На 90-м году жизни отошёл ко Господу мой дорогой отец Анатолий Семёнович. Именно так по имени-отчеству его называли в колхозе, знакомые и соседи. Он был передовым механизатором, ветераном труда и хорошим товарищем. Имеет государственные награды: орден «Знак почёта», орден «Трудовой славы III ст.». Еще медали, наградные значки и почётные грамоты. В 1974 году за ударный труд ему предоставили возможность купить вне очереди ВАЗ 2102. В СССР автомобилей в свободной продаже не было, и вдобавок, стоили они кучу денег. У отца недоставало нужной суммы для покупки «Жигулей», колхозная касса взаимопомощи предоставила ему беспроцентную ссуду. Так что, властью он не был обделён, честность и трудолюбие – основные черты его характера. И вообще он не обижался на начальство, трудился в поте лица, и начальство его тоже не обижало. Передовик производства, примерный семьянин, он уважал людей, но не любил коммунистическую идею с её лживым укладом и этого никогда не скрывал.
Еще будучи на службе в Вооружённых силах Советского Союза, в классе на политзанятиях он сказал политруку: «О каком вы говорите равенстве, если у нас в городе у директора консервного завода персональный автомобиль с водителем, домработница, которая готовит обеды даже собаке, живущей в коттедже на правах члена семьи. А рабочие в обеденный перерыв сушат на солнышке портянки, так как денег не хватает даже на хлеб, не то, чтобы купить новую обувь. Моя мать, трудясь в таких условиях, заболела туберкулёзом и умерла». Политрук выгнал его из класса. Отец подумал тогда: «Ну, всё – загремел», события разворачивались в сталинские времена, но Бог миловал. Возможно, то, что он служил в Польше, как-то повлияло на исход дела, либо просто политрук его пожалел. Отец честно нёс воинскую службу, с точностью выполнял все приказы и был отличным механиком-водителем, о нём даже писали в полковой газете.
Отслужив 4 года, он вернулся домой, где его ждала моя мама с 5-летней доченькой – моей сестрой. Не успел отец устроиться на работу и как стоит обжиться, а им уже принесли налог на хозяйство. «Какое хозяйство? – возмущался он. – Моя жена жила все эти годы на съёмной квартире с ребёнком». «Возможно, она саботировала, умышленно не обзавелась хозяйством, чтобы налоги не платить государству» – выдвинул свою версию мытарь. Пришлось идти покупать яйца и мясо в закрома государства. А младенцу – моему старшему брату молока не за что было купить, поэтому его поили подслащенной водичкой из бутылочки. Гораздо позже, когда моя бабушка по материнской линии ушла из колхоза на заслуженный «отдых», то получала пенсию 14 рублей, и чтобы как-то прожить на эти деньги – до 80 лет держала корову. Папа мой не был членом КПСС, хотя его много раз приглашали в её ряды и, тем не менее, это ему не помешало быть передовым комбайнёром и уважаемым человеком в обществе.
Были и плюсы в социалистическом строе – устроиться на работу и получать свои 120 рублей не составляло труда. Правда, бутылка водки стоила более 10 рублей, хлеб – 20 копеек, а варёная колбаса – 2 руб. 90 коп., но колбасу купить было сложно. Приходилось ездить в Новороссийск за 40 км и выстаивать длинные очереди. Зато у номенклатуры были свои магазины, как правило, расположенные в подвалах горкомов партии. В интермедии Романа Карцева «Это склад?», написанной Михаилом Жванецким, подробно рассказывается о таких привилегированных торговых точках. Первые цветные телевизоры стоили годовую зарплату рабочего. Ещё плюсы – бесплатное образование и медицинское обслуживание.
Огромный минус – это общественное хозяйство, был случай на ферме КРС – бычки стояли под навесами в жиже, а ночью ударил мороз, и их копыта вмёрзли в лёд. Представьте себе картину – десятки животных в ледовом плену, неистовый рёв стоял в округе, их забивали и, обрубив копыта, увозили на мясокомбинат в краевой центр. А у моей бабушки коровка и теленочек ночевали в сарае с деревянным полом, и каждый вечер у них была свежая подстилка из соломы. Вот вам живой пример социалистического хозяйствования.
А взгляните вокруг – брат с сестрой, мать с дочерью судятся за наследство – и это родственные души не могут поделить порою даже мизерные суммы, а вы, «товарищи», предлагаете чужим людям равенство – этого не может быть. Конечно, я согласен, что нужно внедрять в нынешнюю устоявшуюся систему правления наиболее удачные решения социальных вопросов, прибегая к передовому опыту прошлых лет. Но никаких революционных вмешательств, и тем более, не приплетать сюда религию. У Церкви есть Патриарх, и он решает вопросы, касающиеся верующих, и как им жить.
Где-то в комментариях я прочёл, что, дескать, при социализме никому не мешали молиться. Автор этого заявления либо не в теме, либо пытается исказить историю для потомков. Не мешали, если не знали, что за зашторенными окнами, стоя на коленях, взывали ко Творцу. Талантливый православный писатель (ныне священник) Николай Владимирович Блохин в 1982 году был осуждён на три года лагерных работ за изготовление и распространение религиозной литературы. Как в то время можно было молиться, если молитвословы были в запрете?
И законы при Сталине были однобокие и не в пользу народа, вот выдержка из романа А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»: «Вот каковы были законы тридцать лет (до 1947): должностная государственная, казённая кража? Ящик со склада? Три картофелины из колхоза? 10 лет! (А с 47-го и 20). Вольная кража? Обчистили квартиру, на грузовике увезли всё, что семья нажила за жизнь? Если при этом не было убийства, то до одного года, иногда – 6 месяцев… От поблажки воры и плодятся. Своими законами сталинская власть ясно сказала уркам: воруй не у меня! Воруй у частных лиц! Ведь частная собственность – отрыжка прошлого. (А персональная собственность – надежда будущего…)». Это не я сказал, а человек, прошедший весь ужас сталинских лагерей.
Сейчас, когда Россия испытывает прессинг со всех сторон, когда Америка, Турция, да и вообще весь Запад экономически и информационно атакуют нашу Родину, есть такие «товарищи», которые вместо того, чтобы сплотить наш народ перед внешним врагом, пытаются посеять в его среде «семя раздора». И эти «товарищи» нам вовсе не товарищи. Возможно, это многим не понравится, но давайте перестанем лицемерить, и будем называть вещи своими именами. Бог вне политики!
И еще в завершение хочу задать вопрос строителям христианского социализма: «Кто ваш духовный наставник?» Ответьте нам, вот тогда, наверняка, все увидят – откуда дует ветер.
Владимир Анатольевич Малёванный, продюсер, режиссер, писатель, Краснодарский край
5.
4. Ответ на 2, Потомок подданных Императора Николая II:
3.
2. Ответ на 1, РомКа:
1. Всё верно