Написать эту статью, и тем самым вновь поднять тему «непоминающих», меня заставила недавняя гибель бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана). По данным полицейского протокола, авария произошла 20 ноября, около 18 часов, на 507 километре шоссе Вологда – Новая Ладога. Водителем KIA SORENTO была сорокалетняя женщина, которая не справилась с управлением, в результате чего машина столкнулась с грузовиком MAN. Водитель и двое пассажиров погибли.
За прошедшие 13 лет уже стали забываться события лета 2008 года, когда епископ Анадырский и Чукотский Диомид заявил о разрыве молитвенного общения с Русской Православной Церковью. По причине отказа приезда на Архиерейский Собор, он был запрещен в служении. Вместо покаяния, со стороны опального архиерея последовала анафема в адрес Патриарха Алексия II и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Автор этой статьи, с этого времени начал молиться о возвращении епископа Диомида в лоно Церкви. Молился до самого дня памяти Архистратига Михаила, когда узнал о гибели бывшего епископа.
Почему, человек, имевший два высших образования – светское и духовное, в противостоянии отступлению пошёл неканоничным путем, мы сейчас уже не узнаем. Обличая других иерархов в ереси, он и сам пошёл против церковных правил. Первое нарушение состояло в том, что епископ Анадырский и Чукотский преступил через ряд канонов при разрыве литургического общения с Московским Патриархатом. Второе нарушение было и вовсе грубейшим. Ибо, право на анафему не имеет даже Патриарх. Отступника и еретика предаёт анафеме, как минимум, Собор архиереев.
Что привело его к выходу из Церкви? Политические интриги? Самонадеянность? Поверхностное знание церковных канонов? Оккультное воздействие? Или же то, что отцы называют гордыней ума?.. Скорее всего, сейчас мы не ответим на эти вопросы. Хотя, есть основания полагать, что в случае с еп. Диомидом, была и политическая интрига, и оккультное воздействие, и недостаточное (либо однобокое) знание церковных канонов, и, по всей очевидности – гордыня ума.
В монографии иеромонаха Дамаскина (Христенсена) «Церковь перед лицом отступления», посвящённой жизни и творчеству архиепископа Аверкия (Таушева), раскрыта суть апостасии последних времен. Архиепископ Аверкий писал, что отступление может быть, как внешним, так и внутренним. Причём, внутреннее отступление бывает даже губительней отступления внешнего.
Рассуждая об антихристе, Владыка Аверкий писал, что «человек может прийти к тому, что воплощает собой антихрист, к подделке под христианство, из-за того, что у него, как и у антихриста – нет Христа внутри». Об «Отступлении» же архиепископ Аверкий говорил в том ключе, что его развитие происходит по причине «утраты чутья и устремления к Небесному».
При этом Владыка говорил об «Отступлении» не в общих чертах, но разделял его на три степени, или уровня: «Первый уровень отступления состоит в утрате силы всем христианством, как единым целым. Корни этого обнаруживаются в расколе Запада и Востока и в постепенном формировании на Западе «нового христианства», в котором падший человеческий разум, а не преданная Духом Божиим святая традиция, становится мерилом истины».
На втором уровне отступления, как об этом говорит далее архиепископ Аверкий: «Православные Церкви, ступая «в ногу со временем», откажутся от некоторых традиционных форм церковной жизни и экклесиологических положений, которые они сочтут несовременными, и также отпадут от Предания, содержащего в себе силу истинного христианства».
Третий же уровень отступления связан с тем, что «Православные Церкви, сохраняя все традиции и предания… они также теряют безценную силу своей веры, и к ним проникает зараза духа мира сего уже под видом духовности… Из этого рождается новая форма фальшивого «православия», на этот раз еще более тонкая, скрытая, потому что может облекаться в одежды истины».
Как указывает архиепископ Аверкий, кроме вертикального, постепенного отпадения от истины, бывает отпадение горизонтальное. Этот вид отступления он обозначил так: 1) Партийная политика, 2) Актерство, 3) Беззаконие наверху, или – папизм.
О «партийной политике», архиепископ Сиракузский и Троицкий так писал в статье «Святая ревность»: «Но есть также и фальшивая, лживая ревность, под маской которой скрываются кипящие человеческие страсти – чаще всего гордость, любовь к власти и к почестям… Сами же те, кто… руководит «политикой», часто притворяются борцами «за идею», но в действительности стремятся добиться лишь своих личных целей, стремясь угодить не Богу, но своему самодовольству и ревнуют не о славе Божией, но о своей славе и славе своих сподвижников и членов своей партии».
Со всей неизбежностью партийная политика порождает «Актерство». Об «актерстве» в Евангелии написаны такие слова: «Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» (Мф. 23: 3).
Архиепископ Аверкий развивает эту евангельскую мысль: «Это наступает, когда вожди православных групп и их глашатаи начинают играть «роли». Причина этого в том, что ничтожные духовно люди из мирских амбиций стремятся занять в Церкви позицию, предназначенную для людей более высокой духовности». При этом, Владыка указывал на два вида актёрства. О первом он отзывался так: «Есть лицемеры, которые любят казаться набожными и благочестивыми, хотя на деле совсем не таковы. Но они дадут ответ перед Богом, потому что они пытались обмануть верующих и делали это для своей личной пользы». Второй вид актерства именуется как «ревность не по разуму»: «ревность, которая теряет свою ценность из-за отсутствия самой главной христианской добродетели: рассуждения, и поэтому, вместо пользы приносит вред».
В конечном итоге, партийность и актёрство (лицемерие), неизбежно приводят к папизму – беззаконию наверху, когда иерархия начинает подменять собой соборность: «Они считают, что их основная задача в том, чтобы работа их внешнего церковного аппарата происходила гладко, а не в том, чтобы спасать души».
Если говорить о трех упомянутых выше искажениях церковности, то начались они не с Декларации митр. Сергия (Страгородского) 1927 года, не с «сергианства», которое Владыка Аверкий жёстко обличал, но, гораздо раньше. Синодальный период еще при жизни Петра I ознаменован тем, что церковная иерархия, а за ней – профессора академий, разделились на две партии – филокатолическую и филопротестантскую. В начале XVIII века представителем первой партии был митр. Стефан (Яворский), а второй – митрополиты Феофан (Прокопович) и Феодосий (Яновский).
Отсюда, неудивительно, что отсутствие подлинной соборности породило т.н. «циркулярное православие», а следовательно, и папизм, и актерство. Как сказано – «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте».
Поэтому, не приходится удивляться, что после 1917 года, большая часть живших в городах священнослужителей отпали в обновленчество. Сработал заложенный в Синодальный период принцип разделения профессоров на сторонников, либо католического богословия, либо протестантского. Это не означает, что в дореволюционный период в России не было последователей святоотеческой школы. Они были. Но, по причине существовавшего до революции партийного разделения, как среди учёного священства, так и среди профессоров академий, Церковь раскололась на несколько иерархий. Тайное, таким образом, стало явным.
И, здесь не приходится удивляться, отчего, уже в наше время, многие ревностные пастыри ушли поначалу в глухую оппозицию, а затем, и вовсе покинули Московский Патриархат. Причина – неизжитые, доставшиеся нам с Синодального периода болезни «папизма», «актерства» и «партийности». Именно они привели сейчас ревностных священников к «непоминающим», которые тоже являются своего рода партией, но, вне ограды Церкви.
Знаменательно, что архиепископ Аверкий, указывая на вышеозначенные виды отступления, обозначал их как – действия духа антихриста. Подобное обозначение идеально совпадает с евангельским: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16: 6), а также: «берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» (Мк. 8: 15). Здесь фарисейством именуется законничество и папизм, саддукейством – клановое и партийное разделение, иродианством – лицемерие, жизнь не по Духу Божьему, но по духу «мира сего». Поэтому, наблюдая развитие апостасийных процессов, мы видим их как внутри самой Церкви, так и в среде оппозиционно настроенного священства и мирян.
Из всего этого можно заключить, что ушедшие «на выход» (с непременным хлопанием дверей) ревностные пастыри, оказались тоже подвержены болезням «мира сего». Они тоже подверглись, по определению архиеп. Аверкия, действию духа антихриста. Именно с этой точки зрения можно объяснить, почему ушел в раскол еп. Диомид, человек с двумя высшими образованиями. Почему ушел в «непомин» иером. Никодим (Шматько), являвшийся проректором Высших богословских курсов МДА. А вместе с ними, и другие пастыри. Причина, видимо, во всех случаях, одинакова – действие духа антихриста. Потому что, Божий Дух подсказал бы им совсем другое решение.
Что же говорит о борьбе с апостасией Дух Божий, через каноническое право Церкви. Начать, видимо, надо с 31-го правила Святых Апостолов. Правило же это гласит: «Аще который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творити будет, и олтарь иный водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного».
Правило Апостолов со всей однозначностью указывает – пресвитер должен обличить своего епископа в церковном суде, после чего может (даже до решения суда) расторгнуть с ним молитвенное общение. Именно на это указывает 15-е правило Двукратного собора. Но, при этом, 15-е правило (как и предыдущие, 13-е и 14-е правила) предупреждает, что – «аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякого священства…».
Учинение же раскола есть не что иное, как говорят о том «непоминающие»: «Я вышел из Московской Патриархии», или: «Я покинул лжецерковь», или еще хлеще: «Я порвал с сатанинской церковью». То есть, сатанисты, это не только мы с вами, но и все исповедники и мученики ХХ столетия. В ответ же на эти сентенции можно сказать: если мы внимательно и безпристрастно прочитаем 15-е правило Двукратного собора, то обнаружим, что дозволяя в некоторых случаях – «когда… он проповедует ересь (осужденной святыми Соборами или отцами) всенародно и учит оной открыто в церкви», отделиться от молитвенного общения с такими предстоятелями Церкви, прежде решения суда, но при этом, 15-е правила не дозволяет, при разрыве общения с еретиками, покидать саму Церковь. Разрывая общение со впавшими в ересь предстоятелями Церкви, мы не имеем права оставлять Церковь.
К сожалению, поддавшиеся действию духа антихриста умные и образованные пастыри, сделали именно это – они покинули Церковь. А потому, хочется задать себе вопрос: как теперь молиться о упокоении погибшего в автокатастрофе еп. Диомида? Как молиться о упокоении «отдельно сотворившего алтарь» прот. Андрея Углова?.. Автор не знает ответа на эти вопросы.
Как правило, при разрыве евхаристического общения с Церковью, разум сотворившего раскол помрачается и становится плотским. Собственно, он помрачается уже тогда, когда бывает принято решение этот раскол сотворить. Человек вышедший из под омофора Церкви лишает себя действия благодати Духа Святого, а потому, как говорил Апостол Павел: «Не принимает того, что от Духа Божия… и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1-е Кор. 2: 14). О том же, говорится и в другом Послании: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8: 6, 7).
Особенно ужасно бывает, когда ушедшие в раскол люди начинают размышлять о Таинствах. Например, неоднократно приходилось слышать такую сентенцию: «Если на ектениях поминают имя еретичествующего патриарха, а затем вынимают за него Частицу на проскомидии, то в Чаше, во время евхаристии, происходит мистическое соединение всех причащающихся с еретиком. После чего, причастившись «кирилла», мы тоже становимся еретиками. Становимся с ним одного духа». Некоторые говорят еще короче: «Я причащаться «кирилла» не буду!» Апостол Павел, о подобного рода размышлениях дал лапидарное определение: «Помышления плотские – суть смерть!»
Некоторые же т.н. богословы пошли еще дальше. Например, приходилось слышать такого рода измышления: «Если в Чаше находится частица вынутая за еретиков, то Причастие (!) оскверняется».
С болью и горечью следует отметить, что говорить так могут лишь те, кто сам в серьёзной степени осквернился. По той лишь причине, что Таинство осквернить невозможно. Также, как невозможно осквернить солнце, или, скажем, Полярную звезду. Таинство, это Бог в Своих энергиях сошедший на землю. Другое дело, что Таинство может не совершиться, по причине нарушений со стороны самого человека, но оскверниться оно ни при каких случаях не может.
В завершение же этой статьи зададимся вопросом – как правильно вести борьбу с «отступлением», оставаясь при этом в лоне Церкви?.. В первую очередь, необходимо изучать святых отцов и каноническое право Церкви. Во-вторых (а может быть – во-первых), работать над стяжанием Духа Святого, благодаря которому мы перестаём быть душевными, и становимся духовными. Перестаём быть рабами (страстей или закона) и становимся друзьями (сынами) Божьими. А о друзьях Божиих, Сам Господь так говорит в Евангелии: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14: 27).
Именно благодаря этому миру, человек и обретает ум Христов, обретает благодать Святого Духа. Которая, и позволяет ему правильно противостоять Апостасии, и это противостояние, как говорит о том история Церкви, становится порой непреодолимым препятствием для ее развития и победы. Напротив, в этой духовной схватке, даже если силы зла поразили всю вселенную, побеждает тот, в ком живет Божий Дух. Именно по действию Святого Духа и можно познать, какая Церковь истинная, а какая нет.
Господь наш Иисус Христос сказал: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10: 8). Если же таковые знамения существуют в Церкви, то она истинная, и ее святые от Бога святые. Если же их нет, то надо говорить об отступлении, надо говорить об оскудении благодати, и опираясь на соборный разум Церкви, искать пути преодоления этого отступления.
Александр Степанович Сороковиков, писатель, общественный деятель, Владимирская область
6. Ответ на 3.
Вот какие наставления давала людям святая Матрона.
Она учила не осуждать ближних. Говорила: «Зачем осуждать других? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за
свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»
Полезно время от времени перечитывать наставления Матушки.
Учитель Праведности.
5. Ответ на 3, Русский Сталинист: Верно.
4. Без комментариев
Архиепископ Аверкий (Таушев
3. Ответ на 1, С. Югов:
Антицерковный термин, используемый врагами Русской Церкви. "Сергианство", "победобесие", "совок"- вот слова-маркеры, по которым можно безошибочно отделить овец от козлищ, наших от ненаших.
2. Апостол нашего времени.
1.