С началом военных действий на Украине прозвучала мысль о том, что Россия вступила в войну с коллективным Западом – обществом потребления, отказавшимся от христианской веры и превратившимся в Содом. Без Христа человек есть орудие бесов и уподобляется бесам, что и видно особенно ярко в характере западных политиков – они лукавы, а отец всякого лукавства и лжи – диавол. Поэтому война с Западом прежде всего духовная и происходит в душах: наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (апостол Павел). Сильны ли мы вести такую войну и что нужно для победы?
Победа над бесами одерживается только святыми: духовную войну вели Силуан Афонский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский... Что можно сказать о нашем духовном состоянии? Думаю, никогда со времени крещения Руси мы не были так слабы. Мы вкусили от той же отравы, от которой умирает Запад, тоже стремились стать обществом потребления (только потребляем меньше, а идея та же).
Русь восприняла Православие искренно и сильно: уже в XI веке в Киево-Печерском монастыре подвизались великие святые, строгостью жизни равные египетским подвижникам. А в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов писал об оскудении, обмирщении Православия и слабости монашества. Падение нравов мы хорошо видим из произведений русской литературы. Это «светская» литература, то есть такая, которой в принципе Бог не нужен. Писатели были кумирами общества: Добролюбов, Писарев, Щедрин, Некрасов, Толстой, затем Андреев и Горький – и почти все были неверующими. Василий Розанов, ставший свидетелем катастрофы 1917 года, написал в «Апокалипсисе нашего времени»: «По содержанию литература русская есть такая мерзость, – такая мерзость бесстыдства и наглости, – как ни единая литература». Он знал, что говорил. Это технически совершенная, великая, но чрезвычайно вредная литература, а она была властительницей дум русской интеллигенции. Прекрасный разбор русской литературы с православной точки зрения дал Н.А.Лобастов в шеститомнике «Записки сельского учителя» (правда, я не со всеми его мыслями согласен).
Ослабление христианства шло не только среди интеллигенции, но и в простом русском народе. Архимандрит Спиридон (Кисляков) оставил воспоминания о том, как он проповедовал Евангелие буддистам. После проповеди один из лам сказал ему: «Действительно, христианство есть религия самая высокая, в нём нет ничего человеческого, тварного, это чистая, как кристалл, мысль Божия. Учение Христа показало миру новые пути жизни и явилось откровением Божьей воли. Воля же эта в том, чтобы христиане жили так, как жил Христос. Но так ли вы живёте? Среди нас нет никого по жизни хуже христиан. Кто здесь больше всего плутует, развратничает, хищничает, лжёт, воюет, убивает? Ваши рабочие приходили к нам в юрты пьяные, спаивали бурят, развращали наших жен, среди нас самих появилось пьянство, грабежи, убийства, драки. У нас не было замков, потому что не было воров, а теперь, как наши буряты вкусили вашей культуры и узнали, в чем, по-вашему, настоящая жизнь, мы уже не знаем, что с ними делать».
Если мы хотим выиграть духовную войну с Западом, мало победить нацистов на Украине. Недостаточно также назвать национальной идеей верность «традиционным ценностям» – это слишком размытое понятие. Мы, русские, должны измениться, снова стать Святой Русью, а начать нужно с рассмотрения нашей жизни и с покаяния. Мы вымираем по миллиону в год и скоро можем потерять государство; значит, Господь отнял от нас Своё благословение. Нам необходимо покаяться в грехе детоубийства и добиться от наших удивительных властей законодательного запрещения абортов. Второй распространённый грех, в котором виновен русский народ, – прелюбодеяние, сожительство вместо брака. Здесь нарушается какой-то основной закон человеческой природы. Мы – «семя любодеев и блудниц», как хорошо сказал иеромонах Роман, – какого счастья тогда мы ожидаем для своих детей? Если бы мы были христианами, у нас вообще не было бы разводов. Но мы стали плотью и потеряли стремление к духовной жизни; многие, дожив до старости, не молились ни разу и никогда не ходили в храм. Дико слышать, как учительница литературы во время изучения «Мастера и Маргариты» Булгакова говорит не «Иисуса Христа» (родительный падеж), а «Иисуса Христоса»! Большинство русских людей не имеют никакого представления о силе и смысле христианства, живут как язычники.
Чтобы победить Запад, нужно вернуться к Православию. Это камень, на котором стоит здание русской цивилизации. Познаётся Православие не одним чтением книг, а прежде всего исполнением заповедей Божьих. Если хотим победить бесов, нужно исполнять заповеди и призывать на помощь Бога, иначе бесы нанесут нам такое поражение и так над нами посмеются, что русский народ прекратит своё существование.
Каждый должен что-то делать для победы России, хотя бы малое, если нет сил на многое. Не трудно читать из Псалтири по кафизме в день с молитвой о живых и погибших; не трудно ограничить себя в еде в Великий пост; не трудно оторвать себя от телевизора и привести в храм, – а если трудно, то хотя бы можно прекратить сквернословить, чем многие русские люди согрешают. Даже если нет веры, простой здравый расчёт приводит в храм на исповедь: а вдруг Бог всё-таки есть? (Ведь невозможно доказать, что Его нет). Тогда жизнь, прожитая без Бога, – это катастрофа, которая заканчивается адом. Начнём понуждать себя, приходить в церковь, молиться и постепенно изменяться, тогда Бог поможет нам.
Одной из причин незнания русскими людьми христианства является школьное образование в его сегодняшнем виде. Дети перегружены информацией (по сравнению с советской школой раза в полтора), объём которой превышает способность восприятия, и не получают мировоззренческих установок, кроме, пожалуй, того, что человек есть высокоразвитая обезьяна и биосоциальное существо. Необходимо отменить в непрофильных классах изучение второго иностранного языка – труд для среднего ученика нелёгкий и малопродуктивный – и лучше в небольшом объёме преподавать церковнославянский язык. По опыту преподавания в воскресной школе, церковнославянский язык воспринимается достаточно легко и интуитивно понятен, он один и тот же в России, Украине, Белоруссии, Болгарии, Сербии, Черногории, Македонии и объединяет славянские народы. В нём сохранились такие замечательные черты древнерусского языка, как звательный падеж, двойственное число, аорист и имперфект; знакомство с ним позволяет лучше понять русский язык. А самое главное, человек начинает чувствовать красоту богослужения. Не нужно церковнославянские тексты переводить, низводить на уровень современного подростка, а лучше подростка поднять на уровень понимания богослужебного языка.
Лапшин Сергей Серафимович, поэт, православный публицист, Тамбовская область