В этом году начало Великого поста совпадает с другой скорбной датой – 104-й годовщиной крушения монархии, насильственного отстранения от власти законного Государя Николая Александровича в результате заговора, которое произошло 2(15) марта 1917 года.
Сегодня всё больше опубликовано фактуры, научных исследований и документов, вскрывающих истинную картину происходящего в те дни в Пскове, Петрограде, Могилеве (Ставке). Но ещё больше узнать только предстоит, в т.ч. моментов, которые вряд ли сохранились на бумаге, но являются сакральным продолжением общенациональной трагедии, до сих пор не осознанной нашим народом!
Этому во многом способствует канонизация Царственной Семьи, возводящая их в Лик Святых, страстотерпцев, принёсших свои жизни в жертву за Веру, народ и Отечество. Широко известна позиция Государя по этому вопросу, заявившего: «Нет такой жертвы, которую я не готов принести за Россию!». Целиком и полностью разделяли её и Члены Его Семьи.
Николая не смутило ни страшное письменное пророчество преподобного Серафима Саровского, переданное Августейшей Семье при посещении Ими Дивеева в 1903 году во время прославления святого; ни предсказание блаженной Паши Саровской, передавшей им это послание. Ни легендарное письмо Императора Павла Первого с пророчествами монаха Авеля, которое надлежало вскрыть Его приемнику сто лет спустя после смерти самого Павла (1901 год). Во всех них Царственной фамилии предсказывался мученический, искупительный венец, уклониться от которого было в их положении невозможно, не нарушив Законы и традиции.
Верующие люди понимают, что произошедшее в феврале 1917 с Россией не было случайностью и давно зрело на Небесах, подобно иным предсказанным библейским пророчествам, наполняющим Ветхий Завет. Господь, не меняясь во времени, силён переменить всё, кроме свободной человеческой воли. «Не желающий смерти грешника» Творец прилагает все усилия, чтобы отвратить человека и целые народы от пагубы, которая проявляется, прежде всего, в уклонении и отпадении от Бога, в т.ч. в различные ереси. Бичом России с середины ХIХ века стал нигилизм, родившийся из материализма и атеизма.
Из книги пророка Ионы в Библии известно, как Господь отменил свою казнь для прогневавших Его жителей города Ниневии (его остатки находятся на территории современного Ирака), которые, однако, восприняв призыв к покаянию пророка, массово и прилюдно раскаялись в своих многочисленных грехах. Увы, этого не произошло накануне 1917 года с Русским народом. Народ-богоносец всё больше скатывался в материализм и безбожие, соблазнённый различными ересеучителями, раскольниками и прочими деструктивными силами революционного толка, объединёнными, прежде всего, воинственным атеизмом и откровенным богоборчеством.
У Русского народа достаточно было и времени, и знамений, и примеров, и посланных ему пророков в лице праведников-современников, того же всенародного пастыря Иоанна Кронштадтского (+1908 г.), которые призваны были остановить отпадение народа от Источника всего бытия и Жизни. Но к февралю 1917 года в России сложилась страшная картина духовного и религиозного оскудения, описанная видевшими это современниками.
Наконец, последнее чёткое Знамение было в сам день т.н. «отречения» в подмосковном селе Коломенском – 2 (15) марта 1917 года, где была явлена и ныне находящаяся там же икона Божией Матери «Державная», на которой Богородица изображена со знаками царской власти – скипетром и державой, в короне, восседающей на троне. Весть об этом быстро облетела не только Москву, но и Россию, ставшую в эти дни самой «свободной» страной мира. Но немногие поняли смыл и значения Её появления, истолкованные позже богословами как переход управления лишившейся Царя России под омофор Матери Божией. Это не избавляло народ от грядущих скорбей, но давало надежду на спасение душ, показывая направление их движений – к повсеместному покаянию, исправлению жизни и возвращения к Богу.
Вторым утешением для сохранивших веру стало избрание в том же году – 21 ноября (4 декабря) на Поместном Соборе Патриарха Московского и всея России Тихона, ставшего отцом всем православным в обезглавленной Русской Церкви и причисленного позже к лику святых. Именно он в январе 1918 г. предал анафеме безбожную советскую власть, сравнив с сатанинскою, обличив её намерения, и закляв (запретив) всем чадам Церкви сотрудничать с ней.
Но, к великому сожалению, чаемого обращения к Богу, всенародного покаяния тогда так и не произошло, русский народ в своем большинстве предпочел «свободу» без Царя со всеми вытекающими последствиями, хорошо известными нам из истории. Впрочем, добровольного покаяния в измене и богоотступничестве не произошло до сих пор, если не считать некоторый интерес к теме у части православных, проявившийся в 90-е.
Отчасти искупление страшных грехов народом произошло в ходе братоубийственной Гражданской войны, пришедшей на смену «царству свободы и демократии»; репрессий, направленных в том числе против хранивших веру христиан, и Великой Отечественной войны, начавшейся в день Всех Святых в Земле Российской просиявших и предсказанной нашими святыми задолго до её начала, например, старцем Аристоклием Афонским (1846-1918).
То есть тема покаяния для нас спустя более 100 лет остаётся открытой. К нему призывали наш народ не только русские святые, жившие в ХХ веке, но и Патриархи, связывая его обычно с Великим постом. Тема покаяния красной нитью проходит сквозь всю жизнь христианина, ведь без него нет и не может быть подлинной духовной жизни и её венца (по преподобному Серафиму Саровскому) «стяжания благодати». «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», - вещал из иудейской пустыни пророк Иоанн Креститель, предтеча Спасителя. С тех же слов и смыслов начал свою проповедь и Сам Христос, определив далее цель покаяния: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас!» (Мф. 11:28).
Начало Великого поста, совпавшего в этом году с крахом Православной Самодержавной России, я, обычный грешник, понимаю, как очередной нам шанс или «звоночек» - напоминание о необходимости переменить, наконец, свою жизнь (по-гречески покаяние – матанойя и означает перемена), устрашиться грядущими за неё наказаниями и бедствиями ещё в этой жизни (войны, моры, болезни, голод и пр.) и со страхом, верой и надеждой войти в 40-дневный спасительный и очистительный пост. А помочь в этом нам могут наши святые Царственные Страстотерпцы: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария Анастасия, вынесшие на своих плечах возложенный на Них крест. Именно этого ждет от нас Бог, и именно покаяние – сильнейшее наше оружие, способное переменить и отсрочить заслуженное нами наказание, которым не воспользовались наши предки 104 года назад!
Роман Алексеевич Илющенко, ветеран боевых действий, подполковник запаса, ветеран МВД, религиовед