Если это случается в Америке, может случиться и у нас. Слишком долго мы равнялись на их образ жизни, ценности, образование. Хотя есть и свои особенности.
У нас нет великой цели. Всё прогнило, мы живём в обществе лжи: ложь на экранах, ложь в школе. В советское время нас готовили к вступлению в комсомол и говорили: «Вас станут в комитете комсомола спрашивать, сколько стоит комсомольский устав (книжечка ценой копеек в десять), а вы отвечайте, что комсомольский устав бесценен!» Меня тошнило от лжи, но без комсомольской характеристики не принимали в институт. А теперь администрация школы требует от детей, чтобы они регистрировались на каком-то сайте в качестве «волонтёров» («всем отчитаться по WhatsApp!»), и вот на mail.ru в рекламной строке появляется надпись: «Тамбовскую область накрыло волонтёрское движение!» Но все же видят, как оно нас накрыло, и вновь становится тошно от лжи.
Школа давно уже убивает детей: умных делает тупыми, честных – лживыми, от природы неленивых – бездельниками, здоровых – больными. Взрослый человек работает 8 часов в сутки, у него 2 выходных в неделю; после работы и в выходные он отдыхает. Ребёнок, трудившись в школе 7 уроков, приходит домой около 4 часов вечера и ещё часов 5 проводит за выполнением домашних заданий. В каком трудовом кодексе записана такая нагрузка? Так трудились дети в Англии на заре промышленной революции и, разумеется, все были больными. Компьютеризация отнюдь не облегчила обучение, а только увеличила нагрузку. Приготовление каких-то презентаций, сообщений, выполнение контрольных и тестов в электронных тетрадях стали обычными и ежедневными заданиями. Приготовление хорошей презентации — вообще дело трудоёмкое, но учителя так запросто дают это задание! В 70-е годы у нас в школе были только мел и доска, а математику и физику мы знали лучше, чем наши дети, хотя в меньшем объёме.
Сейчас главная проблема в обучении – объём. Физически невозможно воспринять и осмыслить информацию, когда её так много. В 10-11 классе в гуманитарных классах продолжается изучение физики, химии, биологии, хотя дети уже выбрали направление и будущую профессию, никак не связанную с этими предметами. Для эрудиции и широты кругозора им достаточно тех знаний, которые они получили за 9 лет. Ученик говорит учителю химии: «Пушкин не знал химии, и это не мешало ему стать гордостью России». Ответ: «Вот когда станешь Пушкиным, тогда можешь не учить». Но ведь если он будет учить химию, как требует учитель и программа, ещё и не имея к этому способностей, он никогда не станет Пушкиным. Для творчества нужен досуг. Пусть её изучают в хим-био классах, медицинских и нефтегазовых институтах, но гуманитариям она не интересна и не нужна, им на Толстого времени не хватает.
Честно, я не знаю, что будет, если смешать спирт с карбоновой кислотой, и не вижу в этом никакого убытка. Худшее невежество – знать не то, что нужно. Нехватка учителей из-за разрушения педагогического образования, слабые учителя по профильным предметам – это, конечно, беда. Но хуже всего хороший, а, значит, и требовательный учитель по ненужному предмету. Он отнимает у учеников драгоценное время, которое они могли бы потратить с большей пользой.
Когда я преподавал информатику в физико-математических классах, я готовился к каждому уроку, чтобы провести его максимально эффективно, бесплатно вёл дополнительные занятия по программированию, домашние задания спрашивал строго. Но в хим-био классах, где дети по складу ума не способны к программированию, я ставил пятёрку всем, кто что-нибудь знает, и четвёрку тем, кто не знает ничего. И это правильно.
Элемент принуждения всегда присутствует в образовании, до тех пор, пока ученик не приобретёт собственную мотивацию к обучению. Знакомая скрипачка рассказывала мне, что в детстве мама закрывала её на час в комнате: этот час она должна была отыграть на скрипке. Так вот, она брала эту скрипку и лупила ей о подушку, и однажды врезала так, что сломала подставку. Без принуждения нельзя научить ребёнка, но нельзя доводить это принуждение до ненависти, а сейчас некоторые ученики ненавидят школу. Нужно сокращать объём информации и подумать о здоровье наших детей.
В высших учебных заведениях мы находим ту же картину – перегруженность ненужными предметами (это было и в советское время). Студент медицинского вуза сообщает, что на первом курсе у них есть информатика. «Что же вы там изучаете?» Оказывается, переводят числа из одной системы счисления в другую. И при этом ещё платят деньги за обучение. (Платное обучение – отдельная тема, позор государства, которое называет себя «социальным», мина под наше будущее).
Человек – хрупкое существо. Можно, конечно, заставить его написать 15 итоговых контрольных (в дополнение к текущим, которые никто не отменял), сдать ОГЭ и ЕГЭ, но школу он будет вспоминать, как мучение. Порох готов, достаточно поднести спичку в виде какой-нибудь сектантской литературы, и будет взрыв: человек, которому в атеистической школе никогда не говорили о Боге и смысле жизни, объявляет себя богом и идёт стрелять. Это произошло в Татарстане, но возможно ли это в русской школе? – Конечно, возможно. Из русских детей Евангелие читали, может быть, один из 20, а в Церковь ходят и того меньше, заповедей Божьих не знают (а среди них есть заповедь «не убий»), никогда не молятся, о духовной жизни не слыхали.
Меры, которые предпримет правительство, легко предсказать: продажу оружия ограничат, больше охранников в школах расставят, установят металлодетекторы и турникеты, какие-нибудь электронные пропуска введут и прочее. А лучше по снайперу в каждом коридоре. И всё без толку.
Во-первых, нужно снижать общий объём информации в школе. Во-вторых, необходимо пересмотреть содержание гуманитарных предметов с целью формирования у детей верных нравственных установок. До сих пор, например, на уроках литературы Катерина из пьесы «Гроза» изображается как жертва «тёмного царства» и высокодуховная личность, хотя она изменила мужу и окончила жизнь самоубийством. Кто же всё-таки нравственный человек: пушкинская Татьяна («Но я другому отдана; Я буду век ему верна») или гулящая Катерина? А потом удивляемся количеству разводов и суицидов.
Образование – только часть нашей жизни, хотя и существенная. В России всё сейчас идёт под откос: рабочие места есть преимущественно в крупных городах, деревни и малые города вымирают, процесс идёт так быстро, что нам не нужно статистики, мы просто видим пустые брошенные дома.
Лапшин Сергей Серафимович, поэт, православный публицист, Тамбовская область
7. Ответ на 5, Наталия 2016:
6. Наталия 2016
5. Автору
4.
3. Ответ на 1, РомКа:
2.
1. Всё верно