Единственная (помимо приходов Русской Православной Церкви в российских воинских частях) каноническая православная церковная структура в Абхазии, возглавляемая протоиереем Виссарионом Аплиа, выступила с обращением к Московскому и Грузинскому Патриархатам с просьбой о возрождении Абхазской Православной Церкви, древнего Пицундского Католикосата.
В обращении не уточняется, будет ли Абхазская Церковь автокефальной или автономной, эта разумная и гибкая позиция важна в расчёте на долгие переговоры, авторы обращения понимают, что эта проблема не решится скоро, но главное – обозначить принципиальную и строго православную, каноническую позицию. Авторы обращения указывают на тот факт, что мерило Православия – святой Патриарх Тихон считал Абхазию канонической территорией Русской Православной Церкви, а самопровозглашение автокефалии Грузинской Церкви после падения православной монархической власти России – расколом.
Грузинская Церковь получила законную автокефалию от Русской Церкви в 1943 году, и Абхазия считается ее канонической территорией по умолчанию, а не некоему историческому соборному акту, так как решения абхазского духовенства и Русской Церкви о принадлежности Абхазии к Московскому Патриархату никто не отменял.
Принципиально важно то, что авторы обращения обращают внимание на факт канонической ничтожности «Томоса» Константинопольского Патриархата 1992 года об автокефалии Грузинской Православной Церкви, который включил в нее Абхазию.
Поэтому цель данного обращения канонической структуры о. Виссариона Аплиа – напомнить историю Православия в Абхазии, позицию святого Патриарха Тихона, деструктивную позицию ересиарха Варфоломея.
Обращение не направлено против Грузинской Церкви и Патриарха Илии, которые сейчас находятся «в одной лодке» с Русской Православной Церковью, они подвергаются жёсткому давлению со стороны США и Константинопольского Патриархата за нежелание признавать ПЦУ и считать Константинопольский Патриархат «Матерью-Церковью», ведь «родителями» и Грузинской Церкви, и Православия в Абхазии являются Антиохийская и Русская Церкви.
Патриарх Илия это понимает, он благосклонно отнёсся к обращению и пригласил о. Виссариона на переговоры.
О. Виссарион не поехал на переговоры в Грузинский Патриархат не потому, что он их отвергает. Вовсе нет. Он, по сути, предложил Московскому и Грузинскому Патриархатам начать диалог о судьбе канонического Православия в Абхазии, чтобы два Патриархата не допустили на Кавказ ересиарха и расколоучителя Варфоломея, чей фактический подчинённый архимандрит Дорофей (Дбар) захватил Новоафонский монастырь в Абхазии.
Одним из вариантов временного решения проблемы Православия в Абхазии может быть канонический статус епархии, управляемой о. Виссарионом, как Подворья Русской Церкви при Грузинском Патриархе, аналогичному Подворью Грузинской Церкви в Москве, которое может объединить все грузинские приходы России.
Главное, что отступивший от Православия Константинопольский Патриархат лишний и на всей Русской Земле – Великой, Малой и Белой России, и на землях Абхазии, Южной Осетии и Грузии.
Кирилл Александрович Фролов, публицист, глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ