По состоянию на сегодняшний день Департамент культуры Москвы не собирается продлевать контракт с художественным руководителем театра «Гоголь-центр» Кириллом Серебренниковым, который заканчивается у него в двадцатых числах февраля.
Здесь, конечно, нужно вернуться к самому началу этого вопроса. Как вообще нравственный извращенец и вор Серебренников оказался руководителем театра? Почему вообще такие персонажи у нас выходят на авансцену, да еще не на новые, ими созданные, площадки, а методом разрушения традиционного театра, создаваемого поколениями великих режиссеров и артистов?
Итак, т.н. проект «Платформа» появился после встречи Серебренникова с Дмитрием Медведевым. В марте 2011 года тогдашний президент России Д.А. Медведев встретился с деятелями культуры в Мультимедиа Арт Музее. Тогда Серебренников предложил создать проект, который популяризовал бы «современное искусство». «Платформа» стала рассадником «новаторских идей» и «творческих экспериментов. Проект Серебренников запустил при участии Владислава Суркова.
В августе 2012 года Кирилл Серебренников без объявления открытого конкурса на замещение вакантных должностей назначен департаментом культуры г. Москвы новым художественным руководителем Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя (решением тогдашнего руководителя Департамента культуры города Москвы Сергея Капкова). Вскоре после своего назначения Серебренников заявил о переформатировании театра в «Гоголь-центр» с тремя труппами-резидентами, программами кинопоказов, концертов, лекций и открытых дискуссий. С октября 2012 года театр перестал работать, все спектакли из репертуара были сняты, а на месте театра властями Москвы был создан Гоголь-центр.
Труппа театра имени Гоголя тогда взбунтовалась против назначения Серебренникова. В 2012 году актеры разрушаемого театра имени Гоголя, которые потом были выброшены на обочину, просили, требовали, умоляли власть не назначать Серебренникова. Они выходили на санкционированные митинги, излагали системно суть проблемы. Так, ими было направлено открытое письмо властям с требованием не назначать Серебренникова. «Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя приговорен к уничтожению. Мы просим помощи и защиты! На сборе труппы художественный руководитель театра Сергей Яшин озвучил планы на ближайшее будущее. Однако уже через день коллективу театра на экстренном собрании руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков объявил, что у театра Гоголя поменялось руководство. Вместо народного артиста РФ, лауреата премии Москвы в области литературы и искусства, кавалера Ордена Почета, ученика великого режиссера А.А. Гончарова, профессора (Яшина), назначен Кирилл Серебренников, и было объявлено о кардинальном “переформатировании” театра», – писали актеры.
Они обращали внимание на незаконность такого назначения, хотя бы исходя из того, что у Серебренникова нет высшего театрального специального образования. По их словам, назначение нового худрука напоминает рейдерский захват, ведущий к ликвидации общедоступного государственного репертуарного театра, и эти планы даже не скрываются. Подобные меры могут обернуться тем, что около двухсот человек окажутся выброшенными на улицу. «Уверены, что таким образом сделан первый шаг к уничтожению репертуарного театра и великих традиций русской театральной школы, для которой театр никогда не являлся просто зданием, а был храмом, душой, домом, где главное – люди, ансамбль, собираемый по крупицам, где артистов воспитывают и выращивают тщательно, с любовью», – заключали актеры. «Назначение художественным руководителем Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы Станиславского, отрицающего русский психологический театр – это мощный толчок к гибели российского театра», – также отмечалось в письме. Под документом поставили свои подписи народные артисты Брагарник, Науменко, Мезенцев, заслуженные артисты Бордуков, Краснянский, Гаврилова, Забара и многие другие известные актеры.
Всё без толку. Привычно – власть не стала слушать заслуженных людей, предпочитая ориентироваться на новоявленных представителей «новой культуры», инновационных подходов, потенциальных крамольников, воров и разрушителей, всемерно выступающих на стороне Серебренникова…
Совершенно логично в середине 2017 года образовалось т.н. дело «Седьмой студии» (дело Серебренникова). А по-другому быть и не могло в случае с такими персонажами. Неоднократно высказывал мысль, что «новая культура» сама по себе, без коррупции и растранжиривания бюджетных средств, не существует. Все эти уродливые явления обязательно соседствуют и дополняют друг друга. Еще в начале 2018 года сообщалось, что Следственный комитет России завершил расследование в отношении Кирилла Серебренникова и других фигурантов дела. После детального расследования речь стала идти об удвоении нанесенного ущерба. Если сначала говорилось о 68 миллионах, то в январе 2018-го ущерб от «деятельности» организованной группы «студийцев» оценивался уже в 133 миллионов рублей (из 214 миллионов рублей, выделенных на проект Серебренникова «Платформа», похищено – 133).
Закончилось всё невероятно мягким приговором. Вроде суд всё верно констатировал о мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК), а это – мошенничество, «совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». Общий материальный ущерб – почти 129 миллионов рублей. По заключению судьи, «у Серебренникова, Итина, Малобродского был заранее сформированный корыстный умысел на хищение средств, хищения начались сразу же после создания «Платформы» в 2011 году по заранее разработанному плану». В приговоре отражено, что подсудимые длительное время занимались хищениями бюджетных средств, четко выполняли свои преступные роли, которые распределил Кирилл Серебренников. И всё же почему-то Серебренникову дали условный срок в три года, а также дополнительное наказание в виде запрета на управление учреждениями культуры. Другие фигуранты дела – продюсер Алексей Малобродский и бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин тоже отделались условным сроком – 2 и 3 года соответственно.
Но и этого мало!
Теперь, некая группа «в полосатых купальниках», называемая себя ассоциацией театральных критиков (Годер, Давыдова, Ковальская, Каминская, Левинская, Дмитревская, Спиваковская… Димант и др.) разразилась открытым письмом на имя Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента культуры города Москвы А.В. Кибовского. Чего пишут? Чего требуют?
Цитируем: «В связи с истечением 25 февраля 2021 года срока действия договора Департамента культуры города Москвы с Кириллом Серебренниковым… сообщество российских театральных критиков просит Вас вновь предложить К.С. Серебренникову руководство театром. Более восьми лет мы наблюдали и описывали становление «Гоголь-центра». Будучи театральными экспертами, мы берёмся утверждать: «Гоголь-центр», созданный режиссёром и педагогом Кириллом Серебренниковым, стал выдающимся явлением в истории российского театра. В «Гоголь-центре» сложился исключительный коллектив артистов и художников, способный решать сложнейшие творческие задачи. Но прежде всего это авторский театр. «Гоголь-центр» Серебренникова стоит в одном ряду с Художественным театром Станиславского и Немировича-Данченко, Театром Вахтангова, Театром Мейерхольда и Театром Таирова, «Современником» Ефремова и «Таганкой» Любимова, «Ленкомом» Захарова, БДТ Товстоногова и МДТ Додина... В 2021 году «Гоголь-центр» Серебренникова не исчерпал ни своей творческой идеи, ни мощного контакта с аудиторией – например, в тот момент, когда мы пишем это письмо, объявлены творческие планы театра на 2021 год и проданы все билеты до весны. «Гоголь-центр» невозможен без Серебренникова. Москва 2020-х невозможна без «Гоголь-центра». Необходимо сохранить уникальный театр. Считаем, что Кирилл Семёнович Серебренников должен остаться художественным руководителем «Гоголь-центра» и рассчитываем на Ваше содействие в этом вопросе. Принято на общем собрании Ассоциация театральных критиков (АТК). Москва, 7 февраля 2021 года».
Во-первых, – сказано же в решении суда, что Серебренникову запрещено управление учреждениями культуры. Что ещё нужно? Какие вообще по принципу могут быть обращения? Или вновь – есть закон, а есть лица «ровнее других», к которым закон не относится?
Интересно в письмеце т.н. ассоциации критиков насчёт того, что извращенческий «Гоголь-центр» стоит в одном ряду с Художественным театром Станиславского и Немировича-Данченко. Вспомним здесь заключение 2012 года именитых актёров, свидетельствующих о том, что Серебренников уже тогда призывал к свержению принципов системы Станиславского. По истечении времени можно уверенно говорить, что успешно это реализовал!
В месте, где говорится о Серебренникове как о «режиссёре и педагоге», почему-то вспомнились слова из полублатной песенки Вилли Токарева – «он пианист и педагог». А начинается песенка словами: «В шумном балагане любят собираться жулики, бандиты, воры всех мастей»…
Стало быть, «критики» пишут, что «Гоголь-центр» Серебренникова «стал выдающимся явлением в истории российского театра, сложился исключительный коллектив артистов и художников, способный решать сложнейшие творческие задачи, Москва 2020-х невозможна без "Гоголь-центра", необходимо сохранить уникальный театр».
Посмотрим. Вспомним про «уникальность» Серебренникова и его «театра».
В апреле 2019 года, на следующий день после снятия с него меры пресечения «домашний арест» и замены на «подписку о невыезде», Серебренников вызывающе-показательным образом оказался в театре и вместе с актёрами вышел на поклоны по окончании своего модернистского спектакля «Мёртвые души» по поэме Н.В. Гоголя. Разумеется, чего-либо гоголевского в постановке, кроме издевательства над сюжетом великого писателя, обнаружить было сложно. Из главной рекламы спектакля: «Десять актеров на практически пустой сцене играют всех: детей, собак, бабок, женщин, мужчин. "Русь, чего ты хочешь от меня?.."». А ещё за год до этого, в 2018 году, креативную околотеатральную «общественность» потрясло радостное известие – Кирилл Серебренников на 24-ой церемония получил премию «Золотая маска» за постановку оперы «Чаадский» в «Геликон-опере». В одном только названии – уже глумление. Чаадский – Чацкий – Чаадаев, Грибоедов, Гоголь, Тынянов – для Серебренникова и Каплевича (автор идеи) и других «создателей» оперетки – всё едино… А ещё чуть ранее, в 2017 году, когда уже полным ходом шло дело «Седьмой студии», в самом «Гоголь-центре» продолжали выходить «пьесы» режиссёра, например, с позволения сказать, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина или про творчество Маяковского. «Глубину смысла» всех этих постановочек Серебренникова – можно себе представить. А в Большом театре в декабре 2017-го состоялась премьера скандального балета «Нуриев». На премьере можно было встретить и Ксению Собчак, и Дмитрия Пескова, который назвал тогда спектакль «мировым событием». Правда, позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил по-другому насчет всей этой «деятельности»: «Дело Серебренникова является поводом для того, чтобы тщательно проанализировать то, как осуществляется расходование государственных средств в учреждениях культуры с тем, чтобы сократить возможную коррупциогенность в этой области».
Непременная составляющая «новой культуры» и «современного искусства» – ЛГБТ! Как пишут, Серебренников входит в очень влиятельную театральную группировку нетрадиционного направления, ссориться с которой многие считают себе дороже. Все помнят, с какой жестокостью это лобби раздавило труппу театра имени Гоголя, чтобы создать для Серебренникова «Гоголь-центр».
Еще в августе 2017 года режиссёр Кирилл Ганин открыто заявлял о некоторых аспектах «выдающегося явления» Серебренникова. В аудиобеседе с корреспондентом Кирилл Ганин выдал ряд интересных фактов: «Его (Серебренникова) американские кураторы поддерживают, они его, как бы, и привели в Москву… Представляете, что было бы, если бы этот фильм (о Цое) вышел, я думаю, что это была бы реальная такая революция, реальный Майдан… В июле (2017 года) Серебренников ездил на Байкал, "натуру снимал", у него в сценарии там есть, как чиновники загадили Байкал… весь народ спился, и, типа, призыв к тому, чтобы международные силы, международная коалиция вводили войска в Россию, спасали Байкал».
Чем Серебренников не Навальный? Чем его адепты, не адепты Навального? Чем они все вместе взятые не крамольники?
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель