С днём прославления блаженной Ксении Петербургской, днем рождения Пушкина и днем русского языка, друзья!
Человек предполагает, а Бог располагает – известное выражение. Часто его относят к взаимосвязям людей и их планам «по горизонтали»: хотел одного, а вышло другое. В быту это иногда звучит так: если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Однако есть у этой мысли и другая, глубинная сторона, не сводимая ни к быту, ни к поверхности сущего вообще. Речь идёт о власти Абсолюта, творящего всё из ничего, и о том, что эта абсолютная власть не имеет ничего общего с механическим управлением. Человеку дарована свобода, а плоды её будут обнаружены в конце истории.
Сказанное имеет прямое отношение к текущим событиям. Вряд ли кто-нибудь станет возражать, что мы переживаем ныне самый крупный кризис в послевоенной (а, может быть, и в довоенной) истории, далеко превосходящий Карибский кризис 1962 года. Тогда обострилось ядерное противостояние между СССР и США, сегодня России противостоит объединенный Запад. Правда, с января 2025 года в это противостояние вмешался Дональд Трамп и поддерживающие его американские антиглобалистские/антилиберальные структуры.
Однако в целом это дела не меняет: гибридная борьба идёт за власть над миром, и грозит в недалеком будущем перейти в открытую военную фазу.
Кто же с кем борется? Часто говорят, что виной всему соперничество властвующих элит Европы, Америки, России, Китая. Конечно, современный (точнее говоря, любой мир) непосредственно управляется людьми власти (стражами, по Платону). Однако в платоновском идеальном государстве они осуществляли идею блага, в христианском государстве они служат Богу, в абсолютистском государстве они служат преимущественно самим себя («государство – это Я», по Людовику ХIV), в буржуазном государстве они служат деньгам. Именно так происходит в современной Европе и Америке под разными лозунгами. В Китае партийная элита сочетает коммунистические и рыночные концепты государственности. Что касается России, то у нас после катастрофы 1990-х идёт процесс постепенного преобразования компрадорской буржуазии в национально-патриотическую.
Финансово-информационная власть вписывается — медленно, не без труда – в целеполагание государства как политической организации народа, обладающего более высокими бытийными установками, чем материальный успех, комфорт и удовольствия во всех видах. Как сказано Достоевским, «судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает» («Дневник писателя», 1876, февраль).
Вот этого как раз и не понимают в Европе. Полагая себя со времен Ницше «сверчеловеками», они готовы (или делают вид, что готовы) воевать с нами по причине глубинной русофобии, которой заражены прагматические элиты почти всех европейских стран. Европа ненавидит и боится Россию одновременно, потому что видит в ней иную, опровергающую её саму духовную, цивилизационную и военную силу. Если угодно, это именно «небополитика»: дело идёт о метаисторических ценностях и смыслах, а не только о долларах, редкоземах, нефти и атомных электростанциях.
Иногда приходится слышать, что у России нет своего проекта, в отличие от либерального Запада, коммунистического Китая или сионистского Израиля. Есть такой проект. Он заложен новгородско-киевским великим князем Владимиром (в крещении Василием), и с тех пор он – в отличие от Европы — по сути не менялся, вопреки всем переломам и извращениям грешной человеческой истории. Это и означает, что «небополитика» владеет миром через человеческий выбор и волю. Как заметил ещё в 30-х годах ХVIII века русский фельдмаршал немецкой крови Христофор Миних, Россией управляет сам Господь – иначе совершенно непонятно, как она существует. Кстати, именно под командованием Миниха русские войска впервые вошли в Крым.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств