3/16 июля Святая Церковь празднует перенесение мощей Святителя Филиппа Митрополита Московского (1652). Промыслительно, что это и канун дня памяти Святых Царственных Страстотерпцев 4/17 июля (1918).
В этот день особенно важно разоблачать заблуждение о том, что «потомкам каяться не в чем» и, якобы, «нельзя каяться за других».
Безусловно, Таинство покаяния сугубо индивидуально, и было бы безумной гордыней пытаться брать на себя грехи других людей и каяться за них.
Однако у слова «покаяние» есть и более широкий смысл. Изначальный смысл слова «каяться» – это «скорбеть», «сожалеть» (Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. Репринт. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, с 247).
Если мы не сожалеем о совершенном (пусть и не нами) зле, если мы не сострадаем и не сочувствует жертвам беззаконий и жестокости и не скорбим о поступках тех, кто совершил преступления, мы принимаем на себя и несём, по крайней мере частично, ответственность за грех.
Ещё хуже, если мы пытаемся оправдать зло или отрицать его совершение, фальсифицируя историю. Тогда наступает уже полнота ответственности, как будто мы сами участвовали в преступлении.
Разумеется, это не правовая, а духовная проблема. Однако для верующих людей понятно, что самый главный Суд над каждым из нас совершится не по человеческим, а по Божественным законам.
Пример царя Алексея I Тишайшего, каявшегося у мощей Святителя Филиппа за своего великого предшественника царя Иоанна IV Грозного, является одним из ярчайших примеров "покаяния за предков".
В своей Грамоте царь, пишет церковный историк А.В. Карташов, обращается к митрополиту Филиппу, как к живому: «Ничто столько не печалит души моей, пресвятой владыко, как то, что ты не находишься в нашем богохранимом царствующем граде Москве, во святой соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, вместе с бывшими до тебя и по тебе святителями, чтобы ради ваших совокупных молитв, всегда неподвижной пребывала Святая Соборная и Апостольская Церковь и Вера Христова, которою спасаемся.
Молю тебя, приди сюда и разреши согрешение прадеда нашего царя и великого князя Иоанна, совершенное против тебя нерассудно, завистию и несдержанною яростию. Хотя я и неповинен в досаждении тебе, но гроб прадеда приводит меня в жалость, что ты со времени изгнания твоего и доселе пребываешь вдали от твоей святительской паствы.
Преклоняю пред тобою сан мой царский за согрешившего против тебя, да отпустишь ему согрешение его своим к нам пришествием, и да упразднится поношение, которое лежит на нем за изгнание тебя.
Молю тебя о сем, о священная глава, и преклоняю честь моего царства пред твоими честными мощами, повергаю на умоление тебя всю мою власть…» (Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. М., 1992, с. 137).
Здесь попутно нужно отметить, что фальсификаторы истории нередко заявляют, что будто бы при династии Романовых заслуги династии Рюриковичей преуменьшались, история её правления искажалась, а Иоанн IV Грозный в особенности подвергался какому-то поношению.
Это – наглая голословная бессовестная ложь и клевета. На протяжении всего царствования Российского царского и императорского Дома Романовых отношение к памяти царя Иоанна IV Грозного было неизменно почтительным.
Иначе и быть не могло. Романовы унаследовали царский престол именно благодаря свойству с Иоанном IV. Это – основа их легитимности (подробнее: Закатов А.Н. Утвержденная Грамота Великого Собора 1613 года как источник права. Доклад на II Всероссийской научной конференции «Систематизация законодательства в фокусе историко-правовой науки (к 470-летию принятия Судебника 1550 г.)» в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 13 мая 2020 года).
Отдельные негативные оценки личности Иоанна Грозного или тех или иных аспектов его политики, конечно, имели место и при Романовых. Но это были субъективные мнения частных лиц. Официальная идеологическая и духовно-историческая позиция Дома Романовых в отношении Иоанна Грозного заключалась в том, что это был великий государь, ошибки и грехи которого не могут затмить его колоссальный вклад в развитие Государства Российского.
Царь Алексей Михайлович каялся за царя Иоанна Васильевича не потому, что хотел необоснованно приписать ему нечто негативное или унизить его память, а наоборот, зная, что, увы, и вправду произошло со Святителем Филиппом, испытывая «жалость», желая, будучи наследником, продолжателем и хранителем наследия Дома Рюриковичей и персонально дяди своего деда Патриарха Филарета (Романова), получить прощение и исправить последствия греха, чтобы он не продолжал тяготеть над Россией.
В наши дни особенно актуальным остаётся покаяние за происшедшее с нашим Отечеством в ХХ веке, за грехи и преступления, подготовившие, осуществившие и продолжившие Революцию 1917 года, за цареубийство и уничтожение миллионов соотечественников по религиозным, социальным, классовым и политическим мотивам.
Глава Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимировна предостерегает всех от мрачного отношения к прошлому, откультивирования «комплекса неполноценности и преступности», от взаимных обвинений. Она признаёт, что ответственность за катастрофу, постигшую Российскую Империю, лежит и на Доме Романовых (см. Обращение Главы Российского Императорского Дома в связи со 100-летием Революции). И она не призывает к покаянию других, а старается подать пример собственным покаянием.
Нам же следует, по крайней мере, подумать об этом. И не оставаться, поддаваясь лживым и лицемерным призывам лукавых людей, в горделивой уверенности, что «нам не в чем каяться».
Александр Николаевич Закатов, кандидат исторических наук, доцент
52. С. Югову
51. С. Югову
"Белый" реваншизм тоже имеет место, но его гораздо меньше, и для его сторонников не существует и тысячной доли возможностей распространять свои мнения по сравнению с "красными" реваншистами.
Во-вторых, нравственная оценка событий прошлого не только не вредна, но необходима. Ничего христианского в замалчивании и оправдании преступлений нет. Христианские Императоры Римской Империи, например, не запрещали давать негативную оценку своим предшественникам - гонителям Христианства и говорить о преследованиях, которым подвергалась Церковь на протяжении трех веков.
В-третьих, и Русская Православная Церковь, и другие традиционные конфессии России, и Российский Императорский Дом, и уважаемые в народе деятели науки и культуры, конечно, в первую очередь авторитетны в деле национального примирения.
Но и каждый гражданин может и должен сформировать свою позицию, и имеет право её высказывать и обосновывать.
В «перебранку» такую дискуссию стремятся превратить провокаторы. Однако, как мы уже говорили по вопросу терминологии, злоупотребление не отменяет употребления.
Невозможно запретить людям обсуждать историю своей страны. Просто нужно постараться, чтобы у лжецов, клеветников, безответственных демагогов, образно говоря, «земля горела под ногами», чтобы они стали нерукопожатными изгоями, а не желанными гостями на телевидении и в прочих СМИ.
50. на 52
Если уж ты взялся говорить о моём, якобы, "бреде", то делай это не голословно, а с помощью аргументов и фактов, которые опровергают мои утверждения. А без этого условия, твои глупые обвинения , это просто демагогия.
Но самое смешное - когда лица, боящиеся выступать под собственными именами и прячущиеся за псевдонимами, смеют выступать от имени народа.
Во-первых, русский народ, сам, от своего имени, в 1917 году осудил белых и пошёл за красными.
А во-вторых, в данном случае, самое смешное не в том, что я туляк, а то, что русскому коренному туляку, делает подобное замечание человек, который свою фамилию, как истинный басурман, пишет на латинице))
49. Бред легитимистов
48. Бей жида-политрука - морда просит кирпича!
. например, убийство Володарского
Какой Володарский, хватит людей дурить - Моисей Маркович Гольдштейн, ... ещё Моисея Соломоновича забыл - председателя питерской ЧеКи ...Сразу видно "истинно православного" христианина-жидоеда. Таким жидоедом был и "христолюбивый" Гитлер. А какое открытие - оказывается, Володарский на самом деле Гольдштейн. Ну, так выдающийся советский авиаконструктор Лавочкин, один из тех, благодаря которому советский народ во главе со Сталиным (Джугашвили) одержал великую Победу над оккультным фашизмом, на самом деле Магазинер. И сам Джугашвили, по заверениям таких же "рабов Божиих", тоже еврей, так как "джуга означает еврей". Фашиствующие подонки, которые протаскивают тут расовую теорию Третьего Рейха, должны, вообще то, отвечать по соответствующему закону. Если таких не останавливать, то получим такую же картину, как на Украине, где братья-декоммунизаторы наших "рабов Божиих" уже добились запрета русского языка и низведения русских в унтерменши-москали.
47. Пора кончать
46. С. Югову
45. Порция бреда от "туляка"
44. Закатов
43. Бред необольшевиков