18 марта 2021 года, отвечая на оскорбления и угрозы Байдена, В.В. Путин отметил следующее: «Они думают, что мы такие же, как они, но мы другие люди. У нас другой генетический и культурно-нравственный код, но мы умеем отстаивать свои интересы».
Другие — это какие? В чем отличие нашего «генетического и культурно-нравственного кода». Отчасти Президент ответил, указывая на разницу исторических особенностей формирования наших культур. Действительно, для формирования культуры нужно время, но для формирования нравственности нужна идеология. Идеологию менять, по крайней мере нам, категорически нельзя. Иначе мы утратим право преемственности, право наследования от предыдущих поколений. Со сменой идеологии это будем уже и не мы.
А если происходит не полная смена идеологии, а её повреждение?
— Ты и твои друзья — люди конченые, это вне обсуждения. Это — для молодых, для тех, кому необходим идеал в будущей жизни. Вера — вот кардинальный вопрос каждого поколения. Идеал надо предложить молодым, иначе вы оставите их с одним «ура!».
— С каким «ура!»?
— С таким. Раньше в России как пели? «Так за царя, за Родину, за веру мы грянем дружное "ура!"». Царя, слава богу, скинули. Веру отменили. Мы как жили? За что умирали? «За Родину, за Сталина!» Перед смертью кричали. И победили с этим. Теперь Сталина убрали. Что осталось? За Родину, ура!.. А Родина для вас что? Звук. Родина в опасности, но вы глухи.
— Ах, в опасности, тогда сдаюсь! — засмеялся Сергей.
— Вы разучились страдать и любить. Вы объединяетесь не для того, чтобы созидать, а для того, чтобы смеяться над бедами и ошибками Родины. Ваше единство в критике того, что сделано и делается. В насмешках. В анекдотах. Следовательно, в разрушении.
…А сейчас, в настоящий ответственнейший момент, каждый гражданин обязан определить свое место в борьбе, а не в отношении к ней.
— Бать, прости, я забыл, что ответственнейший момент! — вставил Сергей.
— Вам дали возможность знать все точки зрения на тот или иной предмет, и вы потеряли стержень. Вы сошли с дороги, вы забыли о цели, вы не знаете, что такое цель! Надежда Кожушаная «Разлука» (к\ф «Зеркало для героя»)
Из этой цитаты можно сделать множество выводов, но к нашей теме более относится тот, который подтверждает, что идеология бывает повреждаема. И с этим повреждением никак нельзя мириться. Хотя бы потому, что наша идеология – это цельная, сбалансированная, взаимно обоснованная и взаимно обусловленная система ценностей, формировавшаяся тысячелетиями (подробнее см. мою статью). Отказ от любой её части неминуемо ведет к крушению всей системы. Это доказано историей обеих катастроф нашего Отечества в 20 веке. Идеологию надо восстанавливать. И это вне всяких сомнений. Это вопрос цивилизационного выживания в истории, он же — вопрос физического выживания населения и самой страны.
Восстанавливать идеологию частично, отвергнув или изменив её основу — веру, глупо. И это мы уже проходили. Так, пришедшая на смену вере в Бога вера в идею коммунизма есть ничто иное, как часть древней ереси хилиазма. Часть, потому что из неё устранен Бог. Как результат, оставшиеся её части перестают быть взаимно обоснованными: постулат «человек человеку друг, товарищ и брат» — без Бога повисает в воздухе.
После первой катастрофы, разрушения Российской Империи, революционные повреждения были столь значительны, что, если бы не Сталинский откат в сторону традиционных ценностей, Россия прекратила бы свое существование уже тогда. Также после второй катастрофы — разрушения СССР — мы, казалось, окончательно сбились с пути в 90-годы. Если бы не приход к власти Путина в 2000-м году, Запад окончательно задушил бы нас в объятиях — не стало бы ни нас, ни России.
В начале видимых изменений не происходило. Понадобилось 8 долгих лет, чтобы от унизительной козыревской политики подойти к уже решительным, но тогда еще беззубым, заявлениям в Мюнхене в 2007 году. Постепенно, после засилья либеральной пропаганды, начали появляться и крепнуть патриотические издания. И мы вновь встали на путь поиска и собирания воедино идеалов русской цивилизации. Понадобилось еще почти 8 лет для изменения настроений в обществе, чтобы в сентябре 2013 года на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», говоря об идеологии развития, Президент Путин основными факторами, скрепляющими Россию в «государство-цивилизацию», назвал: «русский народ, русский язык, русскую культуру, Русскую Православную Церковь и другие традиционные религии России». На седьмом году после этого стало возможно изменить уже и главный Закон страны. В 2020 году, также по инициативе Президента Путина, всеобщим народным голосованием, в Конституцию Российской Федерации были внесены поправки.
Без преувеличения, важнейшей из них стало возвращение народами нашего Отечества в наш основной Закон идеалов наших предков и веры в Бога: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». п. 2 ст. 67.1 Конституции РФ.
Конечно, одно только упоминание об идеалах и вере – это еще не возврат к тысячелетней Православной Империи, но вектор и динамика движения радуют. Одно это уже даёт надежду и основания рассуждать о нижеследующем.
Вернемся к предложенной ранее цитате: Раньше в России как пели? «Так за Царя, за Родину, за веру мы грянем дружное "ура!"».
Это действительно так, и автор нисколько не ошибается, называя это идеалами и верой. Единственное, но важное замечание: следует отметить, что в приведённом тексте песни для рифмы изменена последовательность. На самом деле, если говорить об идеалах, переданных нам предками, ценностные приоритеты расставлялись иначе: «За Веру, Царя и Отечество». Именно с этими идеалами жили и умирали наши предки. В 19 веке графом С. Уваровым была найдена еще одна достаточно удачная идеологическая формулировка: «Православие, Самодержавие, Народность». Как видим, основание — то же, разве только про «Народность» не вполне понятно. Впрочем, и первые две части, при кажущейся простоте составляющих, на самом деле, в нашем веке, мало кто понимает: что это, как и почему.
Если говорить о Православии, то здесь у нас накопились серьезные повреждения, которые теперь многие пытаются выдать за норму и даже канонически оправдать. Некоторым из них уже как 3 века и более, есть и поздние, появившиеся в результате первых. Нимало не претендуя на всеобъемлющий анализ, касался этой темы в статье «Ожидания самые тревожные».
Самодержавие часто ошибочно отождествляется с Самодержавием Российской Империи, реже с конституционной монархией, а иногда даже с диктатурой. Для более полного понимания необходимо рассматривать это понятие в контексте всей взаимно обуславливающей триады: «Православие, Самодержавие, Народность». Дерзну утверждать, что власть Самодержца полностью легитимируется только тогда, когда соблюдены два других условия. А именно: Царь, в управлении державой опирается на Поместную Церковь и Земский Собор. Православный Государь, как епископ внешних дел, административно управляет Церковью и, как глава государства, административно управляет Земствами. Так обеспечивается прямая и обратная связь как с носителями Православия, так и с инославными и иноверными гражданами Империи. Несмотря на свою абсолютную административную власть, поверка решений Православного Самодержца принадлежит Поместному Собору Православной Церкви — церковной Полноте.
Земства здесь рассматриваются, как совершенный институт светской соборности — истинную Народность, в пику ложным идеям парламентаризма (см. подробнее статью К.П. Победоносцева «Великая ложь нашего времени» в его книге «Московский сборник») (Опубл.: 1896). Модель государственного устроения «Православие, Самодержавие, Народность» соединяет в себе основы государственного устроения древнего Рима, Православную догматику Византии и принципы соборности Земства Руси. Однажды в истории устроенное так государство получило название «Москва – 3-й Рим». Подробнее здесь. Это — высшая ступень развития земного государства и потому 4-му Риму места в этом развитии не осталось.
Итог. На поставленный в заглавие вопрос: «Кто мы? И куда мы идем?» следует уверенно ответить: если мы считаем себя потомками наших предков по вере и идеалам, то наша цель – Третий Рим.
Сергей Иванович Халин, публицист, товарищ атамана хуторского казачьего общества «Русское», Ярославская область