Российскую публику уже мало чем удивишь. Матерщинник Шнуров – партийный деятель и корреспондент RTVI? А почему бы и нет. Певица ртом Манижа представляет Россию с глумливой «песней» про русских женщин на Евровидении? Ну и что? Тик-токер-кривляка непонятного пола Милохин – молодежное лицо ПМЭФ, а заодно и крупнейшего банка страны? Вай бы и нот? Бессмысленный рэпер Моргенштерн, пропагандирующий наркоту – звезда эстрады, а заодно и «женщина года»? По приколу. На этом фоне почему бы и бывшей тоже «звезде» позорного «Дома-2» Бузовой не стать актрисой МХАТа?
Пипл хавает, народ удивляется и давится. Но его можно не брать в расчет – голодранцы кассы не делают. Работягам не до театров и форумов, а культурные нищие пенсы пусть смотрят канал «Культура», читают и слушают свою дремучую аутентичную классику.
Один знакомый деятель лево-патриотического направления в Фейсбуке написал: что вы мол, набросились на Даню, и Олю с Манижей – юмора, мол не понимаете, старперы, молодежных трендов не чувствуете; лучше бы вам самим с парохода современности спрыгнуть. Спрыгнули бы, мил человек, да некуда! А рейс с такими «аниматорами» мы точно не заказывали.
Обобщения, безусловно, хромают, как и сравнения. Одно дело – Манижа на зарубежном конкурсе фриков, другое – Милохин на российском государственном форуме. Бузова в эпизодической роли на сцене славного некогда, но все же – лишь театра, и Шнуров в Комитете Госдумы по культуре – тоже суть вещи разного порядка. Но общее всё же прослеживается. И вербализировать его, не прибегая к обсценной лексике, не так просто. Ибо здесь в одном букете слились и крайняя пошлость с глупостью, и коммерческий расчет на скандал. Но кроме того, просматривается чьё-то желание посмачнее плюнуть в лицо всем уходящим носителям традиционных национальных ценностей и традиционной же общечеловеческой культуры. То есть, грубо – народу и интеллигенции, как его части. При этом противопоставив их авангарду молодых и «продвинутых» – за кем будущее.
Перебор? Как сказать. Конечно, пока еще большинство соотечественников, к их счастью, не следит за этой повесткой в сети и, разве что, случайно «попадет» на это в телеэфире. Кстати, рейтинги определённых телепередач у нас еще в девяностых научились «накручивать» не хуже, чем ныне модераторы Фэйсбука и Ютьюба нужных им ресурсов. Но в молодёжном сегменте общества – особенно городском, об этом действительно гораздо больше говорят, смотрят, слушают.
Дело тут, конечно, вовсе не в какой-то конкретной Бузовой, которая «сделает кассу» – а что сегодня может быть главнее для театра? В конце концов, как правильно заметили комментаторы, и в других театрах периодически играют персонажи ничуть не лучше, а уж про иные спектакли лучше вообще помолчать. Дело в том, что «тенденция однако».
Для тех, кто «покреативнее» и с деньгами – Серебренников и Богомолов, пиплу попроще – Бузова с Моргенштерном. У этих передовиков есть и массовый бэкграунд. Давним фоном на телике проложены пошлейшие ток-шоу с перемыванием пороков – для средневозрастных тёток, пиф-паф-сериалов под пивасик – для тупеющих мужиков, низкопробная «юмористика» – для обоих полов. Ну и пресловутый «Дом-2», конечно, сыгравший роль форточки Овертона.
И здесь у многих давно возникает естественный вопрос из романса Вертинского «кому и зачем это нужно?» Закрадывается подозрения, что рыночной формулой «спрос-предложение» это дело не исчерпывается, поставлены некие цели оглупления, дезориентации, разбалансировки сознания разных групп соотечественников, превращение народа в безликое население. Поскольку длительные способы такого воздействия оказались слишком вялыми, овертоновское окошко приотворяют все шире. И оттуда пихают Моргенштернов с Милохиными, как катализаторов общественных химреакций. Только ведь реакции-то эти амбивалентные: может быть тихое разложение, а может и грохнуть. Или и то и другое годится?
Поистине, какой-то антиномией кажутся на этом фоне поддерживаемые или инициируемые государством — движение «Бессмертный полк», перезагрузка Общества «Знание», хорошие патриотические и культурные начинания. Ребята, вы уж определитесь, как в анекдоте с плавками и крестиком: что молодежи вы хотите дать в пример: Александра Невского с генералом Карбышевым и Ломоносовым или Даню Милохина с Ксюшей Собчак и Сережей Шнуровым? И то и другое не вытанцовывается.
Когда молодые консерваторские музыканты пытаются хоть куда-то пробиться, чтобы прокормить себя и семью, а потом им демонстрируют процветающих Моргенштерна с Манижей, некоторые, наверняка, думают: «а на хрен, я с этим Прокофьевым мучаюсь?» Или когда на молодежном форуме перед ребятами, выбирающими «жизнь делать с кого», выступают вальяжные топ-менеджеры, по-свойски рассказывающие, как они прогуливали уроки и тяготились «Войной и миром». А потом советуют смело начинать свой бизнес с любой завиральной «инновации» или просто с монетизации своего блога. Некоторые – да, пожмут плечами, приняв к сведению, и продолжат овладевать знаниями. Но другие-то точно смутятся и начнут заниматься всякой ерундистикой.
На эти доводы есть стандартные ответы: «государство не вмешивается в эти дела», «Манижу выбрали сами зрители Первого канала», «приглашение актеров и репертуарная политика – прерогатива театральных худруков», «а мы Милохина не звали» и т.д. В ходу и универсальный отлуп: «не нравится – не ходите, не смотрите, не слушайте, у нас свобода мнений и вкусов – выбор за публикой». В этом изрядная доля лукавства: механизмы «раскрутки» в тех же соцсетях работают чётко и отнюдь не на бесплатных искренних лайках и просмотрах пользователей – что прекрасно известно «сетевым» отделам спецслужб. Так же как и то, что против нашей страны ведется многоуровневая гибридная война, в которой важными целями являются массовое сознание и массовое бессознательное.
Абсурдизация общества – сильное оружие, что мы воочию наблюдаем и в Америке и в Европе с навязыванием и беснованием различных половых перверсий, «Black Lives Matter», эко-фашизма, наступления анти-культуры и других прелестных начинаний.
И вот парадокс: с одной стороны, Россия устами ее президента и многих уважаемых «верхних» людей противостоит этой мировой дьявольщине, а с другой – при невмешательстве госструктур, а иногда и при поддержке их реализуются весьма сомнительные, а то и прямо деструктивные проекты в области той же культуры. Под свет софитов вытаскиваются, получая несоразмерную известность, странные и безобразные или просто пошлые фигуры. У тех, кто это видит и способен сопоставлять (а таких у нас еще, слава Богу, немало во всех возрастах и страдах), возникает настоящий когнитивный диссонанс.
Мы вроде как давно уже отмежевались от тех «весёлых» годков, когда из каждого утюга неслось «америкэн бой, уеду с тобой». Ан, нет, смотришь – все «бои» и «гёрлы» здесь, только в других фантиках. А это значит, что разрушение государства и сознания народа продолжается. Некто умно расставляет «реперные точки», а остальное довершают жадность и глупость одних, пошлость и бескультурье других, равнодушие третьих.
Конечно, можно свысока посмеяться над «шутами» – мало ли их у нас даже в политике? Внешне похоже на пестрый, отвязный карнавал. Вот только продолжением его может стать другой древний жанр – «данс макабр». Главная его героиня с косой и в «короне», собственно, уже громко постучалась в двери. Не пора ли умерить разгул и окститься?
Андрей Евгеньевич Самохин, член Союза писателей России
1.
А мы в засаде. Пока. Пока шуткуем:
Устав от страшного погрома
Великой Родины моей,
В предчувствии Армагеддона,
Собрав сухпай на десять дней,
Покину дом, семью, работу,
Уйду в лесную глушь - под Брянском,
Где, до сих пор, видны в болотах
Приметы жизни партизанской.
Построю новую землянку
И перекрою в три наката,
Надену старую фуражку,
В которой отслужил когда-то.
В сырой земле, под старым кряжем,
Отрою ржавый автомат.
Переберу, отчищу, смажу
И соберу его назад.
Припасом жёлтым плотно, туго,
Набьётся прорва магазина,
Дошлёт патрон затвор упругий,
И я залягу меж осинок.
Уходят годы, жизнь проходит,
И давит грудь и сил нет ждать!
Ведь ничего ж не происходит!
А надо Родину спасать!!!