14 марта, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) и день воспоминания Адамова изгнания, архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий совершил вечерню с чином прощения в Свято-Покровском кафедральном соборе Гродно, сообщает сайт епархии.
По окончании вечерни был совершен чин прощения, за которым архипастырь, духовенство и прихожане испросили прощения друг у друга.
Владыка, известный своей ярой антилукашенковской позицией, и на этот раз произнёс проповедь, имеющую весьма отдалённое отношение к Великому посту.
«Сейчас, конечно, времена очень сложные. Господствуют пороки, господствует зло. Это все разъединяет людей. И общественное разъединение, как мы все знаем, происходит. Причина в том, что царство мира сего желает видеть в Церкви только идеологически-политический аппарат, подвластный ее механизму», — полагает архипастырь.
Архиепископ отметил, что Церковь прежде всего «Царство Божие на земле».
По его словам, «идти путем приспособленчества — это путь самоуничтожения. Входить в политику, входить в какие-то другие проблемы, тоже не присуще Церкви. Но Церковь не должна быть безразлична ко всему происходящему. Новомученики и праведники нашего времени всегда говорили: "Молчанием предаётся Бог". Быть христианином — это значит быть крестоносцем. Начиная в борьбе со своими пороками, в борьбе со своим личным грехом, в борьбе с общественными нестроениями, с церковными проблемами — это крест тяжелый, который надо нести, иногда жертвуя собой».
Двусмысленная проповедь архиепископа Артемия была с восторгом воспринята другим сторонником антигосударственных протестов в Белоруссии — генеральным викарием Минско-Могилёвской архиепархии католическим епископом Юрием Кособуцким. «Прошу прощения за все мои человеческие слабости... И хочу поделиться видео проповеди очень уважаемого мною архиепископа Гродненского и Волковысского владыки Артемия», - пишет католический иерарх на своей странице в Фейсбуке.
Проповедь архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия комментирует в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
С глубоким вниманием я прочитал проповедь владыки Артемия. В ней сказано много верных и правдивых слов. И всё же, на мой взгляд, проповедь страдает узостью и партийностью.
К сожалению, зачастую беда наших церковных деятелей, и меня грешного в этом обвиняют, – мы не умеем находить широких, верных любвеобильных слов, которые могли бы все воспринять. Мы не умеем быть всеми для всех, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9:22).
Владыка Артемий сказал, что существует разделение. Но он мудрый человек и прекрасный психолог. И если постоянно говорить: существует разделение, существует разделение… Так оно и будет. Всё равно что призывать не думать о белой обезьяне. Тогда только о белой обезьяне и будут думать.
Задача нашего времени состоит в том, чтобы общество не разделялось на лукашенковцев и тихановцев, на путинцев и навальнинцев, чтобы у нас была единая Беларусь и единая Россия. В идеале – единая Россия и Беларусь.
Если бы в 1991 году священноначалие и священство в Литве было мудрее и обращалось со словами мира не только к Советской армии, но и к членам Саюдиса, и действительно явилось бы миротворцем, то может быть наша история пошла бы по другому пути. И Литва не ушла бы из Советского Союза.
Пушкин говорил:
Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.
Но, увы, история не знает сослагательного наклонения.
Спаситель сказал апостолу Петру: Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22:31-32).
На мой скромный взгляд, задача епископа состоит в том, чтобы не разделять, а соединять, не расточать, а собирать, проповедовать любовь, а не ненависть, единство, а не разделение. И всё-таки он должен помнить, что его служение связано с космосом – порядком, а не хаосом. Ныне «во дни печальные Великого поста» читаются слова о том, как Бог создал мир благочинно и иерархически: «И се добра зело» (Быт.1:31).
И наша задача способствовать не только сохранению, но и расцвету порядка, созданного Богом. Так или иначе, этот порядок отображается в обществе.
И соответственно помнить слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены». Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:1-4).
Вспомним, кто был верховным магистратом в то время – Нерон. О котором позднее не было сказано ни одного доброго слова.
Про Лукашенко мы говорим многое. Но человек хоть с малыми остатками совести никогда не посмеет сравнить его с Нероном.
И если апостол Павел благословлял покоряться Нерону, то уж владыка Артемий как преемник апостолов мог бы благословить подчиняться Александру Григорьевичу Лукашенко.
Разумеется, Лекашенко не идеален. Человек не получит крылья, если вы ему переломаете руки. Вопрос об улучшении власти решается не на площадях и на улицах, ни криками-демонстрациями-провокациями, а системной напряженной работой и смиренной молитвой. Всем нам желаю разума, терпения и любви друг ко другу!
2. Гражданин Кищенко
1. Очень хорошие слова канонического епископа РПЦ МП Владыки Артемия.