«Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех».
Б. Пастернак
На тему элиты можно написать много томов. Это интересное обширнейшее и парадоксальное явление, которое формировалось в течение тысячелетий. Но коротко хочется отметить лишь современные тенденции.
При взгляде на современную элиту чаще всего вспоминаются басни И.А. Крылова «Свинья и дуб», «Осел и соловей», «Волк и козленок», а также сказка Г.Х. Андерсена «Голый король».
В наше время уже не существуют надежные авторитеты, которым мог бы доверять народ. Властители дум исчезли и появились некие эксперты – голые короли. Эти эксперты тоже являются своего рода владельцами дум, но сущность этих дум коренным образом отличается от идей предшествующего времени, даже если сравнивать с СССР, не говоря уже о царской России.
Раньше авторитетные люди могли заблуждаться, но они говорили искренне, они были честны и перед своим умом, и перед своим сердцем. Они искали истину и жертвовали своей жизнью ради истины, а не прибыли или какой-то выгоды.
Сегодняшние властители дум не искренни. Они сознательно обманывают народ, вводят в заблуждение, руководствуясь не своими убеждениями, а лишь прагматическим карьерным интересом. В сущности, это – руководители и командиры, которые выполняют приказы свыше, а приказы, как известно, не обсуждаются. Среди таких авторитетов раньше были не только политики, депутаты парламента, телеведущие и гомосексуалисты-активисты, а писатели, поэты, художники, актеры, ученые, религиозные подвижники. Эти люди выделялись исключительно за счёт своего таланта, данного от Бога, поэтому вся духовная жизнь была естественна, глубока, интересна.
Что сегодня можно противопоставить таким авторитетам 19 века, как Пушкин, Грибоедов, Тургенев, Толстой, Достоевский, Шаляпин, химик Менделеев, математик Лобачевский, физиолог Павлов и т.д.? Или возьмем вторую половину двадцатого века: помимо политических деятелей в позднем СССР авторитетами были М. Шолохов, А. Фадеев, А. Твардовский, А. Солженицын, Е. Евтушенко, И. Глазунов, С. Бондарчук, И. Смоктуновский, П. Капица, И. Курчатов и др. А сегодня что? Ученый А. Гинцбург, режиссер К. Серебренников, писательница Л. Улицкая, телеведущая К. Собчак, певец Моргенштерн...
Изначально интеллект связывался с мудростью, а мудрость с элитностью. В Греции это семь мудрецов: Фалес из Милета, Солон из Афин, Хилон из Спарты, Периандр из Коринфа, митиленец Питтак, Бриант Приенский, Клеобул Линдский. Великие ученые Древней Эллады Архимед, Пифагор, Аристотель, Гиппократ считались одновременно и мудрецами. Их соотечественники знаменитые писатели Софокл, Еврипид, Аристофан, а у истоков стоял Гомер, в политике Перикл. В истории не сохранилось информации о том, кто были самые богатые люди Древней Греции (в то время еще не было журнала Форбс).
Элита, мудрость, интеллект составляли единое целое. Интеллектуальная элита не могла существовать без интеллекта. А если обнаруживался яркий интеллект, то его носитель рано или поздно причислялся к элите.
Интеллект – это способность видеть противоречия, принимать эффективные решения, быстро находить причины проблем. Самый простой способ проявления интеллекта – это хорошая учеба, то есть способность быстро усваивать и воспроизводить учебный материал. Но хорошая учеба не показатель интеллекта. В истории достаточно гениев, которые плохо учились в школе. Интеллект предполагает хорошую память, но хорошая память не главный признак таланта. Еще древнегреческий философ Гераклит утверждал: «Многознание уму не научает». Самая главная часть творческого интеллекта – это способность создавать то, чего не было раньше в науке, в искусстве, в политике. Гениальность также ассоциируется с интеллектом. Назначение гения, по словам Канта, создавать правила в искусстве.
Люди привыкли к тому, что интеллект всегда поставлен на службу добра. Но интеллект может служить и интересам зла. Стратегия лжи, подлости, коварства и разного рода военных хитростей в мирной жизни – это тоже признак интеллекта. К сожалению.
Самая очевидная элита – это элита в спорте. Здесь невозможно с помощью рекламы улучшить результат. Здесь невозможно обмануть судей, поскольку в метре сто сантиметров, в килограмме сто граммов, в минуте шестьдесят секунд. Это объективные критерии. В современном же искусстве, в литературе, театре, кинематографе нет объективных критериев, и реклама может навязать населению в качестве авторитетов и властителей дум не только не самых лучших в своём роде, а даже самых худших. Сегодня реклама из коровы может сделать великую певицу, а из обезьяны спасителя нации. Кто контролирует рекламу, тот и создает кумиров и властителей дум.
Кто сегодня кумиры молодежи? Герои нашего времени? Можно грубо нарисовать портрет мужчины. Это человек лет 25-50-ти, бритый наголо, с серьгой в ухе, в рваных джинсах, как правило, гомосексуалист, поклонник постмодернистского искусства и, желательно, чтобы украл миллиард и не понёс ответственности. Как правило, эта элита проникает в сознание из телевизора в сопровождении лженовостей. Новости постепенно эволюционируют от абсолютной лжи к относительной. Самый совершенный вариант новостей по принципу: бочка правды и ложка дегтя – лжи. После чего эффект правды сводится на нет. Истину или не понимают, или понимают превратно, что означает, что человек продолжает оставаться в своём заблуждении.
Нарушение справедливости при определении элиты напоминает ложное судейство. На соревнованиях по футболу при подозрении нечестности в судействе болельщики кричат: «Судью на мыло».
А каких судей мы имеем сегодня по всем видам жизненного соревнования? Судьи назначаются из надёжных людей, а надёжные люди назначают победителей. Элиту раскручивают через манипуляцию сознанием одновременно и, разрушая это сознание населения, упрощая и идиотизируя его. Поэтому сегодня нет авторитета, который мог бы сказать: то, что вам показывают, это – чушь собачья, то, в чём вас убеждают, во что вас заставляют верить, это – ложь. Но такого авторитета сейчас не существует, а если и есть такой выдающийся ум и пассионарная личность, та же самая реклама сделает всё возможное, чтобы этот человек не поднялся выше плинтуса. То есть, в духовной сфере мы видим очевидную войну на поражение.
В таких условиях национальных элит существовать не может, так же, как в концлагере не могут существовать отряды самообороны. Элиты, которые сейчас у всех на устах, это назначенные свыше голые короли. И самое унизительное здесь для людей, которым от Бога дан талант, то, что они вынуждены описывать и хвалить платье голого короля, чтобы что-то значить для своих детей и родственников.
Элита должна быть, как золото 999 пробы. Нельзя продавать золото 375 пробы, как золото 999 пробы. Сегодня произошла девальвация слова «элита», так что это не только золото 999 пробы и даже не 375 пробы, и даже не серебро, а позолоченный мошенниками алюминий.
Тоже самое происходит и в государстве. У такого государства нет будущего, поскольку оно управляется диверсантами. Конечно, врагов можно обманывать и, с точки зрения морали, это оправдывается. На войне подлость – это хитрость, а в мирное время хитрость – это подлость.
Все народы думают, что они живут сегодня в состоянии мира. Ложь, с помощью которой ведется война, скрывается от них, а многолетняя дебилизация населения уже не позволяет осознать эту ложь своим умом.
Монтескье говорил: «Человек обязан умирать за родину, но он не обязан за родину лгать». Монтескье – масон и идеолог мирового правительства, тем не менее, в то время еще оставался человеком чести.
Элита – это символ высших достижений человеческой деятельности. Но именно такой деятельности, которая связана с обогащением. Честность, к сожалению, не является элитным качеством. Собственно, то же самое можно сказать и об уме. Неслучайно столько лет популярна пьеса «Горе от ума». А афоризмы А.Грибоедова стали составной частью русского языка.
Ум – это невидимая часть айсберга жизненного успеха. Ценится только видимая часть. Именно это становится предметом зависти, ревности, подражания, злобы, мести и несправедливости. Но слово «элита» по-прежнему завораживает человека. Как подсолнух тянется к солнцу, так и человек тянется к элитному обществу. При одном условии, что это общество богатых людей. Без денег нет элиты, и человека мало интересует, каким путем эти деньги приобретены.
Связана ли элита с интеллектом? Можно ли говорить об элите без интеллекта и об интеллекте без элиты?
Интеллект и элита находятся по разные стороны баррикад. Они всегда составляют часть единого целого. Люди говорят «элита» – подразумевают «интеллект», говорят «интеллект» – подразумевают «элита».
Так сложилось в языке, что элитарных дураков не бывает. Дурак и элита несовместимы. Синоним элитарного – прилагательное бесподобный, труднодостижимый, редкий, очень талантливый. Но сегодня не лучшие из лучших становятся элитой, а наиболее покладистые и исполнительные, те, кто находится на побегушках у завоевателей, тем более, что завоеватели хотят упразднить соревнования в жизни и лишить жизнь невинности. Какова будет жизнь без справедливого соревнования и формирования на этой основе истинных элит? А самое главное – зачем это нужно и кому это выгодно?
Можно предположить, что это выгодно завоевателям, ибо они избавляются от конкурентов и становятся единственной элитой на все времена. Эта элита уже сегодня управляет миром через созданной ими послушный аппарат сотрудников, которые готовы на все, чтобы иметь когда-нибудь возможность быть причисленными к элите. Новая элита будет воспитываться в специальных заведениях типа Кембриджа или Лондонской школы экономики. Но цель образования и воспитания – не развитие талантов, данных Богом, не самоусовершенствование личности, а подчинение всего образовательного процесса идее увековечивания власти завоевателей.
Таланты в таких вузах, особенно, в области наук о духе, не нужны. Нужны совершенно другие способности. Подобные способности ценятся выше всего у работников спецслужб. Главная задача таких сотрудников не дать понять народам, что завоеватели их обманывают, поэтому их задача не поиск истины, а постоянное совершенствование способов введения в заблуждение народных масс. В то же время само заблуждение (идеологическая концепция перезагрузки) должно покоиться на каком-то откровении, на вере в безальтернативность новых ценностей. То есть у людей есть только один выход, и они должны с этим смириться.
Но Священного Писания у глобалистов пока нет. Может быть, оно и есть, но они его скрывают. Поэтому роль Священного Писания выполняют слова, которые в течении тысячелетий наполнялись человечеством особым магическим смыслом: Свобода, Равенство, Братство, Права человека. Под флагом этих слов совершаются сегодня самые страшные преступления. Эти слова своего рода всадники Апокалипсиса, которые подталкивают мир к последней черте.
В конечном счёте, оказывается, что современные элиты (если подробно изучить статистику) имеют одного хозяина и служат ему. И хозяин этот, согласно православию, сатана. Во всех «новых европейских ценностях» присутствует сатанизм. Сатанизм присутствует во всём, что поднимается выше среднего уровня, и именно присутствие сатанизма обуславливает и обеспечивает сегодня популярность, элитность. Это происходит в политике, литературе, моде и музыке. Сатанизм сегодня это своего рода партбилет, без которого все пути для любой творческой карьеры закрыты.
Но кроме яркого сатанизма, есть глубоко замаскированное движение дьявола. Он рядится в патриотизм, защитника традиционных ценностей, морали и культуры. В действительности, это – лишь дымовая завеса и попытка контролировать несогласных, чтобы не дать им объединиться в партию и представлять, тем самым, серьезную политическую силу. Эта невидимая еще для большинства партийность распространяется на весь мир, повсюду, где не встречает решительного отпора. Все христианские государства представляют сейчас один мир, одну страну, которую объединяет эта невидимая партия сатаны. Между странами бывшего социалистического и капиталистического лагеря уже нет разницы. Ими управляет единая элита, которая вступила прямо или косвенно в тайное общество (типа «Черепа и кости») и получает партийный билет сатаны.
То, что происходит сегодня, напоминает ситуацию в СССР, когда партия руководила всей духовной и физической жизнью страны, всей экономикой, всей культурой, образованием, воспитанием, литературой и искусством через свои партийные ячейки. Неслучайно советские евреи шутили: «Пришла зима, настало лето, спасибо партии за это».
Но в СССР партия культивировала именно христианские ценности. Цель КПСС состояла, в том числе, и в формировании всесторонней личности, основой которой являлось физическое совершенство и моральная чистота. Поэтому советские элиты способствовали достижению этой поставленной партией задачи и сами включались в процесс усовершенствования.
В СССР существовал не только культ всесторонне развитой личности, но и культ разума, знания и творчества. «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех богатств, выработанных человечеством». Эта мысль Ленина стала главным требованием, предъявляемым к формированию советских элит.
Культ творческого процесса, эрудиции, высших достижений, честности в науке, самопожертвования в поисках истины поддерживался и финансировался государством через специальные программы. Для этого выделялись огромные денежные средства. Было создано Всесоюзное общество «Знание», Союз писателей СССР, Союз журналистов, композиторов, архитекторов, ученых. Членство в таких союзах было престижно и являлось своего рода признаком принадлежности к элите.
Цензура надежно защищала талантливую личность от конкуренции со стороны сатанизма, бездарности, графомании, лжеискусства и лженауки.
Создание системы воспитания художественного вкуса во всесоюзном масштабе – одна из главных заслуг в СССР, благодаря этому в стране были изданы многомиллионные тиражи книг, переполненные залы театров и кинотеатров. Культивировалось глубокое уважение к педагогам, врачам, инженерам. Каждой специальности были посвящены песни, которые остались в народной памяти шлягерами. Прошло более тридцати лет после того, как СССР не существует, но самые популярные фильмы, самые популярные песни, самые популярные спектакли, шутки, анекдоты идут из того «тоталитарного» времени. Как это ни странно, но в СССР в условиях политической диктатуры и авторитарных методов, тем не менее, насаждался художественный вкус, сеялось разумное, доброе, вечное. Налицо был явный парадокс: отсутствие свободы и одновременно требование к высокому уровню мастерства. В СССР было много хорошего и этому стоит поучиться. Не следует выплёскивать вместе с водой и ребенка. Теперь становится совершенно очевидным, что не хлебом единым жив человек.
Сегодня мы отчетливо видим, что несвобода, в частности, для художественной литературы – гораздо меньшее зло, чем свобода, благодаря которой, сняты ограничения на безвкусицу, пошлость, дилетантизм, но сохранены ограничения на идеологию.
Советские элиты служили идее создания всесторонне развитой личности и совершенного народного государства. Другой возможности для самовыражения у граждан СССР не было. Или сей разумное, доброе, вечное, или «умирай с голоду».
Совсем иное мы наблюдаем у глобальных мировых элит, в том числе, и в России. Здесь доминируют совершенно противоположные принципы: сей неразумное, злое, подлое, иначе умрёшь с голоду, что означает: делай всё наоборот по сравнению с тем, что делали раньше твои отцы и деды.
Совершенно очевидно, что речь идёт о разрушении наследия и всего духовного богатства, созданного предками русских, немцев, евреев, англичан, французов, итальянцев и т.д. Эту разрушительную миссию взяла на себя партия сатаны со всеми ее многочисленными подразделениями братств, тайных обществ. Идея «разрушения старого мира» приняла новые формы. Если коммунисты хотели уничтожить частную собственность и эксплуатацию человека человеком, то глобалисты-сатанисты хотят уничтожить самого человека и продукты его духовной деятельности: религию и искусство. Поэтому диктатура в СССР особенно в послевоенный период по сравнению с диктатурой современного мирового государства это только цветочки и, дай Бог, нам никогда не попробовать вкус появляющихся из них ягодок.
Геннадий Николаевич Матюшов, писатель, философ, Москва
4.
3. Ответ на 2, Павел Тихомиров:
2. Ответ на 1, Андрей Карпов:
Скоморохи, м.б. да. Клоуны, потешающие балаган. А шуты - нет.
Шут, как известно - это тот, кому терять нечего, вот он и режет правду в лицо деспоту, приправляя эту речь прибаутками. За что и уважаем бывал.
Т.ч. не стал бы я всех деятелей кино скопом в клоуны.
Тот же Рязанов в 70-е был во многом выразителем настроений советских горожан с высшим образованием.
О ком говорили наши родители на кухнях - о Высоцком, Солженицыне, Сахарове. Ну а не на кухне можно было обсудить фильм Рязанова. Реконструировать некие эзоповы аналогии.
Вот Захаров - нет. Несмотря на "Мюнхгаузена", всё-таки оставался таким "театральным", специфическим. И Тарковский оставался таким, внеобщественным. А вот как раз Рязанов, ИМХО, это именно тот случай, когда умный правитель позволяет шуту кое-что иногда высказывать.
Сейчас ткаого нет по другой причине. Сейчас-то и общества нет. есть сегменты электорального поля, потребители товаров и услуг, с которыми работают политтехнологи и мерчендайзеры.
Потому и в умных шутах отпала нужда.
А элита - это вообще не о том.
Элита, эти, кто власть, а не управленческий персонал.
Но это уже другой разговор.
1.