Начало см. здесь.
Итак, злонамеренного расстрела у Кончаловского нет. Уже хорошо, потому что правильно. Но трупы – откуда? У Кончаловского есть ответ, подброшенный перестроечным следствием 1991 года: снайперы! В ту пору яковлевы-коротичи с их болотными «Огоньками» валили Союз, мочили всё охранительное – КГБ не в последнюю очередь. Так что автору респект: обошёлся без кровавых мальчиков, наверняка, не просто далось.
Журналисты в 1990-е умудрялись ссылаться на генерала Лебедя, на его слова о детях: «как груши посыпались», навязывая обществу «факт» убийства детей. Но есть прямое свидетельство А.И. Лебедя. Напомним. Сане Лебедю в 1962-м было 12-ть, жил рядом с горкомом, на ул. Свердлова (теперь Генерала Лебедя), сидел на дереве. Журналист спрашивает с надеждой: «Это правда, что пострадали дети?» Александр Лебедь: «Нет, это не так. Действительно, с деревьев за взрослыми наблюдала детвора. Новочеркасск тогда был самым зелёным городом на юге Российской Федерации, деревьев много. И когда был дан вверх первый залп, ребятишки стали прыгать вниз, «как груши посыпались». Но никаких сведений о том, что дети пострадали, что хотя бы у кого-то была царапина, нет. Какие были пострадавшие – все нашлись».
Тему снайперов Кончаловский вводит аккуратно. Некий генерал, который вспоминает, как когда-то в НКВД расстреливал людей (ведь не вспоминать же, – премию не дадут! – как стоял насмерть, защищая Киев или как вырывался из Уманьского котла), высказывает догадку: «Девятка!». Кончаловский глазами героини даже показывает одного «музыканта», который на чердаке горкома из футляра контрабаса достаёт винтовку.
«Девятка» – 9-е управление КГБ: охрана руководителей партии и правительства. По штату на каждого члена Политбюро полагалось 3 человека охраны, на кандидата в члены – 2, на секретаря ЦК КПСС – 1 чел. Московского начальства в Новочеркасске в те дни было с избытком. Так что вполне объяснима группа из 27 «музыкантов», которая заселилась в гостиницу.
Логично бы задаться вопросом: кому выгодна стрельба снайперов, если такое в действительности было? Зачем «девятке» стрелять по народу, если Ф.Р. Козлов, А.И. Микоян, А.П. Кириленко, Л.Ф. Ильичёв, Д.С. Полянский, А.И. Шелепин и другие дорогие товарищи находились уже в другом месте и им ничто не угрожало? Понятно, зачем «неизвестные снайперы» стреляли в живых людей в Киеве – чтобы возбудить толпу или, как сказал один духоносный священник, чтобы выпустить в толпу демонов убийства, а всю ярость народную направить на «Беркут» и команду Януковича.
Кончаловский так же аккуратно не вводит в кинофильм знаменитых слов генерала М.К. Шапошникова, который якобы на приказ оттеснить толпу танками, ответил: «Не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками». Матвей Кузьмич Шапошникова настоящий герой – участвовал во всех сражениях Великой Отечественной, звезда Героя за Днепр. При этом на его рассказах, искажённых временем, основан ряд неверных представлений о произошедшем в Новочеркасске. Например, генерал уверял, что Козлов и Микоян приехали в город ещё до начала событий. На основании чего у Солженицына возникло представление, что беспорядки были спланированной акцией властей.
Власти боялись любой огласки, боялись огласки самого факта беспорядков, ещё до стрельбы. Глава правительственной комиссии Козлов ставит перед местными властями задачу, называв задачу главной: «Нельзя, чтобы какая-либо информация вышла за пределы города, я не говорю уже за рубеж».
Ещё бы, «голоса» поднимут трезвон!
В те дни в Кремле проходила напряжённая подготовка к переброске советских ракет на Кубу. Командующий войсками Северо-Кавказского военного округа И.А. Плиев, чьи подразделения были задействованы при подавлении мятежа, вскоре будет назначен командующим Группой советских войск на Кубе.
В отличие от Януковича в Киеве, в Новочеркасске не было растерянности. Была борьба «мягкого» Микояна и «жёсткого» Козлова. Не сразу, но в ночь на 2 июня ввели войска и танки. Мера, возможно, чрезмерная. Танки злили людей и притом, в условиях мирного города, легко «ослеплялись хулиганами».
Итак, Кончаловский, избегнув мнений, основанных на слухах и искажённых свидетельствах, допускает свою ошибку. У него снайперы из КГБ перебили людей.
Но что же случилось в действительности?
Случилось то, что всегда случается, когда есть обиженные властью и отчаявшиеся люди (у них проблемы с продуктами питания, с деньгами, с жильём), но есть водка, а с противоположной стороны есть много оружия.
Вот один нетоварищ призвал толпу «нападать на солдат и отбирать у них оружие», вот другой призывает «убивать солдат и вешать коммунистов». Вот «несколько хулиганов двинулись на часовых и пытались вырвать у них оружие». Вот «одному из демонстрантов удалось вырвать автомат из рук рядового Репкина; нарушитель попытался открыть огонь, но автомат был поставлен на предохранитель, произошла заминка. Ею воспользовался рядовой Азизов, открывший по завладевшему автоматом огонь на поражение. При стрельбе длинной очередью в режиме автоматического огня солдат убил четверых и ранил ещё нескольких погромщиков…». При этом «известно, что в этот период, в целях провокации, в толпе неизвестным был произведен выстрел в спину одного гражданина». По данным прокурорской экспертизы 1991 года «участники беспорядков пытались вырвать оружие из рук солдат. Те, отбиваясь и защищая своё оружие, вольно или невольно снимали автоматы с предохранителей и в горячке начинали стрелять. Пули хаотично полетели в гущу толпы, рикошетили от асфальта и стен домов. Олешко (генерал) отчаянно пытался остановить стрельбу криком и руганью, но в свалке его приказы не были слышны. 10-15 демонстрантов упало».
По официальным данным (полностью дело не рассекречено) на площади было убито 17 человек, до этого при штурме милиции погибли 5 человек, позже вечером 2 июня погибли ещё 2 человека. 70 человек тяжело ранено.
«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!», – сказал Пушкин и показал этот бунт в «Капитанской дочке». У Пушкина есть вариант главы, оставленной в черновике, который – войди он в окончательный текст – мог бы внести путаницу в понимание пугачёвского бунта современниками. Было навеяно Сенатским майданом 1825 года: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Нет, нынешним вождям-майдаунам – своя шейка дорога.
Искусство, как всегда «в долгу перед народом». Для стереоскопии вот бы Кончаловскому снять второй фильм по теме мятежа, Новочеркасска. Но не через женский взгляд, а через взгляд с высоты истории Отечества. Глазами Большого Отечества.
Конечно, это из области фантастики. Автора больше волнует плоть, но не дух. Кто-то внушил Кончаловскому, – не иначе в Голливуде, – что сидение женщин на унитазе, надевание в кадре трусов, это сильно. У него всюду эти трусы. Но натурализм - это не сильно, это вздор. Однако ведь были ж у него фильмы – «Дворянское гнездо», «Романс о влюблённых», «Сибириада»… Дореволюционная часть «Сибириады» произвела когда-то сильное впечатление. Но пересматривать ничего из этого не хочется. Вдруг и там героиня с трусами или с чем-то этаким, ну да, там сама замечательная Гурченко играла, сама-сама.
Алексей Надеждин, православный публицист, Украина