Глава православных приходов в Абхазии, которые себя неформально называют «Абхазской православной церковью» (АПЦ), иерей Виссарион Аплиа заявил в эфире абхазского телевидения о прекращении богослужений в храмах Абхазии вплоть до определения статуса АПЦ. При этом храмы остаются открытыми для прихожан, передаёт РИА Новости.
«Сегодняшние священнослужители, которые были отпущены в свои определённые епархии, пускай они там поставят вопрос перед своими архиереями, чтобы архиереи поставили вопрос перед Святейшим Патриархом Кириллом, как дальше быть. Тридцать лет вот так находиться в какой-то такой ситуации – это невозможно... Поэтому я сейчас приостановил (службы в храмах - ред.)», - заявил священнослужитель.
При этом отец Виссарион отметил, что не стал приостанавливать богослужения в главном соборе в Сухуме. «Я в нём служил и до войны, и после войны, поэтому каноническое право имеет кафедральный собор», - добавил он.
Глава «Абхазской православной церкви» считает, что во время Великой Отечественной войны, когда Русская Православная Церковь, после встречи Священноначалия с лидером страны И.В. Сталиным, признала автокефалию Грузинской, местные грузинские власти присоединили АПЦ к Грузинской Православной Церкви без соборного и канонического решения. Он выразил надежду на то, что Московский Патриархат решит церковную ситуацию в Абхазии, определив статус АПЦ. «Канонический статус этих священников (рукоположенных РПЦ - ред.) должен быть определён. Самое главное, что они должны сюда вернуться со статусом для Абхазской Православной Церкви. Мы не можем быть частью Грузинской Церкви, мы не были частью Грузинской Церкви и не будем», - решительно заявил иерей Виссарион Аплиа.
Руководитель религиозной редакции «Царьграда» Михаил Тюренков считает, что глава АПЦ просто пошёл ва-банк. «И лично я его могу понять: вот уже почти тридцать лет абхазская церковная проблема не решена, - подчеркнул эксперт. - Формально Абхазия остаётся канонической территорией Грузинской Православной Церкви, однако после кровопролитной войны 1992-1993 годов, в которой Грузинский Патриархат занял одну воюющую сторону, духовное окормление Абхазии Грузинской Церковью просто невозможно».
М.Тюренков также обратил внимание на то, что сам отец Виссарион «столь же формально остаётся клириком Грузинского Патриархата, рукоположённым ещё до войны». «Но по понятным причинам в ходе войны он начал поминать за богослужениями Московского Патриарха. В Грузинской Церкви хватило духовного понимания не запрещать за это отца Виссариона в служении, - продолжил свою мысль эксперт. - Но вот уже почти три десятилетия ситуация патовая: в Тбилиси не желают отпустить Абхазию под духовное окормление Московским Патриархатом, при этом сами грузинские клирики не имеют ни малейшего духовного авторитета в Абхазии».
По мнению Тюренкова, поэтому-то отец Виссарион и пошёл на «беспрецедентный шаг, приостановив богослужения в храмах, где ранее служили священнослужители, рукоположённые в Русской Православной Церкви». По сути же, уверен эксперт, тем самым он призвал священноначалие Московского и Грузинского Патриархатов хотя бы начать решать эту проблему.
«Единственным относительно каноническим выходом из почти тридцатилетней абхазской церковной патовой ситуации вижу следующий: стол переговоров двух Патриархатов, Московского и Грузинского, по конкретной проблеме духовного окормления Православной Абхазии. И, как минимум, совместное решение о "временном духовном окормлении Абхазии Московским Патриархатом"», - пишет аналитик на своей странице в Телеграме.
«Как вариант, - продолжает он, - в формате создания нашего "Патриаршего подворья" в Абхазии (из нескольких десятков храмов и ряда монастырей). При моратории на обсуждение канонического статуса этой территории и поминовения в качестве Великого Господина Грузинского Патриарха.
Уверен, это самая максимально возможная степень компромисса со стороны абхазских клириков и верующих. В противном случае (если хотя бы Грузинский Патриарх будет поминаться как правящий), в такие храмы абхазы ходить не будут, 100%. Раны 1992-93 годов ещё свежи».
Напомним, 15 сентября 2009 года «на общем собрании Сухумо-Абхазской епархии, в котором приняли участие клирики и миряне, было принято решение о восстановлении Поместной Церкви на абхазской земле - Абхазской Православной Церкви с двумя епархиями - Пицундской и Сухумской». Тогда же иерей Виссарион Аплиа, единственный канонический священник Грузинской Церкви, этнический абхаз, возглавивший абхазские приходы после войны, заявил: «Мы также приняли обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой принять Абхазскую православную церковь в лоно Московского Патриархата на правах автономии».
Однако вскоре в Абхазии произошёл раскол. Иеромонахи Дорофей и Андрей, воспитанные, кстати, в Московской духовной академии, 15 мая 2011 года созвали «церковно-народное собрание» в монастыре святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне, по итогам которого провозгласили создание раскольнической «Священной Абхазской Митрополии».
Между этими конкурирующими церковными структурами почти сразу сложились, мягко говоря, непростые отношения. Хотя в июне 2019 года, казалось, наметилось потепление. Отец Виссарион даже попросил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла снять запрет на служение с иеромонахов Дорофея и Андрея.
Президент Абхазии Аслан Бжания поддерживает ровные отношения с обеими структурами, не отдавая предпочтения ни одной из них, поскольку за каждой стоят определённые силы абхазского политикума.
В октябре 2020 года в редакцию «Русской народной линии» поступило обращение Церковного Совета АПЦ «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь». Документ был вызван публичным спором между председателем Совета т.н. «Священной Абхазской Митрополии» запрещённым в служении Дорофеем (Дбаром) и первым заместителем председателя комитета Государственной Думы делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константином Затулиным.
«Священная Абхазская Митрополия» до сих пор удерживает Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, захваченный раскольниками еще в 2011 года.
Абхазская церковная проблема осложнена непростыми отношениями Грузии и России. После грузинской агрессии в отношении Южной Осетии и нападения на российских миротворцев в Цхинвале в августе 2008 года Россия признала независимость республик Абхазии и Южной Осетии. Однако Абхазия и Южная Осетия являются канонической территорией Грузинской Православной Церкви. И этот статус признаётся Русской Православной Церковью, за что Грузинский Патриарх Илия не раз благодарил наше священноначалие.
Ситуация патовая. В республиках отношение к Грузии и ГПЦ враждебное. Православные общины Абхазии и Южной Осетии, в том числе руководители республик, не раз обращались к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой о принятии их в лоно Русской Православной Церкви. В ответ наше Священноначалие вновь и вновь подтверждало принадлежность приходов республик к канонической территории Грузинской Православной Церкви. В Южной Осетии ситуация еще более трагическая, там православные приходы находятся несколько десятилетий вообще в расколе, окормляются незаконными с точки зрения канонов священниками и архиереями.
Иерею Виссариону Аплиа как никому другому известна вся сложность ситуации и он не может не понимать, что его решение о прекращении Богослужений в храмах Абхазии вплоть до определения статуса АПЦ есть ни что иное как шантаж, пускай и совершаемый из благих соображений. До последнего времени отец Виссарион воздерживался от таких резких шагов. Непонятно, что подтолкнуло его к таким резким действиям.
Совершенно очевидно, что Священноначалие Русской Православной Церкви в нынешних условиях противостояния с Константинопольским патриархатом по вопросу признания украинских раскольников просто не может пойти на такой шаг. Весьма вероятно, что Грузинская Церковь в ответ поддержит Константинополь и украинских раскольников, от чего она пока воздерживается, несмотря на активные попытки втянуть в эту авантюру. Больше того ссора Русской и Грузинской Православных Церквей приведёт к тяжёлым последствиям не только для Русской Церкви, но будет иметь катастрофические общецерковные и геополитические последствия…
Поэтому единственный выход в нынешней ситуации - сохранить статус-кво, абхазским православным смириться и запастись терпением. Слава Богу, в Абхазии православные приходы окормляются законными священниками, не так как в Южной Осетии. Крестят, венчают, отпевают, причащают, освящают по-настоящему, а не просто какие-то люди в балахонах машут кадилами и произносят какие-то слова, после которых ничего не происходит. Иерей Виссарион Аплиа, как человек опытный, не может всего этого не осознавать...
Редакция «Русской народной линии»
1. ...