Да, когда-нибудь «Российская империя» будет восстановлена как «Государство Российское», - автор в этом нисколько не сомневается – однако темпы, времена, понимание и «специализация» этого восстановления потребуют от нас усилий, не меньших тех, которыми это «собирание» наций в Российскую Империю было достигнуто на момент начала двадцатого века перед глобальной духовной катастрофой февраля 1917 года. Заметим, что телегу этого «восстановления» тяжелее толкать в гору, чем с гиканьем и свистом сталкивать с горы; более того, сталкивать ее с горы всегда найдется много желающих (заодно и повеселиться), а вот тащить ее в гору желающих будет поменьше – такова природа современного «усредненного» гражданина нашей страны.
В качестве «печки», от которой мы будем танцевать, возьмем взаимоотношения Российской Федерации и Республики Беларусь в настоящее время.
Многих наших, как современников, так и современных политологов удивляет позиция белорусского президента в части «безотлогательной» интеграции белорусской республики в Российскую Федерацию; а политологическую интерпретацию «некоторого торможения» в этой части нельзя признать ни основательной, ни, просто, компетентной.
Почему?
Для некоторых нетерпеливых читателей, которым тяжело будет читать эту длинную статью, сразу поясню: - «Это потому, что пока еще не ясны перспективы такой интеграции в области социальной, военной, экономической, политической (субъектность), и т.д.» Т.е., если Белоруссию можно представить себе республикой с «подмороженным» статусом «советской республики» - отражающей «пролонгацию» социалистического режима (в стране с ее «советской» государственной инфраструктурой) по нынешнее время, то Российскую Федерацию невозможно себе представить в каком-либо определенном статусе – статусе, определенным всеми существующими на сегодняшний момент теоретическими категориями и «определениями» типа государственности – кроме, может быть, определения, данного в девяностых гг., как государства «криминального капитализма».
Понятно, что на фоне успехов в военном строительстве такое определение выглядит сомнительным, но историческая практика (последних трех десятилетий) создания или восстановления, например, полноценной экономики в стране, пока что еще не сняла с повестки дня проблемы существования ее населения за счет «сырьевой экономики». Криминалитет разного уровня успешно давит все предпосылки развития экономики.
Предприятия с более высокотехнологичными уровнями производства – в России – (пока еще) не выживают!
Да, пока что эта проблема страны висит в воздухе! Так же, как висят в воздухе и другие ее проблемы (см. статью на РНЛ «Мы не знаем народа, среди которого живем»!).
Вот цитата из этой статьи: «Государственное управление в Российской Федерации напоминает сейчас большой клубок слипшихся обрывков разноцветных ниток, намотанных на этот клубок в беспорядке». Отражает эта цитата состояние дел в Российской Федерации? Несмотря на какие-то частные успехи в госстроительстве – отражает! Но отражает она также и право дипломатии Лукашенко - в ее нынешнем состоянии - на существование. Уверен, что формальное непризнание им Крыма Российским, является вынужденной данью - этой дипломатии.
Но, вернемся к началу статьи.
Представьте себе, что у некоторого отца есть семь сыновей, и все они провинились перед ним (отцом) в каком-то проступке. Провинились – все одинаково. Как вы думаете, кого отец накажет (например, розгами) строже и больнее всего?
Правильно, сына, которого он любит больше всех.
Вот так была наказана Россия Отцом Небесным после отрешения (отстранения) от власти Императора Николая Второго.
Общество предало Царя, Веру и Отечество.
Сначала Керенский, а затем Ленин попытались сшить из остатков Империи то, что потом стало называться страной Советов.
В связи с этим представьте себе, что на стол хирурга положили мертвого (изломанного в автокатастрофе) человека и поставили перед хирургом задачу: оживить его, поменять кости, скелет, поврежденные органы и т.д.
Нашелся такой хирург: с Божьей помощью, постепенно, к 1936 году мертвый человек зашевелился и к 1941 году, нетвердо – но на ноги – встал. И, как мы помним далее, этот оживший человек и супостата победил, который шел на Русь доделать недоделанное в 1917 – 1922 гг. и страну восстановил.
А теперь вспомним, что устройство как Императорской России, так и ее национальных агломераций, входящих в состав Империи, являлось – иерархическим. И все элементы, составляющие эту иерархию, то, что мы называем «скелетом» (каркасом), были, в каком-то смысле – одинаковыми – вера, царь, отечество. И вышеописанные «хирургические операции» по восстановлению и оживлению «мертвого изломанного человека» проходили и на территориях национальных меньшинств.
В нашей аналогии с «изломанным» в автокатастрофе человеком, хирург восстановил этот живой организм. Однако следы этой автокатастрофы – остались. Подробнее: несмотря на некоторую разницу национального характера, все нерусские сателлиты (с их национальными территориями) – нации малых народов – копировали (или старались копировать) как государственную инфраструктуру Российской Империи, так и духовную основу национального русского общества и народа – часто при отличающейся от православной – религии.
Именно в этом был залог и смысл существования Российской Империи – в христианизации титульной нации, во-первых, и окаймляющих Россию малых народностей, во-вторых.
Что такое нация?
Нация - это общность человеков, объединенных языком, территорией проживания, особенностями уклада, быта, привычек и – одним словом – образа жизни. (В определенной степени и уклад и быт и привычки образа жизни определяются наследственными признаками, общими для рода, клана, этноса или подэтноса. Например, грузин отличается от русского по темпераменту и т.д.). Все эти, объединяющие нацию компоненты, формируют национальную культуру, которая и отличает одну нацию от другой.
Грузины отличаются от русских? Отличаются. А армяне? Тоже отличаются. От грузин армяне тоже отличаются.
А что – при всех этих отличиях – объединяет армян, грузин и русских? Православная христианская вера!
Следовательно, первичные (во времени) признаки цивилизационного отличия наций характеризуют отличия именно национальные. А вторичные цивилизационные признаки (верования, религии, духа) характеризуют степень единства (пусть это будет единобожие) наций, составляющих Империю. В нашем случае - Православную Империю. (В высокоцивилизованном обществе (Византия, Россия) вторичные признаки становятся первичными, так же, как низшие инстинкты выживания подавляются и замещаются инстинктами высшими - государственного строительства и обеспечения его безопасности – иначе не существовало бы такого понятия, как «государственный инстинкт»; т.е. индивидуальные инстинкты самосохранения подавляются и замещаются инстинктами общественного самосохранения – чего у наших чиновников, мягко сказать – маловато; источниками такого замещения является вера – в нашем случае – православная.)
Если национальные культуры стираются, человек превращается в унифицированное существо – цель и смысл «международной демократии» именно в этом и заключаются. И, совершенно очевидно, что строители демократии действуют далеко не на стороне Господа Бога Всевышнего, Спаса нашего Иисуса Христа. Об этом свидетельствуют те мероприятия и новации (ЛГБТ, ЭКО и т.д.), которые международная демократия внедряет в тех странах, которые не могут в полной мере воспрепятствовать этому.
Сами по себе, нации - это положительное явление в развитии государственности народа, это заготовка на пути оформления цивилизации и наполнения ее высоким духовным смыслом; наполнения и оформления, проверенного временем. И, однако, историческая практика развития человеческой цивилизации имеет и такие примеры, когда ее пути, в силу каких-то причин, ложатся на рельсы … например, «нацизма» – кто мог предположить, что государствообразующий народ Германии с 1934 года по 1945 год перейдет на рельсы именно такого пути? Очевидно, что кроме Версальского мира и других, ущемляющих самолюбие немецкой нации причин, существовали и какие-то другие, более глубинные причины. Однако враг рода человеческого использовал и этот термин для того, чтобы опорочить и скомпрометировать международное понятие «национальности», «национальной гордости».
Но мы отвлеклись. Итак, страны или новообразованные государства постсоветского пространства до 1917 года христианизировались и подчинялись влиянию православных тенденций – за Веру, Царя и Отечество; после 1917 года эти тенденции сменились на большевистско-советско-демократические принципы: припомним, как в 1973 – 1976 гг. советское правительство нашло общий язык с Западом - похороны Ю.В. Андропова в 1984 году с небывалым представительством руководителей «западной демократии» об этом прямо свидетельствуют. А уж подготовка августа 1991 года в 1980 – х гг. просто сворачивала Красный Проект со сдачей в архивы и запасники советских музеев всех его атрибутов.
Но, советский период – семьдесят четыре года – и последнее тридцатилетие из жизни российского общества не выкинешь. И наша задача проследить, что положительного а что и далеко не положительного произошло в этот период, и как это духовно повлияло на русский и окаймляющие его – малые народности.
Вернемся к Белоруссии. Такого разгула финансовой олигархии в последние тридцать лет, какое мы наблюдаем в России – в Белоруссии не наблюдается. А где он еще (этот разгул) наблюдается? Правильно, на Украине!
Обратите внимание, и там (в Белоруссии) и здесь (на Украине) в основном население - русское (украинцы – это тоже русские). Так почему же так сильно отличаются статусы этих государств по отношению к Российской Федерации?
У автора данной статьи есть объяснение этому феномену, но, думаю, не все могут с ним согласиться.
Ларчик открывается просто.
Если мы вспомним, что общество в какой-либо стране или государстве или просто человеческой агломерации – это еще не народ – но категория, решающим образом влияющая на жизнь этого народа, то для нас прояснится получившаяся разница в статусе отношения к России между Белоруссией и Украиной.
Проведем мысленно такой эксперимент. Разделим какой-либо народ в какой-либо стране на семь частей и одной из этих частей (назовем ее, эту часть – «обществом») положим шесть седьмых бюджета – на пропитание. Остальным – останется одна часть бюджета.
Далее, разбавим получившееся «общество» инородцами, гостями, отечественными «приспособленцами», бездельниками и прочими гуманитарными работниками. Одним словом, всеми, потерявшими национальные, в том числе и трудовые - признаки. И, кроме того, организуем этой одной седьмой части каналы с некоторыми зарубежными странами, по которым пойдет финансовая помощь, советы-приветы и т.д. Через какое-то непродолжительное время это «общество» захватит «телеграф, почту и средства связи» - помните, как в России в начале века готовили революцию – и обеспечит свое доминирование над народом.
Какими качествами будет характеризоваться эта новая элита в нашем примере?
Вспомним, Робеспьер во времена французской революции 1789 года, пославший на гильотину очень много французских товарищей – был по профессии юристом. Им же, если помните, был и тов. Ленин. А кем был Керенский? «В 1899 году Александр Федорович с золотой медалью окончил Ташкентскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, а затем перевелся на юридический факультет». Т.е. он тоже был – юристом.
Может быть такое «общество», где господствуют «юристы» - государствообразующим?
Конечно – нет!
Юристы - это законники, более того – европейские законники. Европейская юридическая система берет свое начало от римского права. Размытые и приспособленные к конкретным государствам Европы (прецедентное право) законы государственного общежития бездумно и, часто, злонамеренно переносятся и на российское общежитие. «Общество» влияет на народ и диктует ему свои законы – как оно их понимает. А уже потом, народ, на который влияет это общество, теряет национальные признаки и перестает быть нацией.
Утешает только то, что «Бог поругаем не бывает!» Энтузиасты – юристы, (типа Робеспьера) попадут в ад еще при жизни! Хотя, чего там – утешает! О них надо молиться, как это предписывает Евангелие.
Но, идем дальше.
Для того, чтобы найти себе сторонников преобразования, увеличить их число, «общество» старается увеличить количество «занятых» в непроизводственной сфере до максимально возможной величины. Сырьевые капиталы Российской федерации позволяют такие манипуляции. За последние тридцать лет в этой непроизводственной сфере скопилось большое количество юристов, психологов, экстрасенсов, аудиторов, контролеров, работников СМИ – газет, журналов, радио, телевидения, блогеров интернета, артистов кино и театров, политологов и т.д. Одних только кандидатов и докторов политических наук (что, и такие бывают?) накопилось столько, что страшно сказать…
Историческая практика показывает: « Если в наличествующем народе процент трудящихся в непроизводственной сфере (которая есть источник кандидатов в «общество») превышает шестьдесят процентов – такое государство нежизнеспособно. Или, проще, «если из тысячи человек шестьсот шестьдесят шесть человек заняты в непроизводственной сфере – такое государство – нежизнеспособно».
Мистика? Возможно! Но в Украине, в сравнении с Белоруссией, такое соотношение со временем и образовалось после государственного переворота в СССР 1991 года. И это при большей неоднородности населения в духовном плане.
В Белоруссии мы наблюдаем другую, более отрадную картину.
И, если белорусский народ остался русской нацией, каковой является и народ русский, то на Украине русская нация - остается, в основном, только в ее Юго-Восточных областях. В остальном же нынешнее украинское общество национальным не является.
Страны Прибалтики, избалованные материальными и финансовыми инвестициями советских руководителей, которые в свое время представляли их как витрину советского мiра с прозападным ее оформлением; заразившиеся и пронесшие через века амбиции оруженосцев тевтонских баронов; но, все-таки, сохранившие крестьянское трудолюбие и традиции многовекового семейно-хуторского быта; когда-то сравнят ярмо европейской демократии с петровскими и екатерининскими – а может быть и с советскими - временами; и снова захотят войти в состав Российской Империи, может быть, перед этим, пройдя путь от «товарищества» с Польшей, Украиной и Чехией – слабого аналога Речи Посполитой.
Таким образом, экстраполяция исторического существования и перспектив объединения новообразованных государств постсоветского пространства возможна только с учетом социального качественного и количественного соотношения народа и общества в данных государствах, коррелирующих с соотношениями закона и благодати, дающимися этому народу по его доброй воле, согласующейся с Божественной Благодатью.
Проще говоря, чем меньше в «обществе» такого государства юристов, адвокатов, психологов, банкиров (они же олигархи) и прочих «законников», тем благоприятнее это скажется на перспективах воссоединения постсоветских государств в «Российскую Империю». Да будет так!
Свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Уткин Юрий Герасимович, православный публицист
1. Нации на постсоветском пространстве
Армяне в этом перечне быть не могут, ибо они в подавляющем большинстве своём не являются православными христианами, а их Армянская Церковь со времён Халкидонского собора (середина V века) и до сих пор, пребывает в ереси монофизитства, относясь к так называемым нехалкидонским Церквям. Или, как их в современные времена завуалировано именуют, - к древлеправославным. В официальном диптихе Православных Церквей Армянской нет и никогда не было. Хотя сами армяне нередко пытаются выдавать себя и свою Церковь за православных, сам это слышал и читал. Но всё это обман. Были когда-то во времена Византийской империи православные армяне или, как их называли, армяне-халкидониты, которые служили Византии. Но их давно уж нет, исчезли. Остались армяне, исповедующие ересь монофизитства. А автор ошибочно почему-то причисляет их к православным. Кроме армян, монофозитами являются копты, сирийцы-яковиты, эфиопы.