Очередной расстрел в учебном заведении, на сей раз в Пермском госуниверситете, породил проект выявления потенциально опасных агрессивных школьников посредством специальной компьютерной программы для анализа их письменных текстов (?!). Как сообщают «Ведомости», на это собираются выделить из бюджета 1,7 млрд рублей в 2022-2024 гг. Причем правительство уже утвердило этот проект, и он будет внесен в Госдуму до 1 октября. Однако более подробных ответов на свои вопросы о проекте «Ведомости» пока не получили, но получили мнения некоторых экспертов и читателей.
Познакомившись с этими мнениями, могу сказать, что, по сути, все эксперты и читатели настроены к этому проекту весьма скептично, ссылаясь на методолого-психологические и юридические препятствия, к тому же удивлены огромной денежной ценой вопроса.
Как человек, много занимавшейся в своё время контент-анализом (анализом содержания различных документов и сообщений), изучавший его практику за рубежом и разработавший собственный методолого-методический подход в кандидатской диссертации «Применение метода контент-анализа в социально-психологических исследованиях» (ЛГУ, 1975), попробую также выступить в качестве эксперта. По сути в этом проекте должна быть создана именно методика контент-анализа текстов, которые производят учащиеся. При этом тексты, очевидно, должны быть спонтанными, искренними, выражающими личность автора. Затем этих текстов должно быть достаточное количество (репрезентативность) или они должны быть уникальными, очень значимыми для автора. И тут сразу возникают этические проблемы. Навряд ли большинство школьников и студентов предоставят вам свои письма, дневники и какие-то чрезвычайно значимые для них тексты. Каким же способом вы их получите? Не обманом же или другим аморальным способом? Значит, остаются специально предлагаемые темы школьных сочинений на уроках литературы или обществоведения, а также юношеские литературные произведения (стихи, рассказы, публицистика), опять же доступные в каких-то школьных или иных изданиях… Всё это весьма проблематично. Реально остаются только социальные сети. Но в них ведь надо как-то проникать? И снова возникает проблема элементарной порядочности. Более того, то, что их тексты кем-то используются, анализируются, конечно, неизбежно станет известно учащимся. И произведет крайне негативный эффект…
Думается, такими компьютерными методиками изучения многочисленных текстов должны пользоваться социологи, психологи, историки в научных целях. А выборочно, так сказать, «по подозрению», в ходе следствия или оперативной работы, представители спецслужб. В ходе реальной жизни несравненно более эффективным способом профилактики школьных побоищ и вообще всякого насилия являются честные доброжелательные отношения в семье и трудовом или учебном коллективе, внимание к друг другу и взаимопомощь. А самое главное - построение общества духовно-нравственных идеалов, правды и патриотизма, социальной справедливости. Ещё в 2015 г. был издан Указ Президента РФ № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ», в котором чётко излагались основные идеалы и ценности российского общества, причем приоритетными назывались именно духовно-нравственные ценности. Однако, либералы-западники постоянно тормозили воплощение положений этого Указа, особенно в сфере культуры, всячески насаждая безнравственные западные и российско-прозападные произведения в литературе, кинематографе, театре, так называемом «шоу-бизнесе» и изобразительном искусстве. Наши телевидение и интернет переполнены криминальными сюжетами, сценами насилия и жестокости, нерусской музыкой, пением на нерусском языке, теряют свою российскую идентичность. «Героями» экрана стали киллеры, маньяки и «содержанки», причем уже в российской продукции. Необходимо сделать всё возможное для возрождения и развития российской национальной культуры и идеалов, чтобы героями экрана стали люди труда и чести. В новой редакции доктрины «О стратегии национальной безопасности» (Указ № 400 от 2 июля 2021 года») говорится, что одними из главных наших задач являются защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Если государство и общество, граждане России сумеют решить эти задачи, у нас не будет школьных расстрелов подражателями американского Колумбайна, где это произошло ещё в 1999 г. и потом разнесло поп-искусством по всему миру по психологическим законам подражания, заражения и внушения.
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России