22 октября по старому стилю (4 ноября по новому стилю) исполнится 300 лет со дня провозглашения Российской Империи. По мнению некоторых исследователей, например, Александра Ильича Филюшкина, Россия стала Империей уже при Иване Грозном. Во-первых, когда она вышла за пределы Европы и присоединила Сибирь. Во-вторых, когда вотчинная система землевладения сменилась поместной системой. В-третьих, когда было образовано первое регулярное войско. Однако официально Россия была провозглашена Империей именно при Петре Великом. Он стал Императором, а благодарный Сенат преподнес ему титул – отец Отечества.
О важности празднования 300-летия со дня рождения Российской Империи рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» правовед-византинист, доктор юридических наук Алексей Михайлович Величко:
Во-первых, к сожалению, следует признать, что у нас до сих пор не сложились приоритеты во внутренней политике, в воспитании, духовном образовании. Все отдано на откуп случаю. Что такое хорошо, что такое плохо, какие страницы светлые, а какие заставляют нас задуматься над тем, в чём заключались наши ошибки, чтобы не повторять их, — всё это находится за бортом социальной политики и отдано на оценку различным «общественным» группам, имеющим самые разные точки зрения на сей счет.
Во-вторых, у нас до сих пор сохраняется очень низкий уровень образования; вернее даже сказать, он катастрофически падает. И поэтому мы часто оперируем штампами, «школьными оценками» – что такое Империя и как ней относиться. Для нас Империя – это нечто страшное, ужасное, тюрьма народов, монстр, который захватывает одну территорию за другой, принуждает людей подчиняться своей воле, выкачивает из них последние соки в адрес метрополии и так далее. Вот что такое империя.
В отношение к России подобная точка зрения часто звучала так: Россия – это тюрьма народов. Это звучало до революции, это звучало и после революции. На самом деле империя – это особое государственное устройство, включающее в себя помимо титульной нации ещё десятки, если не сотни других народов, которые проживают вместе под единой властью и законом на определённых правах.
Империи существовали всегда. Была империя Александра Македонского, был Древний Израиль, который фактически представлял собой империю, была Византийская Империя, Западная Римская Империя, переименованная впоследствии в Священную Римскую Империю Германской нации. Была Российская, Французская, Английская, Германская, Австрийская Империи; империй было множество.
Конечно, если рассуждать с точки зрения книжного человека, думающего не о конкретных людях, а об абстрактных фантасмагориях, в империи существовало и неравенство прав, и некое социальное расслоение по сравнению с теми народами, которые были присоединены к титульной нации. Собственно говоря, странного в этом ничего нет – земная жизнь не Царствие Небесное, не рай земной, здесь всегда правда соседствует с неправдой.
Но, тем не менее, сегодня серьезные исследователи и политики откровенно говорят, что во времена Австрийского императора перманентно-конфликтной ситуации на Балканах, какая имеется сегодня, не существовало. Каким-то образом Австрийский император всё это смог умиротворить.
Говорят, что Англия выкачивала из Индии полезные ископаемые, эксплуатировала, но при этом часто справедливо говорят, что только благодаря английскому присутствию в Индии прекратилась практика человеческих жертвоприношений, которые являлись для местных аборигенов совершенно обыденным событием.
Сколько культуры принесла с собой Французская Империя, которая появилась в Африке и Индонезии! Наконец, если говорить о России, то сколь много сделал русский народ, в широком смысле этого слова, для поднятия уровня культуры и обеспечения жизни народов Сибири, Севера, Средней Азии, Прибалтики.
Сегодня мы слышим, что Прибалтика пытается предъявить иски России как правопреемнику СССР на предмет тех бедствий, которые были причинены ей в годы советской власти. Но при этом она забывает сказать, что сделал СССР для того, чтобы Прибалтика превратилась в европейскую страну. До этого она фактически была земледельческой, и прибалтийские дворяне вообще не считались дворянами с точки зрения германского рыцарства.
Говорить о том, что Российская Империя – это зло, может себе позволить только человек необразованный, несведущий, не знающий истории не только России, но и других народов.
К сожалению, следует признать, что священноначалие Русской Православной Церкви тоже не спешит в этом отношении взять на себя первое слово, хотя нам стыдиться совершенно нечего.
Во времена Российской Империи при всём том, что Святейший Синод у нас курировал не только православное исповедание, но и другие конфессии, тем не менее, свобода совести была обеспечена на очень высоком уровне. Как сказал один исследователь, в империи без толерантности религиозность невозможна, империя держится только на свободе совести, всё остальное автоматически приводит к её уничтожению.
Не знаю, почему наши предстоятели стесняются, но мне кажется, что Русская Церковь может напомнить об этих периодах, как о самых светлых, самых доброжелательных по отношению к другим лицам, лицам другого исповедания на страницах нашей истории.
Как это можно исправить? Не берусь судить. Остается только констатировать то, что мы почему-то готовы вспоминать мелочи из нашей истории, не всегда самые достойные, и пропускать мимо себя действительно самые интересные, насыщенные, знаковые страницы нашей биографии.
Рассмотрим очень важный момент – Пётр I и Империя. Вопрос о признании России Российской Империей следует оценить в контексте многих прежних исторических событий. Представьте себе, что существовала Священная Римская Империя, которая потом, вследствие определенных обстоятельств, сохранилась цельно только на Востоке, и впоследствии от историков получила наименование Византийской Империи.
25 декабря 800 года папа Лев III венчал Карла Великого императорской короной. Опять же он не признал его владыкой какой-то альтернативной Империи, но лишь легитимным правителем Священной Римской Империи в пику василевса, находившегося в Константинополе. Почему? Да потому, что по воззрениям того времени Империя могла быть только в единственном лице. Уже впоследствии, когда на Востоке признали западное императорство, имела место конкуренции между Востоком и Западом: кто из них «настоящая» Империя и где находится Император? Та, которая существовала на Западе, либо та, которая была в Константинополе?
Но ни Французский король, при всём своём могуществе, ни Испанский король, ни Английский король, который иногда добавлял в свою титулатуру наименование «Цезарь», не претендовали на императорский статус. Наконец, Константинополь рухнул, осталась одна Священная Римская Империя Германской нации, все, больше других Империй не осталось.
И вдруг, спустя короткое время, на месте какой-то далекой, неведомой, языческой Московской Руси, которую никто не знал и в расчёт особо не принимал, возникает мощная, могучая политическая сила, которую признали Империей уже в 1721 г. Голландия и Пруссия, Швеция – в 1723 г., Турция – в 1739 г., Англия и Австрия – в 1742 г., Франция и Испания – в 1745 г.
Так что же сотворил Петр Великий, чтобы при всём консервативном сознании людей того времени, не допускавших какой-то альтернативной Империи, именно наше государство заслужило этот статус? Какая должна была быть проделана работа для этого?! По-моему, это и есть характеристика трудов Петра Великого.