 году, известный критик В.В. Стасов написал: «Никто, быть может, не сделал такого бесчестья нашему народу, как Глинка, выставив посредством гениальной музыки на вечные времена русским героем подлого холопа Сусанина, верного, как собака, ограниченного, как сова или глухой тетерев». Что иного можно было ждать от «демократа»? Хорошо хоть музыку признал гениальной. Но он же и писал: «…оба [Пушкин и Глинка] создали русский язык – один в поэзии, другой в музыке».
В 1842 году была написана вторая опера – «Руслан и Людмила» на пушкинский сюжет. Однако на сей раз премьеру постигла неудача – император уехал из театра, не дождавшись окончания, а это повлияло и на отношение всего зала, и на отношение критики. Похвалы знаменитых Ф. Листа и Г. Берлиоза, бывших в то время в Петербурге на премьере, их восторженные слова о гениальности Глинки были слабым утешением для композитора.
В жизни Михаил Иванович был скромным, деликатным и легко ранимым человеком, он по-детски эмоционально переживал все свои радости и неудачи. Неудачу с премьерой и неудачи в семейной жизни (он не мог жениться на любимой женщине, так как неверная и злобная жена не давала развода) он переживал очень тяжело и по настояниям друзей уехал за границу.
Много лет он прожил в Испании, Италии, Франции и Германии. «Загранкомандировка» оказалась исключительно плодотворной. Оттуда он привёз не только «Вальс-фантазию», «Камаринскую» и десятки других произведений, но и массу впечатлений, которые позднее, уже в России, оформились в «Арагонскую хоту», «Ночь в Мадриде» и «Испанские увертюры».
В январе 1857 г. в Берлине состоялся концерт из произведений М.И. Глинки, который прошёл с огромным успехом и на котором присутствовал сам автор. Разгорячённый Михаил Иванович вышел на улицу и простудился. Болезнь оказалась смертельной. Прах гениально композитора перевезли на родину и похоронили в Александро-Невской лавре.
Вот, коротко, и всё о нашем великом соотечественнике – композиторе, который первым обратился к народным музыкальным истокам и который поднял русское композиторское искусство до уровня мировых вершин. Жаль только, что его изумительно красивая и понятная музыка всё реже и реже звучит на концертах и оперных сценах. В 1988 году в Большом театре в декорациях первой постановки и с первоначальным либретто поставили «Ивана Сусанина». Спектакль имел потрясающий успех, однако прошёл он всего 23 раза, потом был снят со сцены – наступало новое время, русская музыка оказалась не в чести. В еженедельной передаче «Романтика романса» на канале «Культура» звучит всё, что угодно, вплоть до американских мюзиклов и джазовых композиций, почти не звучат только русские романсы, в том числе и романсы Глинки.
Много десятилетий не ставит его опер Новосибирский оперный театр, начинавший свою жизнь 12 мая победного 1945-го оперой «Иван Сусанин». А может, и хорошо, что не ставит. Ведь современные постановщики с «нетрадиционными» жизненными позициями живого места на ней не оставят, – они уже извратили почти все оперы из репертуара театра (нетронутым остался только «Князь Игорь» – вероятно, по оплошности).
Может быть, о русском гении вспомнят Новосибирская и Магнитогорская консерватории, носящие его имя? Отрадно, что хоть Челябинский академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки не забывает своего «патрона».
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств