Вчера, 23 ноября, закончился электронный
опрос по поводу переименования московской станции метро «Войковская», названной именем одного из цареубийц, террориста, погибшего от руки белоэмигранта в Варшаве. Официальные данные гласят: 53% участников опроса проголосовали против переименования, а 35% - за переименование. Что тут сказать? Это -
сокрушительное поражение православных. Иначе я не могу оценить итоги голосования.
Конечно, нельзя не согласиться с тем, что голосование плохо было организовано из рук вон скверно, о чем вчера на РНЛ свидетельствовал известный московский священник о.Николай Булгаков. Он сам пытался проголосовать и не смог. Сегодня это
подтвердил и глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда, которому проголосовать удалось, но с большим трудом. Но плохая организация - дело вторичное. Более того даже если была какая-то «накрутка» со стороны противников переименования, случались сбои в системе подсчета голосов, - все равно это не отменяет того очевидного факта, что случившееся - наше тяжелейшее поражение.
Почему надо говорить о поражении? Во-первых, потому что при нормальном стечении обстоятельств голоса должны были распределиться следующим образом: 75-80% - за изгнание имени террориста и цареубийцы с карты
Москвы, 5% - против, и 15-20% - тех, кто не смог определить свою позицию. Ведь 85% граждан нашей страны идентифицируют себя во время социологических опросов как русские православные христиане. Ну пусть в Москве процент русских меньше, но и для мусульман этот вопрос не имеет принципиального значения, поэтому, скорее всего, они поддержали бы позицию православных граждан в вопросе переименования «Войковской». В любом случае цифры должны были быть совершенно иными.
Во-вторых, на нашей стороне, за тех, кто стремился убрать имя террориста и убийцы с карты хотя бы московского метрополитена, выступили на этот раз такие тяжеловесы как ведущие популярных аналитических программ – Дмитрий Киселев и Алексей Пушков, а также министр культуры Владимир Мединский. Но даже это не повлияло на расстановку сил.
Так в чем же дело?
Президент фонда «Возвращение» Юрий Бондаренко в связи с этим в интервью «Интерфаксу» даже обвинил столичные власти в намеренной фальсификации голосования, в том, что они выставили нужные им цифры. Думаю, что Юрий Константинович погорячился, я не вижу резонов для московских властей этим заниматься.
Стоит обратить внимание на то, кто был противниками православных, кто выступал за сохранение имени Войкова на карте Москвы. В последнее время мы видим удивительный симбиоз – союз коммунистов и либералов-яблочников, которые всегда объединяются именно против Церкви. Мы наблюдали этот противоестественный союз на примере противодействия строительству храмов, и теперь мы увидели его на примере противодействия нравственному изменению топонимики Москвы. Но примечательно, что была еще третья сила, которая приняла активное участие в голосовании за Войкова – это движение «Суть времени» Сергея Кургиняна. И как тут не вспомнить, что совсем недавно целый ряд известных православных общественных деятелей выступали за союз с Кургиняном и доказывали, что он чуть ли ни семимильными шагами движется в сторону Православия, что союз с Кургиняном только укрепит позиции православных. Они, по-моему, до сих пор не изменили своего мнения и исправно посещают семинары Кургиняна. И вот: нате, православные, получите гранату от движения «Суть времени». По моим наблюдениям, именно сутевременцы грамотно организовали интернет-голосование и активно проводили кампанию по объединению усилий почитателей Войкова самых разных оттенков и окраса.
Так в чем же причины нашего поражения? Самых главных, на мой взгляд, две. Прежде всего, бросается в глаза очень плохая организация процесса голосования. Если мы соглашаемся с электронным голосованием, если мы готовы в нем участвовать, то нужно к этому серьезно готовиться, либо вовсе не участвовать в этих играх. А то сначала мы заявляли, что все замечательно, здорово, что власти спрашивают мнение москвичей, а когда получили цифры не в нашу пользу, начинаем плакаться по поводу того, что молодежь не знает истории, что население безответственно относится к вопросу нравственного воспитания молодежи и т.д. и т.п. Организационно мы явно уступали «Сути времени» и другим почитателям убийцы Войкова. Хотя, повторюсь, на этот раз на стороне православных выступили такие медийные тяжеловесы как Киселев, Пушков и Мединский. А значит была возможность, если не победить, то получить другие цифры.
Плохая организация проявилась и в том, что люди, дирижировавшие этим процессом с нашей стороны, не предприняли никаких мер против очевидной темы, которую всегда используют сторонники сохранения имен террористов в топонимике наших городов – тему дороговизны переименования. С нашей стороны не было предпринято никаких контрмер и пропагандистских усилий.
Однако плохая организация участия в опросе – это еще не самая главная беда. На мой взгляд, история голосования по «Войковской» является серьезным звоночком для нас. Сутевременцы, коммунисты и либералы переиграли православных, прежде всего, в идеологической плоскости, сумев представить ситуацию вокруг переименования «Войковской» как антисоветскую акцию. В общественном мнении им удалось представить православных в роли антисоветчиков. Это очень серьезный итог голосования по «Войковской», потому что именно тема антисоветизма рефреном звучала в агитации сторонников сохранения имени Войкова на карте Москвы. Им удалось навязать обществу в этом вопросе свою повестку дня. А наша повестка дня звучала неубедительно. Хотя могла бы прозвучать еще мощнее: сохраняя имя Войкова, мы прославляем террориста и цареубийцу, и стоит задуматься, как будет реагировать на это молодое поколение. Но наша повестка дня была оттеснена в маргинальную плоскость, а главным вопросом стал антисоветизм православных.
К сожалению, нашим противникам легко было представить православных антисоветчиками. Ну а как иначе, когда гордо именующий себя «церковным власовцем» петербургский протоиерей Георгий Митрофанов занимает крупный пост в Санкт-Петербургской духовной академии и продолжает публично выступать, охаивая нашу Победу и даже ставя под сомнение подвиг Царя-Мученика Николая. Нашим противникам легко представить нас антисоветчиками, когда люди, аттестующие себя православными, постоянно выступают с оголтелыми нападками на Сталина и сталинизм, ставя свой воинствующий антисталинизм чуть ли не показателем нравственности в политике и истории, противопоставляя Сталина и Царя-мученика Николая Второго.
Вот это и стало причиной нашего поражения. Вот поэтому в глазах тех, кто уважает советскую историю, наша идея убрать с карты Москвы имя цареубийцы и террориста стала покушением на нашу историю. Нам нужно всерьез задуматься над тем, как будет впредь восприниматься Церковь в глазах населения. Ведь среди 53% сторонников сохранения имени террориста и убийцы на карте Москвы много крещеных людей, которые в иной ситуации не задумываясь называют себя православными. И это очень серьезная проблема, в которой я вижу опасность для будущего Русской Православной Церкви и нашего Отечества.
Это особенно катастрофично, учитывая то, что усилиями Патриарха Сергия (Страгородского) тема антисоветизма православных была сведена на нет. Подвиг Святейшего Патриарха состоял именно в том, что он сумел доказать власти, что православные не являются антисоветчиками, т.е. не являются врагами нашей государственности, поскольку в тех условиях иной государственности у русского народа не было. Но вот вера православных позволяет им быть антикоммунистами, с чем вынуждена была смириться советская власть. Сегодня нашими усилиями разрушается наследие Святейшего Патриарха Сергия. Это тем более возмутительно, что нынешний Святейший Патриарх Кирилл не устает повторять, что нужно принимать нашу историю такой, какой она была, что на Куликовом поле и в Сталинграде был один и тот же народ, жизни свои полагавший за други своя, за Отечество свое. Но православные антисоветчики не желают слышать и Святейшего Патриарха.
Мы должны извлечь уроки из нашего поражения по вопросу переименования «Войковской». Главный урок, на мой взгляд, состоит в том, что
антисоветизм и антисталинизм не принимаются народной совестью. И не надо укорять народ в неразвитости, безграмотности и непросвещенности. Народное нравственное чувство всегда находится на высоте. Народ как совокупный субъект истории всегда остро чувствует несправедливость и всегда точно «расставляет все точки над i». Порой он действует, порой многозначительно молчит, по слову нашего великого
Пушкина. Для того чтобы вынести нравственный вердикт, необязательно знать тонкости исторического процесса.
Что мы получили в итоге? Хранительница национальной нравственности – Русская Православная Церковь и образец нравственной жизни, какими в идеале должны быть церковные люди для всех остальных русских людей, оказались неубедительны в глазах собственного народа из-за того, что некоторые представители православных, выступавшие активными сторонниками переименования «Войковской», выступали как оголтелые антисоветчики.
Один из моих друзей как-то задал вопрос известному публицисту Виктору Аксючицу, который помогал Б.Немцову хоронить «екатеринбургские останки», - как он относится к греху антисоветизма. В ответ услышал, что нет такого греха. Нет, Виктор Владимирович, есть такой грех! И суть его состоит в нежелании принимать суд Божий над Россией, свершившийся в 1917 году. Ведь по существу православные антисоветчики трактуют события 1917 года, как случайность, т.е. как ошибку Бога. Мол, несправедливо поступил Господь с нашим народом и нашей страной, попустив придти к власти богоборцам-большевикам. Антисоветчики по сути хулят Бога, не признают действие Промысла Божия в событиях 1917 года. По большому счету антисоветчики и антисталинисты исповедуют неправославный взгляд на общество, призывая бороться не со своими страстями, а с властями.
Неслучайно от православных антисоветчиков чаще всего и нападки на политику Владимира
Путина.
Кстати, именно поэтому в народе нет широкого почитания Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Потому что наши неразумные почитатели Новомучеников пытаются представить их борцами с властью. Мы видим удивительный и тревожный парадокс - именно антисоветизм отталкивает народ от Церкви.
Современная Россия является правопреемницей и Российской Империи, и Советского Союза. И пора нам прекратить безответственную и вредную болтовню о нелегитимности советской власти. Как и о нелегитимности Временного правительства. Это наша история, наша трагедия, наша общая боль.
Именно православному сознанию по силам решить историческую задачу для России - связать времена. А для этого надо отказаться от антисоветизма и антисталинизма. Раскаяться в грехе антисоветизма. Изжить в себе эту болезнь.
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
122.
121. Re: Изжить грех антисоветизма
120. Ответ на 79., Закатов:
119. Ответ на 97., Обломов:
118. Re: Изжить грех антисоветизма
117. Re: Изжить грех антисоветизма
116. Сие море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа
115. 101.Зактову."Диалоги" "мутного времени".
114. 64.Закатов.
113. 64.Закатов.