Сегодня, 23 марта, выдающемуся иерарху Русской Православной Церкви, мыслителю, кандидату медицинских наук, кандидату богословия, председателю Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви, митрополиту Петрозаводскому и Карельскому Константину (Горянову) исполняется 70 лет. Редакция «Русской народной линии» поздравляет дорогого Владыку с юбилеем и желает Божией помощи в его архипастырском служении, духовного и телесного здравия, многая и благая лета! Сегодня мы публикуем интервью митрополита Константина известной петербургской поэтессе и литературоведу Валентине Ефимовской, в котором Владыка рассказывает о своём жизненном пути, размышляет о духовно-нравственном состоянии нашего народа и современных проблемах нашего Отечества.
О личности юбиляра, его научной и общественной деятельности, его роли в истории нашей Церкви и Отечества размышляют представители петербургской православной общественности.
Доктор философских наук, кандидат исторических наук, председатель «Петербургского исторического клуба» телерадиокомпании «Петербург», директор Института востоковедения РГПУ им. Герцена, профессор Андрей Леонидович Вассоевич:
Владыка Константин памятен многим петербуржцам, прежде всего, как ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую он возглавлял на протяжении 12 лет, в некотором роде поставив уникальный рекорд по продолжительности своего ректорства.
Из этих 12 лет мне довелось 10 лет проработать в СПбДА при ректорстве высокопреосвященнейшего владыки. Прежде всего, нам бросалась в глаза не только духовная умудрённость владыки Константина, но и его глубокие незаурядные знания в области естественных наук.
Дело в том, что по своему первичному, базовому образованию владыка Константин является медиком. Его медицинская карьера развивалась достаточно успешно, потому что он защитил кандидатскую диссертацию и уже стал старшим преподавателем медицинского вуза. Казалось бы, при такой стартовой позиции его могла ожидать выдающаяся медицинская карьера. Тем не менее, владыка Константин полагал, что в современных исторических условиях не менее важно, чем врачевать людей от телесных недугов, исцелять их от недугов духовных. То состояние, в котором пребывало советское общество при последних генеральных секретарях, вряд ли можно было бы назвать здоровым.
И владыка Константин становится студентом сначала Семинарии, а затем и Московской Духовной академии. Начинает свой путь духовного восхождения.
Вспоминая владыку Константина как ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии, не могу не отметить то обстоятельство, что он пользовался огромнейшим авторитетом у всех ректоров санкт-петербургских вузов. Это касается и председателя Совета ректоров – в те времена профессора Романова. И это касалось даже тех ректоров, которые не были людьми воцерковлёнными, а, быть может, даже были воспитаны в атеистическом духе.
Тем не менее, глубокие естественнонаучные знания владыки Константина, его способность оперировать категориальным аппаратом светской науки заставляли всех относиться к нему с искренним почтением и благоговением. Конечно, владыка использовал это счастливое стечение обстоятельств для налаживания тесного взаимодействия между светской и церковной наукой.
В ту пору вузовская ассоциация «Покров» оказывала мощнейшее воздействие на светские вузы. Наверное, ни один другой руководитель духовных школ не смог бы сделать того, что сделал владыка Константин, потому что требовалось уникальное сочетание знаний – духовная умудрённость выдающегося православного богослова и знания учёного медика, написавшего своё диссертационное сочинение о солях лития. В этом смысле владыка Константин явился продолжателем той традиции, которую в своё время олицетворял архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
И подобно тому, как глубокие медицинские знания помогали в утверждении его непререкаемого духовного авторитета, точно также искушенность в области естественных наук помогала владыке Константину распространять своё влияние на светские вузы Санкт-Петербурга.
Ошибочно было бы ограничиться лишь указанием на то, что владыка Константин был авторитетом лишь для представителей естественных наук. Нет, огромным авторитетом владыка Константин пользовался всегда и до сих пор пользуется в среде писателей Санкт-Петербурга, что поистине удивительно.
Он возглавляет редакционный совет интереснейшего литературно-художественного и вместе с тем историко-публицистического журнала «Родная Ладога». И надо сказать, что в редакции «Родной Ладоги» при обсуждении планируемых номеров собирается цвет отечественной современной русской литературы. И все с огромным почтением внимают высокопреосвященнейшему владыке.
Хочется сказать, что многие академии, начиная от Российской Академии естественных наук и кончая Петровской академией наук и искусств, избрали владыку Константина своим действительным членом. Это отражает широчайшее общественное признание.
В день 70-летия высокопреосвященнейшего владыки сложно описать весь масштаб деяний, которые он совершал, будь то в Белоруссии, будь то в Санкт-Петербурге, будь то в Курганской и Шадринской епархии и, наконец, ныне в Петрозаводской и Карельской митрополии. По сути дела, сама жизнь владыки Константина могла бы стать предметом монографического исследования. Или, по крайней мере, популярной книжки, наподобие тех, которые публикуются в серии «Жизнь замечательных людей».
В юбилейный день желаю высокопреосвященнейшему владыке Константину Божией помощи во всех его делах, крепкого здоровья. И главное – многая и благая лета!
Директор Российского института истории искусств, заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, член Союза писателей России, доктор философских наук, профессор Александр Леонидович Казин:
Владыка Константин является одним из выдающихся архипастырей Русской Православной Церкви. Мне выпала большая честь знать его лично, путешествовать под его руководством по святым местам, прежде всего, на Псковщине. Большая честь переписываться с владыкой, обмениваться с ним статьями и книгами.
Митрополит Константин – удивительный человек, великий молитвенник и глубокий мыслитель. Ряд его сочинений, несомненно, войдут в историю русской православной богословской, историософской и культурологической мысли именно с точки зрения строгого Православия.
Мне известно, что он готовит новую книгу. Имею честь состоять в редакции «Родная Ладога» вместе с владыкой, постоянно с ним сотрудничаю.
Желаю владыке Константину новых произведений, здоровья, крепости духа, добра и света.Многая и благая лета!
Главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов:
Владыка Константин принадлежит к когорте старых, так сказать, «дореформенных», архиереев, которые имели за плечами, как правило, богатый житейский опыт, а главное, опыт, если не гонений, то притеснений за исповедание веры. А это - ценнейшее сегодня качество для пастыря.
Можно только догадываться, какие искушения и какую борьбу пришлось выдержать 32-летнему старшему преподавателю Смоленского мединститута, только за год до этого защитившему кандидатскую диссертацию по медицине, Олегу Горянову, когда он, бросив свою довольно престижную работу, устроился разнорабочим на железной дороге, а потом сторожем в монастыре. А иначе поступить в Духовную семинарию и академию было невозможно, преподавателей советских вузов туда не пускали, только сторожей и разнорабочих!
Рассказы Владыки о том времени, которые мне доводилось слышать, весьма интересны и познавательны. А главное - учат реальной твёрдости в вере, чего нам, нынешним православным, не приходится испытывать.
В период, как казалось, самого расцвета СССР, в 1986 году митрополит Константин принимает монашеский постриг и уходит от мира, но через четыре года, в 1990 году, в канун крушения советской империи, он возвращается в мир уже в качестве ректора Минской духовной семинарии, а через год уже в качестве епископа.
Митрополит Константин представляет собой и еще более редкий тип современного архиерея - тип учёного архиерея. По окончании Московской Духовной Академии и защиты кандидатской диссертации теперь уже в области богословия (она была посвящена русской религиозно-философской антропологии рубежа 19-20 веков) он недолгое время преподавал в МДА, а затем был назначен ректором возрождавшейся Минской Духовной Семинарии, где трудился 6 лет. В два раза дольше, с 1996 по 2008 годы, он возглавлял Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Но даже будучи удалён с должности ректора и назначен на совершенно провинциальную кафедру в Курган, владыка Константин не переставал заниматься наукой и преподаванием, для чего ему приходилось преодолевать немалые расстояния - ближайшие семинарии находились в Тобольске и Екатеринбурге.
Нам привычно видеть Владыку, приезжающего в Санкт-Петербург по делам журнала «Родная Ладога», председателем Редакционного совета которого он состоит, или по делам Российской Академии Естественных Наук, или в связи с подготовкой своих книг, которые в последние годы выходят довольно часто, с дипломатом, в котором полно книг.
Зная Владыку уже несколько лет, я не перестаю удивляться его работоспособности и умению откликаться на актуальные вопросы интеллектуально-духовной жизни общества. Он очень любит и ценит «умные беседы», на которые во время его посещений редакции журнала «Родная Ладога» собираются писатели, православные ученые и общественные деятели Санкт-Петербурга.
Подай, Господи, рабу Твоему, Высокопреосвященнейшему митрополиту Константину, здоровья и сил для его многополезных трудов на благо Матери-Церкви, отечественной науки и просвещения народа. И сохрани его на многая лета!