Как сообщалось, вчера в Перми произошла стрельба в Пермском государственном университете. 18-летний Тимур Бекмансуров открыл стрельбу по студентам и преподавателям. Есть погибшие и пострадавшие. При задержании нападавший оказал вооруженное сопротивление. Стрелок был тяжело ранен.
Перед стрельбой в университете 18-летний Тимур Бекмансуров опубликовал пост в соцсетях. Он утверждает, что его атака не является терактом, и он не состоит в экстремистских организациях.
«Как же я устал, - пишет ужасные строки стрелок. - Гнев переполняет меня,я хочу разрушить всё на своём пути, оставить в этом мире как можно больше боли, те кого я не смогу убить, навсегда запомнят этот день. Я терпел всех людей вокруг себя все эти годы, лишь ради этого момента. Я презираю себя так же, как и всех вас. Как же хорошо, что скоро все закончится. Я смогу почувствовать себя живым хотя бы в эти 10 минут».
О причинах трагедии рассуждает в интервью «Русской народной линии» доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета «Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга» Валентин Евгеньевич Семёнов:
Опять молодежная расстрельная трагедия! Теперь в Пермском госуниверситете. А ведь 11 мая этого года в одной из школ Казани случился расстрел учащихся и педагогов питомцем этой же школы. Ещё более кровавый расстрел три года назад был в Керчи, до того с меньшими жертвами в Москве, были и другие. Истоки школьных побоищ начинаются в 1999 году в школе Колумбайн, США. Как обычно, у нас после таких катастроф начинаются дебаты об усилении охраны в местах обучения, о превращении их в крепости, о повышении бдительности и так замордованных педагогов и т. д. Но почему-то никто не обращает внимание на то, что после Колумбайна аналогичные школьные кровопролития состоялись и в той же Америке, и в других странах, а потом это докатилось и до нас. Подобные акции отобразил кинематограф, интернет, клипы рэперов. А какая лавина агрессии, насилия и крови круглосуточно льется со всевозможных экранов! Однако, о подобных влияниях почему-то забывают. Вместе с тем, законы подражания, психического заражения и внушения, идентификации, моды (в том числе на поведение убийц, ныне эстетизированных как киллеры), никто не отменял. И воздействует это экранное насилие не только на психически больных в той или иной мере людей, которых становится всё больше, тем более во времена пандемии коронавируса. Но и казалось бы здоровых молодых людей, живущих в условиях бедности, капиталистической конкуренции, безработицы, вопиющего социального неравенства, бесконечной рекламы всевозможных престижных товаров и гаджетов («бери от жизни всё», «ведь ты этого заслуживаешь», «ты же не лузер» и т.п.), что порождает раздражение, зависть, агрессию.
Ещё в 1986 г. была опубликована в журнале «Здоровье», №1 (тираж 16 млн экз.) моя статья «Ребёнок смотрит фильм», в которой на материалах наших с сотрудниками исследований рассматривалась проблема, связанная с увеличением в те годы числа зарубежных и отечественных фильмов, демонстрирующих всё натуралистичнее и чаще всевозможные проявления насилия и жестокости. Наши исследования показали, что тогда возникали драки и потасовки среди подростков после просмотра подобных фильмов, что психическое состояние и настроение у зрителей изменялось в негативную сторону, вызывая возбуждение, агрессию или подавленность, страх. О негативном воздействии сцен насилия и жестокости на детей и молодежь свидетельствуют многолетние и многочисленные исследования, прежде всего, американских психологов и социологов. Выдающийся психолог и психотерапевт В. Франкл сделал четкий вывод: «Агрессивность, которую якобы можно переключить на безвредные объекты - например, на телеэкран, - в действительности лишь подкрепляется этим и подобно рефлексу, ещё сильнее закрепляется».
Мой мониторинг наших телевизионных и интернет каналов, репертуара кинопроката показывает, что криминальные, агрессивные и безнравственные сюжеты и темы занимают всё большее место на экранах. Весной этого года так называемая «светская львица» Ксения Собчак сняла и выпустила на просторы интернета фильм-интервью с только что вышедшим из заключения маньяком Моховым, который почти четыре года в своем гараже-«бункере» удерживал, издевался и насиловал двух несовершеннолетних девочек. Один из журналистов справедливо пишет, что этот фильм является пособием для начинающих маньяков, тем более, что сам Мохов подражал другому преступнику, прочитав про аналогичную ситуацию. В последние годы уже не только киллеры, но и маньяки стали «героями» нашего времени. Вышел сериал «Чикатило», о самом известном серийном маньяке-убийце Советского Союза. А супруг Собчак скандальный режиссер К. Богомолов недавно снял сериал «Хороший человек» о постперестроечном серийном убийце женщин, превзошедшем Чикатило. Снят и получил награду на отечественном кинофестивале гнусный русофобский фильм о маньяке «Русский бес». Его пытаются выдать за чёрную, но всё же комедию. Появился ещё один сериал о витебском маньяке «Душегубы» и ещё одна черная комедия «Маньячелло». Многие годы на Пятом телеканале пять дней в неделю демонстрируется бесконечный отечественный сериал «След», в каждой серии которого показываются всевозможные, в том числе самые экзотические и изощренные способы убийств. Обожают криминальные фильмы и сериалы практически все российские телеканалы. А ещё есть канал «Русский детектив» и уйма иностранных источников. В ноябре 2020 - марте 2021 г. на «Первом канале» российского телевидения по воскресным дням «на сон грядущий» зрителям показывали сериал о маньяках-убийцах и садистах «Метод-2», который является продолжением сериала «Метод», демонстрировавшегося в 2015 году на том же «Первом» и ещё тогда поразившего своей изощренной жестокостью и беспросветностью. Глава телеканала СТС, который рекламируется как «100-процентно развлекательный», в качестве продюсера продвигает проект «Мертвая земля», опять же о маньяке-убийце, работающем таксером.
Регулярно знакомясь с программой российских телеканалов и содержанием их фильмов и сериалов, приходишь к неутешительному выводу о странной безответственной «культурной политике» в этой сфере. Подавляющее количество продукции представляет собой криминальный жанр, именуемый для пристойности детективным или остросюжетным. Причем, всё чаще мы видим служителей закона (полицейских, следователей, прокуроров, тем более оперативников, МВД и даже ФСБ) в самом неприглядном виде, попросту как закоренелых преступников и предателей, ничем не лучше тех, с кем они борются (!?) Рекламно-коммерческая и извращенно-развлекательная функции практически полностью подавили художественно-эстетическую и воспитательно-этическую функции в репертуаре художественных кинофильмов и сериалов на российском телевидении и в кинопрокате.
Вместе с тем в социологических исследованиях, проведенных под моим руководством, начиная с 2000 г., а также другими исследователями, большинство опрошенных, в том числе среди молодежи, выступают за нравственный контроль над содержанием фильмов, особенно сценами жестокости и насилия, прежде всего на экранах телевидения. Научные исследования и дискуссии подтверждают это. В тоже время обращения научной, педагогической и родительской общественности в различные государственные учреждения вплоть до президента в связи с несомненным негативным воздействием фильмов и сериалов, насыщенных насилием и жестокостью, на молодежь, остаются без адекватного реагирования, сводясь, по сути, к объяснению, что надо больше заниматься воспитанием детей и ограждать их от вредной информации. В общем, «спасение утопающих - дело самих утопающих».
Но всё значимей становится фактор информационно-психологической войны, в которой сторонники глобализма всячески пытаются переформатировать, аморализировать и примитивизировать, сделать легко управляемыми сознание и менталитеты народов и, конечно, не в последнюю очередь, российского. Новый министр культуры РФ Ольга Любимова сказала в декабре 2020 г. как раз по поводу содержания (контента) художественной культуры, в том числе фильмов и сериалов: «Есть три темы, показ которых в культуре невозможен: ксенофобия, терроризм и порнография». Содержание (контент, как теперь американизировано выражаются наши журналисты и деятели культуры) российских фильмов и сериалов, о которых мы говорили, несомненно, подпадает под это определение. В заключение стоит напомнить, что 2 июля 2021 г. Президент подписал Указ №400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в новой редакции. В частности, там говорится: «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти осуществляется в целях укрепления единства народов РФ на основе общероссийской гражданской идентичности». Однако, на практике этому ядру русской ментальности и традиционным российским ценностям в настоящее время противостоит духовно-нравственное и финансово-имущественное расслоение нашего общества. Одним из основных препятствий для духовно-нравственного общества социальной справедливости и социального согласия выступает значительное влияние либералов-западников, сторонников глобалистско-потребительского постмодернистского общества. Отсюда прозападный, антипатриотический, провокационно-безнравственный характер содержания многих телевизионных каналов, средств массовой культуры и искусства, по сути, предназначенный для перекодирования общественного сознания, традиционных российских ценностей и норм, в первую очередь, у молодежи.
Возникает закономерный вопрос: Почему не исполняются установки «Стратегии национальной безопасности» в этой сфере? Почему, требуя от простых граждан исполнения норм порядка, особенно в период коронавируса, государство позволяет «деятелям искусства» разрушать истинные традиционные ценности, развращать детей и молодежь? Почему в то же время народное искусство, образы настоящих героев нашего времени, вечные ценности истины, добра и красоты не реализуются в нашей современной российской художественной культуре?
Большинство российских граждан осуждает такую практику, в том числе постоянную бомбардировку образами и сценами жестокости и низости посредством телевидения и интернета. Значит, государство должно пойти навстречу пожеланиям народного большинства и требованиям национальной безопасности.
1. А Васька слушает...