Дорогие товарищи! А был ли расстрел?

О крайнем фильме Андрея Кончаловского – взгляд с киевского Майдана

Александр Сергеевич Пушкин 
0
863
Время на чтение 6 минут

Кончаловский человек «из телевизора»: элита мирового кино (кто-то скажет: «киношного междусобойчика»). Но фильмы его после «Сибириады» (1978), скажем вежливо, на любителя; во всяком случае, сделаны как бы для премий, «не для людей». Может, что-то примечательное для души пропустил, но после «Курочки Рябы» – не мудрено. Если «Рай», «Почтальона», а перед тем «Курочку» досмотреть решительно сил не было, то новую его картину «Дорогие товарищи!» взял в два присеста.

Ткань фильма – известные беспорядки в Новочеркасске 1-3 июня 1962 года.

На ткани, – а это серая мешковина, – картина чёрным угольком. Главная героиня – работница горкома партии, фронтовичка, сталинистка, живёт с дочерью и отцом; спит с женатым начальником. Дочь – безотцовщина, родилась во время войны, поколение «оттепели». Отец героини – казак «из недобитых», герой Первой мировой: четыре «Георгия». Всё как всегда. Но вот – бунт, экстремальная ситуация, катастрофа.

Новочеркасские беспорядки вольно или невольно аукаются с любыми другими беспорядками, в том числе и с киевскими событиями 2013/2014 годов. И там и здесь стихия, стрельба, поломанные судьбы, генералы, отморозки, герои, побеждённые, победители. Другое дело, что «Мятеж не может кончиться удачей, – в противном случае его зовут иначе». Как это и случилось в Киеве, где мятеж, осуществлённый под кураторством известного обкома, назвали «революцией достоинства». Впрочем, перекличку с Новочеркасском можно услышать и в дыхании любого майдана, мятежа, «цветной революции».

Разумеется, причины везде разные – время разное, умонастроения разные, боюсь, конечный бенефициар тот же.

В Новочеркасске на огромном заводе директор срезал расценки, в том числе и рабочим тяжёлых производств, что наложилось на заявление правительства о подорожании продуктов с 1 июня, вызванное проблемами в плановом с/х. Само по себе подорожание – не в разы – не критично. В войну, как говорит героиня, работали по 16 часов за сто грамм, и ничего. Но в контексте того, что на ХХII съезде КПСС прозвучало: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», – в народе возникло раздражение. Порой значительное. Тогда же в крупнейших городах Союза – в Москве, Ленинграде, Киеве, Донецке, Днепропетровске и др. появились листовки с призывами свергнуть «антинародную советскую власть».

Героиня не любит Хрущёва: «При Сталине цены каждый год снижались, а эти – поднимают». То есть ситуацией недовольна, как минимум, и совестливая элита на местном уровне. Любой майдан – развенчание власти. Так было с Януковичем в Киеве, такие попытки делаются и в России по отношению к Путину. Так было и в Новочеркасске, появился плакат: «Хрущёва – на мясо!», «Хрущёва – на колбасу!».

За кадром картины остались некоторые важные моменты, которые и создали в общественной атмосфере Новочеркасска гремучую взрывчатую смесь. Народ «страх потерял», «разболтался», в частности, и потому, что недавний Съезд (октябрь 1961) «усилил меры борьбы с культом личности Сталина, начатые XX съездом в 1956». К 1961 году комиссией Поспелова уже были реабилитированы более семисот тысяч человек. Флор Козлов (второй человек в партии, официально объявленный преемник Хрущёва) на совещании в Новочеркасске говорит, что половина города – «бывшие уголовники». Кстати, хрущёвская борьба с «культом» выражалась и в усилении борьбы с Церковью. В качестве как бы извинения перед «ярыми коммунистами» создавалось мнение, что относительно терпимое отношение к религии во времена позднего Сталина – вредная политика. Дело катилось к обещанию «показать последнего попа». В кинопрокат в 1959-1962 гг. было вброшено боле десятка художественных кинолент антирелигиозного содержания. Психологически человек в тайниках своей души мог ощутить: если бога нет, так и всякая власть не от бога; ну и «разболтался», когда бразды ослабили.

В Киеве накануне Майдана на антицерковном фронте был отмечен «крестопад»: некие хулиганы-фемен спиливали поклонные кресты. Спилен был крест и над «козьим болотом» Майдана. Война с Христом в Киеве велась, стоит вспомнить, фактически и действующими властями: палаточный храм Александра Невского, стоявший годами около Верховной рады, был снесён именно при президенте Януковиче – не при Ющенко. Антицерковные кощунства были и в Москве во время «белоленточной революции»: вспомним «девочек» Pussy Riot. Десакрализация Церкви и делегитимизация властей, вероятно, обязательные условия любых мятежей и революций.

Огненной искрой внутри взрывчатой смеси на киевском майдане стало пресловуто «онижедети», якобы «беркут» избил детей. В Новочеркасске тоже без детей не обошлось. Но толчком к первым беспорядкам, – как в Киеве «отказ от евросоглашений, – в Новочеркасске стали неаккуратные слова директора (выдвиженец из рабочих) о пирожках с ливером, которые работяги пусть жрут, за неимением мяса. Ливер – сейчас уже и забыли, это мясные обрезки «сиси-писи». В фильме этого нет, но в реальности новочеркасская площадь услышала, как и хотела услышать, как оскорбление. Ну и рвануло, а дальше – больше: по Пушкину.

Сам механизм возникновения бунта автора не интересует. Совсем не показано неизбежное образование стихийного «штаба восстания», который создал намётку общего плана, организовал сочинение плакатов и листовок, направлял связных на другие заводы. Почти не показаны бесчинства, погромы и прочие прелести мятежа. Например, показана лишь фотография с места остановки поезда «Саратов–Ростов», где «мирные протестующие» бьют стёкла в вагонах с пассажирами внутри. Но в реальности всё было круче: инженера, который призывал опомниться, пытались сжечь. Как не вспомнить горящих силовиков на Майдане?

Главное для автора – «человеческое внутри катастрофы», что конечно всегда неплохо, но чего в эпоху тотальных «революций накануне конца света», точно недостаточно.

События показаны глазами главной героини (Юлия Высоцкая), которая во время беспорядков оказывается в разных ключевых точках – на заводе, на совещаниях разного уровня, на площади во время стрельбы и паники, в морге, на кладбище. Двое суток она ищет пропавшую на площади дочь, ей помогают хорошие люди, один из КГБ. Но дочь сама находится. Девушка хоть и перепугана, но невредима.

Кончаловский явно хочет уйти от штампов жанра антисоветской чернухи. Но в подкорке его, кажется, сидит: без известных штампов премий на Западе и счастливой тусовки в Венеции и прочих каннах-берлинах не будет. Все прокаты последних картин Кончаловского – заведомо провальны и убыточны, но все премироносны. Жить со вкусом не запретишь.

Кино сделано как бы под документалку ч/б, так и кажется – под Германа и Хуциева. Но у Кончаловского нет, и это хорошо, шизофрении Германа, и нет, что нехорошо, даже и намёка на лиризм Хуциева.

Все эти распределители партийных пайков в тёмных подвалах, все эти мрачные упыри из Политбюро и чудовищные генералы НКВД с пародийно каменными лицами – штампы, узнаваемые на западе. Вот дочка лепечет как механическая кукла: «Мы в демократии живём, свобода собраний и демонстраций». Отец героини тоже шарахает штампом для западного жюри, явно цитируя кого-то из героев Солженицына, ворчит: сбросил бы Кеннеди на вас атомную бомбу, чтобы все «временные трудности» кончились. Что жюри в Каннах прокатывает, но для живого восприятия жанр либералистической чернухи исчерпан.

При этом Кончаловский почти вырывается из ловушек сложившихся «мнений» при взгляде со стороны на новочеркасскую трагедию. Он уже не твердит о расстреле военными мирной толпы, как это подал А.С. Солженицын. В «Архипелаге: «… данный поверх голов залп пришелся по деревьям сквера и по мальчишкам, которые стали оттуда падать. Толпа взревела – и тут солдаты, по приказу ли, в кровяном ли безумии или в испуге, – стали густо стрелять уже по толпе, притом разрывными пулями». То есть «онижедети» толкнули толпу на стволы. Так кто-то увидел или попросту придумал, так донеслось до Солженицына, так попало и в фильм «Однажды в Ростове» (2012).

Кончаловский решил благоразумно уклониться от показа убитых детей, так как таковых в действительности не было. Как избежал и показа пальбы из автоматов по людям, «разрывными пулями» по плотной толпе рабочих, студентов и любопытных горожан. В густой многотысячной толпе убитых было бы не 17 человек, а многие сотни. Кончаловский прямо показывает, что приказа не было. Генерал у него вопит: «Приказа не было! Кто стрелял?!». А ему: «Мы в людей не стреляли! Мы только залп в воздух!» - «В воздух?! А трупы, а трупы <откуда>?!»

Алексей Надеждин, православный публицист, Украина

(Окончание следует)



Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. 1

Массовую борьбу с Православием развернули большевики и коммунисты после октябрьского переворота 1917 года. Взрывали церкви, грабили церковные ценности. Казнили и репрессировали священников.
учитель / 27.02.2021, 07:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Надеждин
Колчаковский офицер в Кремлёвской стене?
Решение одной этико-исторической задачи. Окончание
08.04.2021
Колчаковский офицер в Кремлёвской стене?
Решение одной этико-исторической задачи
06.04.2021
Дорогие товарищи! Расстрела не было, а трупы откуда?
О крайнем фильме Андрея Кончаловского – взгляд с киевского Майдана
01.03.2021
Все статьи Алексей Надеждин
Александр Сергеевич Пушкин
А.С. Пушкин о творческих силах истории
Сам автор оценивал «Бориса Годунова» едва ли не выше всего им созданного
26.08.2025
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Алексей Ощепков
16.09.2025 10:37
Как акт примирения и единения страны
Новый комментарий от учитель
16.09.2025 10:33
Россия на распутье
Новый комментарий от Русский танкист
16.09.2025 10:30
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от С. Югов
16.09.2025 09:51
«Петля Анаконды» и «Посейдон» – детант или конец?
Новый комментарий от Александр Волков
16.09.2025 08:08
Главная историческая задача Сталина
Новый комментарий от В.Р.
16.09.2025 08:02