Сегодня Россия отмечает 200-летие со дня рождения великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Писатель родился 30 октября 1821 года по старому стилю.
О русском гении размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» бывший сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Сегодня нужно сказать самое главное, Достоевский — это наше кредо. В его метаниях и обретениях, исканиях и падениях, греховности и святости, вере и сомнениях отразилась сама Россия и русский народ. В этом смысле Достоевский — это наш духовный автопортрет. Чтение Достоевского — это всегда процесс самопознания.
Так глубоко о человеке не написал ни один писатель, никто не зачерпнул так глубоко бездну души человека. Достоевского нужно назвать тайнозрителем души человеческой. Поэтому Достоевский, будучи глубоко русским писателем, в то же время является всемирным и всечеловеческим писателем. Здесь к нему применимо то слово, которое он употребил по отношению к Пушкину — «всечеловек». Затронув самые глубокие вопросы человеческого бытия, он стал визитной карточкой всего человечества.
Как известно, ученые периодически посылают в космос послания внеземным цивилизациям, в которых стремятся кратко и ёмко представить род человеческий. Я считаю, что нам для презентации себя нужно послать, если не собрание сочинений Достоевского, то хотя бы его последний главный роман «Братья Карамазовы». Там сказано практически все о духовной сущности человека.
Достоевский занимает особое место в духовной истории человечества. Он сформулировал базовые аксиомы человеческого бытия. Без максимы «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка» уже невозможно представить себе человечества. Другой аксиомой Достоевского является утверждение о невозможности человеческого бытия без веры в Бога: «Если Бога нет, человеку все позволено». Жизнь человека безсмысленна без идеи безсмертия: «Без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо», «самоубийство, при потере идеи о бессмертии, становится совершенною и неизбежною даже необходимостью».
Отсюда и главная аксиома Достоевского - об абсолютной ценности Христа, который выше любых научных или логических доказательств. Из нее вытекает и, пожалуй, самая знаменитая аксиома писателя: «красота спасет мир», под которой он понимал «красоту Лика Христова», а «некрасивость погубит». Хотя о Достоевском много спорят, но его никто не может опровергнуть. Сила аксиом как раз и состоит в том, что они не нуждаются в доказательствах, но сами являются базой всех доказательств.
В своих аксиомах Фёдор Михайлович выявляет православное мировоззрение.
Он сформулировал аксиомы и русского бытия. Его идеи стали основополагающим фундаментом русскости. К ним относится, прежде всего, мысль о тождественности русского и православного, которую писатель выражал формулой: «Русский и православный - слова синонимы» или «атеист не может быть русским». Православие, по убеждению писателя, так глубоко сжилось с русской душой, что уже составляет ее неотъемлемую часть.
Достоевский — глубоко православный писатель, который спас нашу культуру от западной дехристианизации. Он вновь вернул в нее христианскую тематику и проблематику, вновь вернул ей христоцентричность, сделав центром русской культуры Христа.
На чём основан этот феномен? На его глубочайшей вере, с одной стороны, а, с другой стороны, мне думается, на том, что он никогда не боялся сомнений и в своих героях сознательно провоцировал сомнения. Он никогда не боялся самых сложных вопросов о Боге и о вере. Как он сам говорил: «Даже если мне докажут, что Христос вне истины, то я предпочту остаться со Христом, нежели с истиной».
Вера Достоевского основана на любви. Человек готов пожертвовать всем ради того, кого он любит. Достоевский беззаветно и преданно любил Христа, поэтому он не боялся задавать вопросы о Христе, в том числе и самому Христу, и даже те вопросы, на которые он сам не смог ответить, о смысле страдания, о смысле нравственности. Достоевский задал главные вопросы человечества, вопросы совести, которые до сих пор будоражат. Достоевский — писатель великой совести. Поэтому он никогда не перестанет быть актуальным, по крайней мере, пока у человечества будет оставаться совесть.
Нужно отметить удивительный феномен доверия писателю. Можно быть с ним не согласным, но невозможно ему не верить. Достоевский всегда искренен как на исповеди, он никогда не фальшивит. Неудивительно, что Достоевского читают люди абсолютно разных мировоззрений: верующие и неверующие, православные и католики. Как недавно выяснилось, даже нынешний папа Римский зачитывается Достоевским.
Я проработал в музее Достоевского более 30 лет, видел в гостях у писателя самых разных посетителей. Музей Достоевского остается одним из самых посещаемых в Санкт-Петербурге. Здесь особенно чувствуешь общечеловечность Достоевского. К нему приходит много иностранцев.
Что особенно удивляет, частыми посетителями были японцы. Казалось бы, что находят представители дальневосточной буддийской культуры у православного Достоевского?! Когда приходила японская группа, я начинал с вопроса: «У вас своя культура, своё мышление, что вы находите в Фёдоре Михайловиче Достоевском?». Как известно, в Японии Достоевский самый издаваемый писатель, его там издают больше, чем в России. После войны собрание сочинений Достоевского выходило несколько десятков раз.
Один из лучших фильмов по по роману «Идиот» тоже снят в Японии. Характерно, что действие романа в фильме происходит в Японию. Сохранён сюжет, все персонажи, но действие перенесено в Японию. Настасья Филипповна - гейша Настаэко.
На вопрос: «Что вы находите в Достоевском?» чаще всего от японцев приходилось слышать ответ в одно слово: «Страдание». Японцы находят в нём отражение, объяснение и понимание смысла страдания. Это говорит об универсализме Достоевского, который понятен на всех континентах. Правды ради, замечу, что самые редкие гости были представители арабского мира.
Мне приходилось проводить в 90-е годы в музее Достоевского экскурсию и для генерального секретаря НАТО Вернера, и для коммунистических делегаций Китая, и для художников авангардистов и для школьных учителей, — и всех их объединял интерес к Достоевскому.
Как-то рано утром произошла необычная история. В музей еще до открытия постучалось какое-то духовное лицо в облачении. Это оказался настоятель Великой Лавры Афанасия Афонского на Афоне архимандрит Василий. Через переводчика он объяснил, что он приехал в Петербург только ради Достоевского. Во время посещения Москвы его спросили, какой монастырь он хотел бы посетить или какую святыню увидеть, он на удивление ответил, что хочет посетить музей Достоевского. Только ради Достоевского он приехал в Петербург и прямо с Московского вокзала, который находится неподалеку от музея, пришёл в музей. Пробыв почти целый день в музее, он вечерним поездом вернулся в Москву. Согласитесь, это говорит о многом.
Мне приходилось проводить экскурсии в музее и для многих архиереев. Особенно запомнилось посещение Владыки Прокла, тогда викарного епископа Тихвинского, а впоследствии митрополита Симбирского. Он сам пожелал посетить музей, без всяких внешних поводов и юбилеев, неожиданно позвонил и пришёл, очень долго ходил, слушал, расспрашивал, говорил о том, что Достоевский его любимый писатель.
В музее Достоевского я познакомился со многими представителями духовенства, например, с протоиереем Виктором Московским, который тоже не раз бывал в нашем музее. У Достоевского, как видим, есть своя читательская «епархия» из духовенства.
Более того, благодаря музею Достоевского я стал священником. В 1988 году сотрудники музея, чтобы вернуть церковь Владимирской Божией Матери, организовали приходскую общину. Я представлял общину как в государственных, так и в церковных инстанциях. Тогда я познакомился с духовенством и представителями епархии, в частности с митрополитом Алексием, будущим патриархом. Когда был назначен на кафедру митрополит Иоанн, мне предложили рукоположение.
Достоевский настоящий миссионер нашего времени. Однажды инспектор Духовной академии о.Георгий Тельпис поделился наблюдением о том, что в советское время практически половина семинаристов на вопрос — как они пришли к вере — отвечали: «Благодаря Достоевскому». Фёдор Михайлович для Церкви сделал больше, чем иные штатные миссионеры.
Митрополит Антоний (Храповицкий) на основе творений Достоевского составил пособие для православных пастырей, приводя литературные примеры в качестве духовно и душевно полезных примеров в пастырской практике. Достоевский не думал о таком прикладном применении своих сочинений.
Почему не получилось всенародного праздника? Формально для этого были хорошие условия. Еще за 3 года до юбилейного года был создан комитет, принята президентская программа по празднованию 200-летия Ф.М.Достоевского.
Легче всего списать все на пандемию, хотя ковид реально сорвал очень много мероприятий.
Может быть, сказались какие-то закулисные игры. Очевидно, что не всем нынешним деятелям хочется слишком высоко поднимать знамя Фёдора Михайловича. Конечно, есть люди, которым он портит красивую картинку жизни, которых он просто обличает. Наверное, не все были рады этому юбилею и постарались его отодвинуть за скобки, пользуюсь этим самым ковидом.
Но может быть есть и более глубокая причина, состоящая в том, что Фёдор Михайлович вообще не праздничный писатель. Праздник — это всё-таки отдохновение, праздность ума, а Достоевский не может быть праздным. Он задаёт непраздничные, а сущностные вопросы. Писатель трудно конвертируется в праздники. Как театрализовать мир писателя в рамках юбилея? Раскольников на Невском выглядит как-то неуместно. Достоевский и праздник — не совсем сочетаемые понятия. Придумать и провести празднование 200-летие Достоевского – это небывало трудная задача.
Юбилей Пушкина праздновать гораздо легче, потому что Пушкин воплощает светлую сторону русской души, а Достоевский воплощает в себе всю её глубину: и светлую и трагическую, и святую и греховную. Трудно себе представить фестиваль или ярмарку Достоевского. Традиционные формы празднования плохо сочетаются с именем Фёдора Михайловича. Мне кажется в этом главная причина.
Характерно, что многие инициативы в этом году носили неофициальный, народный характер. Показательным является пример Переславля-Залесского. Неважно, был там или не был Достоевский, но именно в этом городе был установлен один из самых значимых памятников нынешнего года, да и вообще один из лучших памятников Фёдору Михайловичу из всех известных.
Благодаря стараниям монастыря, его настоятельницы игумении Евстолии, которая через Достоевского пришла к вере и Православию, был установлен удивительный мемориал Достоевскому. Он представляет собой раскрытую книгу из двух кирпичных стен в виде раскрытой обложки, из которой выходит писатель. Он несёт в руках свечу. На книге написаны слова Достоевского: «Мир есть рай, ключи у нас...» Писатель как будто боится, чтобы его свеча не погасла. Куда же он идет? Памятник поставили точно напротив Святых Врат монастыря. Достоевский идёт в монастырь, что соответствует сюжету его духовного развития. Как известно, многие свои искания он совершил в Оптиной пустыни и в «Братьях Карамазовых» монастырь старца Зосимы тоже является духовным контрапунктом романа и исканий героев писателя. Свеча становится емким символом его веры ,искания рая на земле...
Памятник получился концептуальным. Достоевский, который приходит в обитель, то ли в Оптину, то ли в к старцу Зосиме... Никольский монастырь в Переславле-Залесском, в котором Достоевский вроде бы и не бывал, стал частью памятника писателю.
Мемориал был открыт 11 июня 2021 года. В октябре в монастыре предполагалась большая конференция, на которую я также получил приглашение, но в последний момент в связи с ковидом были введены ограничения, и конференция прошла при минимальном количестве участников. В данном случае открытие памятника – это яркий пример народного почитания Фёдора Михайловича.
Исходя из того, как проходит 200-летие писателя, надо сделать вывод – дни памяти Достоевского праздновать надо не «от» и «до», не от юбилея до юбилея, а быть с ним всегда, не расставаться с Достоевским также, как мы не должны расставаться с понятиями доброты, красоты и совести.
Достоевский нам нужен не только в юбилейные дни, он нужен нам всегда!
Пусть это тоже станет нашей аксиомой!
Фото: из личного архива автора
3. Ответ на 1, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
«Я всегда был прогрессистом, очень далёким не только от черносотенства и монархизма, но и от консерватизма; к фашизму отношусь особенно отрицательно. Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими; но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения; особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи Красной Армии, охранительницы мира. Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливым. Формы государственного строя США, Франции, Англии, Швейцарии я считаю наиболее удовлетворительными из буржуазных систем. Признать себя контрреволюционером я могу лишь в той мере, в какой это вытекает из факта заповеди Евангелия, активным же контрреволюционером я никогда не был…» из кн. Владимир Лисичкин. Лука, врач возлюбленный. — М.: Издательский совет Русской Православной це
2. ДОТОЛЕ!
* к 1939 году в ссср не осталось НИ ОДНОГО официально действующего монастыря; в 1914 их было 1025.
* 59% приговоров от общего числа приговоров духовенства в 1939 году были к высшей мере наказания - расстрелу.
* на 58% сократилось число храмов от их дореволюционного количества к 1937 году;
* в 1937 году - 16250 арестов духовенства.
* в 1937 году - 89600 расстрелов духовенства.
1. доколе...