Церковный скандал на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви, связанный с неудачными инициативами премьера Черногории Здравко Кривокапича, который, согласно сформировавшейся в СМИ картинке, пытался оказать давление на Собор, наиболее серьёзно проанализирован Алиной Арсеньевой и Наташей Йованович. Их комментарий был опубликован коллегами из Федерального Агентства Новостей.
Речь идёт о следующем.
Накануне встречи со Священным Синодом Здравко Кривокапич опубликовал в Twitter заявления о том, что прибыл в Белград, чтобы «на троне Святого Петра Цетинского увидеть Владыку Иоанникия», а также о том, что договор с СПЦ будет подписан в Цетинье 30 октября, в день упокоения Митрополита Амфилохия.
Это заявление противоречило позиции премьера, которая была озвучена в интервью, где анонсировалось скорое подписание соглашения:
«Базовый договор с СПЦ всколыхнул страсти, которых я не могу понять. Объясню почему. Законом о свободе вероисповедания уже все определено, а базовый договор является всего лишь дополнением к закону, как это уже было в случае с католической церковью, исламской и иудейской общинами, — и текст договора не выходит за рамки закона. Здесь нет ничего спорного. Есть несколько деталей, которые мы очень быстро согласуем».
Владыка Будимлянско-Никшичский Иоанникий в комментарии порталу ИН4С отреагировал на публикации Кривокапича достаточно резко: «Абсурдным является предложение господина Кривокапича о подписании базового договора 30 октября. Это своего рода политический маневр, который невозможно трактовать как добронамеренный жест, ведущий к снижению долгосрочного напряжения — а именно это и было ключевым приоритетом правительства Кривокапича».
Дело в том, что епископ Иоанникий и так, скорее всего, стал бы митрополитом Черногорско-Приморским, а теперь утверждение его кандидатуры выглядит как попытка Кривокапича оказать давление на Патриарха, в противовес якобы имеющему место давлению епископа Иринея (Буловича). Который, согласно мнению источников в СПЦ, пытается продвинуть вместо владыки Иоанникия - епископа Крушевацкого Давида (Перовича). Эта идея могла бы внести смуту в среду православных Черногории.
Газета «Политика», которая вот уже более века считается самым респектабельным в Сербии изданием, привела комментарий близкого к СПЦ источника, Александра Раковича: «Кривокапич и его окружение считали, что базовый договор станет актом об основании т.н. "Православной церкви Черногории", как отдельной структуры в рамках СПЦ. Однако этого не произошло. Архиерейский Синод 25 марта вынес решение о том, что единственным вариантом именования епархий в Черногории может быть исключительно "Сербская Православная Церковь"».
По мнению источников в Сербии, за усилиями Кривокапича стоит движение так называемых «автономистов», пытающихся создать «умеренно националистическую альтернативу» сербофобам-монтенеграм.
И «помощь», которую премьер Черногории пытается оказать владыке Иоанникию, может, на самом деле, стать «медвежьей услугой». Дискредитацией его перед Собором: преподнеся в качестве того, кто возглавит протоавтокефальную структуру.
В дополнение к опубликованному ФАН приводим комментарий нашего постоянного автора, главы Русского Собрания в Сербии, переводчика и издателя Ранко Гойковича:
«Откровенно говоря, до этого скандала я не слышал версии, согласно которой кандидатом на трон Митрополита Черногорско-Приморского выдвигался бы епископ Крушевацкий.
По той информации, которая мне доступна, накануне скандала с Кривокапичем среди архиереев была согласована кандидатура владыки Иоанникия, а епископом Будимлянско-Никшичским должен был стать вернувшийся из Америки епископ Кирилл (Бойович), уроженец Черногории.
Всё это естественно и разумно, и, по моему мнению, всякое иное решение вызвало бы ненужные потрясения и – что уж там – было бы скандальным.
Теперь же следствием "поддержки" владыки Иоанникия и совершенно неуместных высказываний Кривокапича на тему того: "кто должен стать новым Митрополитом" будут новые проблемы у владыки. И ещё не факт, что он будет избран именно на этом Соборе.
Вероятно, существуют определённые круги в Митрополии, готовые с лёгкостью необыкновенной отпасть от СПЦ. Между тем, по моему глубокому убеждению (а я лично имел честь познакомится и несколько раз со своими друзьями беседовать с владыкой), именно он, епископ Иоанникий, является наиболее надёжной защитой от "церковных сепаратистов".
Другая версия, которую особенно поддерживают сербские прозападные либеральные СМИ, - это то, что раздувание скандала является якобы следствием непростого отношения могущественного епископа Иринея (Буловича) к владыке Иоанникию, как ученику митрополита Амфилохия. Ведь известно, что отношения между покойным митрополитом Амфилохием и епископом Иринеем (Буловичем) не всегда были идиллическими.
Но они, как серьёзные и ответственные люди, были выше суетности. Хорошо помню, как на презентации книги епископа Иринея о св.Марке Эфесском, которая проводилась на Сяйме Книги в Белграде три года назад, митр. Амфилохий отзывался об этой книге в высшей мере похвально. Увы, сотрудники жёлтой прессы не всегда на должном уровне прорабатывают материалы, касающиеся церковных вопросов.
В свою очередь позволю себе выразить и собственное мнение.
Владыку Иоанникия ценю исключительно высоко, убеждён, что лучшей кандидатуры митрополита Черногорско-Приморского и быть не может.
И этот скандал, ставший следствием не совсем уместной поддержки со стороны премьера Здравко Кривокапича, можно смело назвать "медвежьей услугой".
К слову, сомнительную ценность имеет и поддержка владыки частью либерально-обновленческого епископата СПЦ».
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»