Патриарх Константинопольский Варфоломей заявил в интервью телеканалу Formula, что признание автокефалии Абхазской православной церкви со стороны Русской Православной Церкви, в случае признания т.н. ПЦУ Грузинской Православной Церковью, является «безосновательным шантажом», передаёт портал Netgazeti.ge.
Глава Константинопольского патриархата повторил свои излюбленные рассуждения о собственной эксклюзивности, мол, «у Русской Церкви нет права предоставлять автокефалию не только Абхазии, но и вообще кому-либо». Это всё эксклюзивные полномочия Константинополя, «что подтверждают традиция и действие Православной Церкви на протяжении веков».
Главный фанариот забывает добавить, что «эксклюзивные полномочия» даровать автокефалию были связаны только с тем, что Константинопольская Церковь была Церковью столицы Ромейской Империи, а остальные Церкви (в том числе и Русская) были глубокой религиозной провинцией. Но Патриарх Варфоломей делает вид, что с тех пор ничего не произошло. А произошло, на самом деле, очень многое. В 1453 году пал Второй Рим, Константинополь стал Стамбулом. А провинциальные Церкви, в том числе Русская, получив необходимый опыт церковной организации и духовной жизни, добились самостоятельности. «Эксклюзивные полномочия» Фанара с XV-XVI веков — просто результат инерции и политических обстоятельств. Не более того.
Говоря об эксклюзивности, патриарх Варфоломей привёл пример с так и непризнанной греками Православной Церковью Америки (ПЦА), которая получила автокефалию от Москвы ещё в советское время, когда не было возможности утвердить её де-факто. Его рассуждения весьма примечательны: «Напомню, что РПЦ в 1970 году объявила автокефальной Православную церковь в Америке. Таким образом, Москва подчинила самую богатую часть православных США. Эту псевдо-автокефальную церковь до сих пор никто не признал».
Как говорится, проговорка по Фрейду, — речь тут о деньгах. Мол, Москва захотела подчинить себе самую богатую часть православных, а мы ей не дали. Любопытно, как это Москва хотела подчинить себе православных американцев, давая им самостоятельность?! Сразу видны и мотивы непризнания греками ПЦА — стремление сохранить источник финансирования.
Его слова в адрес Православной Церкви Америки оскорбительны для православных христиан США, из которых и состоит ПЦА. Американский народ пришёл к вере именно благодаря миссии Российской Православной Церкви, а вовсе не греческой диаспоре.
Ну а очередная попытка дискредитации ПЦА объясняются элементарно, — основную часть доходов Фанар получает от своих американских приходов. Поэтому самостоятельная Церковь в Америке воспринимается исключительно как конкурент, разрушающий монополию Фанара на окормление граждан США.
В своём интервью патриарх Варфоломей заявляет, что Московский Патриархат «болен болезнью Третьего Рима» и желает встать во главе православного мира, «но это стремление тщетное». Мол, место уже занято, и занято Константинополем.
Стамбульский первоиерарх утратил чувство реальности, не заметив, что уже более 500 лет назад Константинополь превратился в Стамбул. А сам патриарх Варфоломей находится в турецком городе на правах приживалки, которую в любой момент могут «попросить выйти с вещичками».
На сегодняшний день Россия является единственной крупной суверенной православной державой, Третьим Римом, в котором Русской Православной Церкви отведено достойное место как самого многочисленного авторитетного института общества.
Рассуждения патриарха Варфоломея выдают в нём приверженца соборно осуждённой ереси этнофилетизма, греческого националиста, а вовсе не Предстоятеля Православной Церкви.
Однако эти смысловые передёргивания — не самое главное в интервью патриарха Варфоломея. Главное — стремление подтолкнуть часть клириков и мирян Грузинской Церкви, которые настроены враждебно или, по меньшей мере, недружелюбно, к России, к активным действиям по признанию украинских раскольников.
Глава Фанара не раз повторяет, что не нужно бояться того, что Москва признает автокефалию Абхазии в ответ на признание Грузинской Церковью т.н. ПЦУ. «Вновь повторю, что Россия не может признать автокефалию ни Абхазии, но и вообще кому-либо. С другой стороны, вмешательство РПЦ в церкви Абхазии и Южной Осетии антиканонично, поскольку они находятся под юрисдикцией ГПЦ», — говорит Варфоломей.
Священноначалие Русской Православной Церкви и не пыталось шантажировать братскую Грузинскую Церковь угрозой признать абхазскую автокефалию, о чём не раз заявляли официальные представители Московской Патриархии. Аргументы Москвы связаны исключительно с неканоничностью действий Константинополя, который признал украинских раскольников в отместку Русской Церкви, отказавшейся ехать на Критский собор, и теперь пытается легализовать свою авантюру, подталкивая к этому другие Церкви.
Редакция «Русской народной линии»
1. Главарь Фанара ведет себя безнаказанно и разнузданно только потому, что в настояще время Мировое Православие раздробилось и по, сути, пало, конечно пало на Мистически-церковно, а пало организацонно !