Достоевский как русский мыслитель

Оставаясь художником, он положил множество венцов и в здание русской мысли

200-летие со дня рождения Достоевского  Александр Сергеевич Пушкин 
1 Победа45 
980
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Фёдор Михайлович Достоевский определил на многие годы направление развития мировой литературы. Оставаясь художником, он положил множество венцов и в здание русской мысли. Многие взгляды писателя воплотились в его произведениях.

Достоевский писал в письме к Майкову: «Факты показали нам, что болезнь, обуявшая цивилизованных русских, была гораздо сильнее, чем мы сами воображали... произошло то, о чем свидетельствует евангелист Лука. Точь-в-точь случилось, как и у нас: бесы вышли из русского человека и вошли в стадо свиней, т. е. в Нечаевых... Россия выблевала вон эту пакость, которою её окормили. В этих выблеванных мерзавцах не осталось ничего русского... кто теряет свой народ и народность, тот теряет и веру отеческую и Бога... Все назначение России заключается в Православии, в свете с Востока, который потечет к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа... Ну, если хотите знать, вот это-то и есть тема моего романа. Он называется "Бесы"».

Колоссальных усилий стоило возвратить такого «реакционного» Достоевского в школьную программу. Особенно в советскую школу, выдержанную в строгих революционных рамках. Однако удалось вернуть, равно как и Есенина и державного Пушкина.

Проницательный ум Достоевского распознаёт в католицизме предтечу социализма. В романе «Идиот» Достоевский вкладывает в уста князя Мышкина следующие слова: «Католичество — все равно, что вера нехристианская!.. это во-первых, а во-вторых, католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение!.. Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам... По-моему, римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение Западной Римской империи... Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор все так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство... Как же было не выйти от них атеизму?.. У нас не веруют ещё только сословия исключительные... а там, в Европе, уже страшные массы самого народа начинают не веровать... Социализм — порождение католичества и католической сущности! Он... вышел из отчаяния... чтобы утолить жажду духовную возжаждавшего человечества и спасти его не Христом, а насилием!.. Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, которого мы сохранили, и которого они не знали

«Дневник писателя» Достоевского – это живой отклик на происходящие события, осмысление их сути и влияния на российскую жизнь. Он стал своего рода знаменем для русски мыслящих людей.

«Наши помещики продавали своих крепостных крестьян и ехали в Париж издавать социальные журналы, а наши Рудины умирали на баррикадах. Тем временем мы до того уже оторвались от своей земли русской, что уже утратили всякое понятие о том, до какой степени такое учение рознится с душой народа русского. Впрочем, русский народный характер мы не только считали ни во что, но и не признавали в народе никакого характера. Мы забыли и думать о нем и с полным деспотическим спокойствием были убеждены... что народ наш тотчас примет всё, что мы ему укажем... Наши общечеловеки пребывали к своему народу вполне помещиками, и даже после крестьянской реформы.

Несмотря на наше усиленное вхождение в европейскую цивилизацию, отмечал Фёдор Михайлович, европейцы не хотели нас почесть за своих. «И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более они презирали нас самих. Мы виляли пред ними, мы подобострастно исповедовали им наши "европейские" взгляды и убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с учтивой усмешкой, как бы желая поскорее отвязаться, что мы это все у них "не так поняли"… Кончилось тем, что они прямо обозвали нас врагами и будущими сокрушителями европейской цивилизации. Вот как они поняли нашу страстную цель стать общечеловеками!»

Вместе с тем Фёдор Михайлович предостерегал, что нам от Европы отказываться нельзя. «Европа нам второе отечество, – я первый страстно исповедую это и всегда исповедовал. Европа нам почти так же всем дорога, как Россия; в ней всё Афетово племя, а наша идея – объединение всех наций этого племени, и даже дальше, гораздо дальше, до Сима и Хама. Как же быть? – спрашивает Достоевский и даёт неожиданный, на первый взгляд, ответ: – «Стать русским, во-первых, и, прежде всего». И эти слова великого писателя и великого мыслителя являются ключевыми, направляющими в деле духовного возрождения России. Потому что «общечеловечность есть идея национальная русская... надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу все изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой». Из этого Фёдор Михайлович делает очень важный для нас вывод: «И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать… Мы поймём тогда, что многое из того, что мы презирали в народе нашем, есть не тьма, а именно свет, не глупость, а именно ум…  настоящее социальное слово несет в себе не кто иной, как народ наш, что в идее его, в духе его заключается живая потребность всеединения человеческого, всеединения уже с полным уважением к национальным личностям… к сохранению полной свободы людей… единение любви, гарантированное... потребностью на деле истинного братства, а не гильотиной, не миллионами отрубленных голов…».

Фёдор Михайлович один из первых «открыл» Пушкина для широкой публики не только как гениального поэта, а как открывателя той главной мысли, которая «заключают в себе прообраз всего будущего назначения России, а стало быть и всей будущей судьбы нашей... Всемирность России, её отзывчивость и действительное, безспорное и глубочайшее родство с гениями всех времён и народов мира. Мысль эта выражена Пушкиным не как одно указание, учение или теория... но исполнена им на деле, заключена вековечно в гениальных созданиях его и доказана ими.  Он человек древнего мира, он и германец, и англичанин… он и поэт востока. Всем этим народам он сказал и заявил, что русский гений знает их, понял их, соприкоснулся им как родной, что он может перевоплощаться в них во всей полноте, что лишь одному только русскому духу дана всемирность, дано назначение в будущем постигнуть и объединить всё многоразличие национальностей и снять все противоречия их». Именно такая возвышенная, поистине всемирная идея способна вдохновить русский народ.

В своём «Дневнике» Фёдор Михайлович приводит много личных наблюдений. Вот один из реальных, но вполне типичных для нашей интеллигенции, разговоров: «Этого народ не позволит. – Отвечал один из собеседников ярому западнику на его либеральные идеи. – Так уничтожить народ!» – ответил западник спокойно и величаво». В 1993 году подобные нотки прозвучали в коллективном интеллигентском письме с требованием «раздавить гадину», то есть народ, посмевший встать на защиту Верховного Совета России.

Ещё одно интеллигентское высказывание приводит Фёдор Михайлович: «Велика-де Федора, да дура, годится лишь нас содержать, чтобы мы её уму-разуму обучили и порядку государственному».

А вот что говорит Достоевский о самой  интеллигенции: «Вся прогрессивная интеллигенция, например, сплошь проходит мимо народа, ибо хотя и много в интеллигенции нашей толковых людей, но зато о народе русском мало кто имеет понятия. У нас только отрицают да беспрерывно жалуются: "Зачем-де, не "оживляется" общество... и что же это за задача такая?"»

Пройдя в молодости через революционный кружок, Достоевский пережил в ссылке духовное преображение. Всю дальнейшую жизнь оно продолжалось при духовной опеке оптинских старцев, в особенности старца Амвросия. Поэтому вполне закономерно звучит его утверждение: «Удивятся же все, если скажу я, что спасут Россию молитвы этих смиренных старцев, ищущих покоя и уединения».

Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Робертович Анищенков
По горячим следам американских выборов
Нельзя упустить благоприятное время, политическая погода изменчива
07.11.2024
Победу могут заболтать?
Переговоры о мире только после расформирования украинской армии
29.10.2024
С имперским размахом
Встреча руководителей стран БРИКС в Казани выявила новую расстановку сил на планете
25.10.2024
Новый мировой порядок
Запад прекрасно понимает, что конец его колониального господства приближает в первую очередь Россия
21.10.2024
«Держава» – первый монархический журнал в послереволюционной России
Тридцать лет назад вышел в свет первый номер легального монархического издания
14.10.2024
Все статьи Владимир Робертович Анищенков
200-летие со дня рождения Достоевского
Первый снег с Достоевским
Памяти русского писателя
11.11.2024
Достоевский как поэт
Ко дню памяти
10.11.2024
Дмитрий Андреевич достойно и смиренно выполнил свою миссию
Слово на кончину правнука великого русского писателя Ф.М.Достоевского
05.09.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41