21 февраля 1771 года (8 февраля по ст.ст.) в своём имении Ритау скончался русский государственный и военный деятель Виллим Виллимович Фермор. Во время Семилетней войны предводимые им русские войска впервые в истории взяли Кенигсберг и покорили Прусскую провинцию.
Виллим Фермор родился в 1702 году в Пскове в семье выходца из Шотландии генерал-майора Виллима (Вильяма) Юрьевича Фермора. В 1720 году поступил на военную службу. Первоначально служил бомбардиром в артиллерии, пока не выбился в офицеры. В 1733 году стал адъютантом фельдмаршала Миниха. В 1734 году во время войны за польское наследство участвовал в осаде и взятии Данцига. Показал себя храбрым и грамотным командиром во время русско-турецкой войны 1735-1739 гг. За отличие во время Крымского похода 1736 года Фермору было присвоено звание полковника. В 1737 году, будучи генерал-квартирмейстером и имея под началом 350 кавалеристов, наткнулся на двухтысячный крымско-турецкий отряд. Спешив своих кавалеристов и построив их в каре, Фермор в течение нескольких часов отражал атаки многократно превосходящего его по численности противника. Сам Фермор был ранен, но, благодаря его умелому командованию отряд выстоял до подхода помощи. За этот подвиг был произведен в генерал-майоры. В 1738 году Фермор командовал авангардом армии Миниха. В 1739 году он отличился в сражении под Ставучанами.
После окончания русско-турецкой войны Фермор был назначен комендантом Выборга. В 1741 году началась русско-шведская война. Фермор снова отличился при взятии шведской крепости Вильманстранд, за что был награждён орденом Святого благоверного князя Александра Невского.
В 1746 году Виллим Фермор возглавил Канцелярию от строений - государственное учреждение, ведавшее застройкой Санкт-Петербурга и постройками дворцового ведомства. Канцелярия от строений имела статус коллегии. Во время пребывания Фермора на столь важной должности в Санкт-Петербурге была осуществлена масштабная перестройка Зимнего дворца, а также строился Воскресенский Новодевичий монастырь, заложенный в 1848 году по проекту Растрелли. Строительство курировала лично императрица Елизавета Петровна, пожелавшая на месте «Смольного дома» (дворца, в котором она прожила своё детство) построить величественный монастырь, где в тишине и покое завершит свои дни. До начала Семилетней войны был практически построен величественный Смольный собор, но затем строительные и отделочные работы замедлились, а со смертью императрицы Елизаветы Петровны и вовсе приостановились на 70 лет. Сам Фермор сразу после начала Семилетней войны подал прошение о назначении в действующую армию.
В 1757 году генерал-аншеф Фермор во главе отдельного корпуса организовал осаду и взятие немецкой крепости Мемель. Затем он взял немецкий город Тильзит и соединился с главными силами русской армии, которыми командовал генерал-фельдмаршал Степан Апраксин. В знаменитом сражении при Гросс-Егерсдорфе Фермор командовал первой дивизией русской армии и внёс свой вклад в победу русского оружия. После отстранения генерал-фельдмаршала Апраксина от командования армией на его место был поставлен именно Фермор.
В январе 1758 года генерал-аншеф Фермор спланировал и осуществил новое наступление на Пруссию. Несмотря на суровые зимние условия, русская армия стремительно наступала на Кенигсберг. Немцы не ожидали наступления русских зимой. Прусская армия к сопротивлению оказалась совершенно не готова. Немецкие воинские отряды сдавались или бежали. Кенигсберг, имевший сильные крепостные укрепления, был брошен своим гарнизоном. Парламентёры от правительства Пруссии прибыли к Фермору с просьбой принять стольный город и всю провинцию в русское подданство. 22 января 1758 года (11 января по ст.ст.) русская армия вступила в капитулировавший Кёнигсберг. Генерал-аншеф Фермор со своей свитой проследовал до Королевского замка, у которого был встречен представителями местного правительства, чинами магистрата, дворянством и духовенством города. Фермеру были принесены поздравления с благополучным занятием Кенигсберга, а затем торжественно вручены ключи от города. Кенигсберг отдал себя «в протекцию» русской императрице Елизавете Петровне.
Вслед за Кенигсбергом русские полки заняли крепость Пиллау (ныне – Балтийск) и все другие крепости и укрепления Пруссии. 23 января в Королевском замке православным духовенством русской армии был отслужен благодарственный молебен о взятии Кенигсберга. После молебна генерал-аншеф Фермор объявил о приведении населения Восточной Пруссии к присяге русскому правительству. Приведение к присяге кенигсбержцев началось со следующего дня. Вскоре все жители провинции присягнули на верность России. На несколько лет Пруссия фактически стала российской губернией. Генерал-аншефа Фермора императрица Елизавета Петровна поставила генерал-губернатором над областями, ранее входившими в Прусское королевство. Заслуги Фермора были признаны и правителями союзных России государств. Так, императрицей Марией-Терезией он был возведён в графское достоинство.
В летнюю кампанию 1758 года генерал-аншеф Фермор командовал русской армией при осаде крепости Кюстрин, а затем – в сражении при Цорндорфе. Цорндорф считается одним из самых кровопролитных сражений второй половины XVIII века. Прусской армией в этом сражении командовал лично король Фридрих Великий. По итогам сражения ни одна из сторон разгромлена не была. Однако, отразив нападение пруссаков и принудив их к отступлению, а также сохранив обороняемую позицию, Фермор мог считать себя победителем. За эту победу он был награждён орденами Святого апостола Андрея Первозванного и Святой Анны. В сражении при Цорндорфе была потеряна треть прусской армии, что произвело гнетущее впечатление на короля Фридриха. Отныне он считал главной угрозой русскую армию.
В 1759 году главнокомандующим русской армией был назначен Пётр Салтыков. Фермор уступил командование, но остался при армии, участвовал в сражениях при Пальциге и Кунерсдорфе. Некоторое время замещал заболевшего Салтыкова на посту главнокомандующего, в это время русские войска взяли Берлин. В должности дежурного офицера, а затем генерального дежурного при Ферморе служил будущий великий русский полководец Александр Суворов, вспоминавший его впоследствии как «второго отца».
Вскоре после воцарения Петра III Фермор был уволен со службы. В 1763 году императрицей Екатериной Алексеевной был назначен генерал-губернатором Смоленска. В том же году императрица Екатерина возложила на него восстановление города Твери, почти полностью уничтоженного пожаром. В 1764 году Фермор стал сенатором. Но, видимо, жизненные силы иссякали, военные походы и труды на благо Отечеству начали сказываться в виде болезней и немощей. В октябре 1768 года Фермор подал прошение об отставке, а в феврале 1771 года сей достойный человек умер.
Со дня его смерти прошло двести пятьдесят лет. Сейчас можно видеть, что покоритель Кенигсберга и первый русский генерал-губернатор Прусской провинции сделал заметный вклад в славную историю России. Он явил собою пример и защитника Отечества, прошедшего путь от бомбардира до известного всей Европе полководца, и добросовестного государственного чиновника, работоспособного и талантливого администратора. О таких россиянах надо помнить. В Калининграде память генерал-губернатора Кенигсберга Виллима Фермора увековечена, хотя и скромно: в честь него названа улица в новом районе города.
Протоиерей Георгий Бирюков, настоятель храма Святого Духа г. Нестерова Калининградской области