Во вторник, 9 декабря, в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с педагогическими работниками общеобразовательных организаций.
Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы собравшихся, сообщает Патриархия.ru.
В частности, Святейшему Патриарху Кириллу был задан вопрос о проблеме ненормативной лексики:
«Ваше Святейшество, тревожной тенденцией нашего времени является искажением норм речи, обилие ненормативной лексики, в том числе в школе. Мы как педагоги оказываемся в эпицентре этой проблемы. Каковы Ваши рекомендации нашему сообществу в преодолении этой беды?»
«Это очень важный вопрос, спасибо, что он был задан. Ненормативная лексика — это тревожный сигнал, - ответил Предстоятель Русской Церкви. - В каких случаях человек использует ненормативную лексику? Обычно в ситуации конфликта, или в состоянии алкогольного опьянения, или в ситуации, когда нужно что-то выразить, даже положительные эмоции, — а словаря не хватает, то есть от интеллектуальной немощи. Несомненно, нужно с этим бороться, но также следует помнить, что использование ненормативной лексики — это ведь не проблема сегодняшнего дня. Более того, ненормативная лексика порой использовалась очень талантливыми людьми, но ведь талант — это не синоним добродетели».
«История показывает: талантливейшие люди были злыми гениями, - отметил Первосвятитель. - Талантливейшие люди начинали войны, истребляя других. Вот почему каждый талантливый человек должен помнить, что талант — не проходная карточка в рай и даже не проходная карточка к своему собственному счастью. Нет, кому больше дано, с того больше и спросится. Если у тебя большой талант, то это Божий дар, и главная задача — использовать этот дар во благо.
Если бы такое понимание соотношения таланта и ответственности было присуще значительной части талантливых людей, то, конечно, наш интеллектуальный пейзаж был бы несколько иным. И невозможно талантом оправдывать безобразие, оправдывать грех, оправдывать преступление».
«Однажды, посещая одну из тюрем в Москве, я попросил начальника тюрьмы предоставить мне возможность встретиться с самыми опасными преступниками. Он ответил: "Вообще-то не полагается, но Вам я не могу отказать — при условии, что Вы будете в сопровождении нашего сотрудника". Мы зашли в помещение, за которым была клетка, а в ней заключенный. И вот он наклоняется ко мне и говорит: "Попросите, чтобы нас оставили наедине". Я поворачиваюсь и говорю: "Прошу Вас оставить нас наедине". Сотрудник сперва не согласился: "Это невозможно! Этот человек на все способен!", но, в конце концов, разрешил, под мою личную ответственность, и вышел из камеры.
И вы знаете, никогда в жизни я не принимал такой исповеди, какую принял от этого человека, - вспоминает Святейший Патриарх Кирилл. - Полное осознание той трагедии, источником которой был он сам; истинное покаяние, с перечислением всех кошмаров и ужасов, которые были в его жизни. А поскольку он был православным, крещёным, я не мог не совершить чин исповеди и не прочитать над ним разрешительную молитву, со словами "отпущаются тебе грехи". Эти слова его потрясли, и знаете, что он мне сказал? "Теперь мне безразлично — пускай будет пожизненный срок". То есть, его муки были связаны не с самим фактом пребывания в заключении, а с тем, что творилось в его душе. Потому что он понимал: эти кошмарные деяния, которые он совершил, никакой тюрьмой искупить невозможно».
«Вот таким был наш разговор, и о чём это свидетельствует? Еще Тертуллиан, древний христианский богослов, сказал замечательные слова: "Душа человека по природе христианка". То есть мы рождаемся с душой, исполненной божественных ценностей. Но кто-то никак не развивает эти способности своей души, а кто-то и вовсе перестает о ней думать. Но сам факт, что даже преступник, убийца, которого никто за язык не тянул, стал каяться в своих прегрешениях, говорит о том, что Бог есть. Самое сильное доказательство бытия Божия — это человеческая совесть, потому что голос совести очень часто противоречит логике жизни. То, что говорил этот заключённый, стало для меня действительно великим свидетельством Божественного присутствия. Матерый преступник, убийца, понимая, что раскаяние никак не облегчит его судьбу, всё равно кается перед священником во всем том, что совершил», - рассказал Первосвятитель.
«Это действительно нравственное доказательство бытия Божия. Философы доходили до этой же мысли, но, думаю, и для современного человека это самое важное, что нужно знать, — то, что вера связана напрямую с нашим нравственным чувством. И если мы ни во что не верим, это не интеллектуальный выбор — совсем нет! Иначе все учёные были бы атеистами, а все неучёные — верующими, но ведь это не так. Я общаюсь с учёными, и большинство из них в Бога верит. Другое дело, что веру они воспринимают через призму своих знаний, но в основном это люди верующие. Как спросили одного выдающегося учёного, верит ли он в Бога, и он ответил: "Да, верю, но когда наблюдаю за жизнью простой бретонской крестьянки, я убеждаюсь, что моя вера ничто перед лицом веры этой женщины". То есть образование и религиозность не обязательно работают в связке — этим и объясняется тот факт, что есть учёные, которые в Бога не верят, как есть и большое число ученых верующих».
«Но вера — это непременное условие человеческого спасения, - подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. - Вот что нужно знать и учёным, и простым людям. А что такое спасение? Спасение — это счастье. Вера дает человеку возможность быть счастливым даже в самых страшных условиях его земной жизни. Вера открывает для человека врата вечности и даёт возможность войти в Божественное Царство, о котором мы ничего не знаем, а только понимаем, что именно там откроется полнота человеческого бытия.
Вот почему мне кажется, что все эти темы, которые мы затрагиваем, в том числе связанные с образованием, наукой, искусством; когда мы их рассматриваем в религиозном контексте, то это очень полезные размышления, которые способны помочь человеку по-настоящему понять, что означает вера для его земной жизни и, скажу как священник, для жизни будущего века».

