Задумываясь о современной расстановке политических сил в мире, невольно вспоминаешь слова Российского Императора Александра III: «Во всём мире у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся на нас».
Царь смотрел в корень: уже в те далёкие времена иноземные геополитические силы были весьма далеки от какой-либо «любви» к этой громадной, загадочной, «варварской» России. И России очень стоило бы позаботиться о собственной безопасности.
Но вместо этого – переворот 1917 года. Сознательное, целенаправленное уничтожение «своими» же большевиками всех созидательных российских народных сил: учёных и инженеров, офицерства, купечества, казачества, духовенства. Грабёж крестьянства, пролетаризация промышленных рабочих – ориентация их не на творческий труд, а на стачки и забастовки. Чёрная полоса расстрелов священников, разрушения храмов и монастырей. Поругание икон, осквернение святынь. И при всём этом – претензии распространить подобный «красный порядок» на всю планету путём «мировой революции». В глазах всего мира как будто вставало во весь рост исчадие ада. Любить такую страну?!
Хорошо, убавим эмоции (хотя они вполне оправданы в данном случае). Вспомним, что и в истории западной Европы, например, тоже всякое бывало: и кровь крестовых походов, и жертвы инквизиции, и Варфоломеевская ночь, и «великая» французская революция, – но до российской трагедии никто в мире не додумывался так оголтело отвергать Бога, так остервенело и в таких масштабах искоренять духовность и святость.
Понятно, что в неприязни к России были замешана геополитика, военные и экономические интересы, но богоборчество придавало всему особо мрачный колорит. Уверены, что эхо его всё ещё отзывается в мире, и позорное клеймо это не смыто до сих пор, несмотря на потепление отношения государства к вере и Церкви. Не говоря уж о всеобщем покаянии народа (о формах этого покаяния можно спорить) – но, по крайней мере, пока никто из власть предержащих открыто не осудил большевицкое гонение на веру, не принёс хотя бы публичного извинения за тот кровавый безпредел. Немало «подлил масла в огонь» и Н.Хрущёв, организовав в 60-е годы 20-го века новые гонения на Церковь и публично угрожая «показать по телевизору последнего попа».
Говоря о любви или нелюбви к России, нужно всегда уточнять, от кого, от каких слоёв населения исходят эти чувства, и какие сегодняшние причины питают их, помимо памяти о давних ужасах. А историческую память, кстати, очень полезно оживить.
Весь мир должен бы навеки хранить благодарность России и СССР за избавление народов от ужаса фашизма во Второй мировой войне.
Болгария долгое время была признательна русским за освобождение от турецкого владычества, пока рыночный либерализм не перекодировал мозги их правителям.
Италия слёзно благодарила русских моряков за помощь при землетрясении в Мессине в 1908 году.
Более 150 лет назад, когда президент США Авраам Линкольн объявил о полном и окончательном освобождении американских рабов, Российская империя и лично император Александр II не только поддержали правительство Линкольна, но и выслали к берегам Соединенных Штатов целую тихоокеанскую эскадру, которая должна была защитить Америку от возможной агрессии Великобритании и Франции.
Российская империя также стала первым государством, которое осудило геноцид и действия турецких головорезов на территории Западной Армении. Ради исторической справедливости и чести последнего русского Царя нельзя умолчать, что в начале бедствий 1915 года, по личному приказанию Царя русско-турецкая граница была приоткрыта, и громадные толпы скопившихся на ней измученных армянских беженцев перешли на русскую землю. Тогда Российская империя спасла 350 тысяч армян от геноцида.
А в недавние наши дни только российские Вооружённые силы предотвратили захват террористами Сирии.
И сейчас наши миротворцы обеспечивают мир в Карабахе, рискуя своими жизнями. Поскольку стрелять в них вполне могут и с той, и с другой стороны.
Все эти и многие другие исторические примеры неоспоримо говорят о национальной черте русских – помогать тем, кто в беде. Так почему же сложился стереотип «нелюбимой России»?
Конечно, этот стереотип достоин, чтобы его оспорить. Но зададим вопрос: а надо ли, чтобы любили? Может быть, пусть лучше бы уважали? Или даже – боялись? Насчёт «боялись» – наверно, нет. Страх часто перерастает в зависть и ненависть, от которой до войны один шаг.
Если уж не любовь, то лучше уважение. Но его ещё нужно заслужить, само по себе оно не возникает. И уважают, как правило, того, кто сам себя уважает, кто освящает свою жизнь высокой идеей, которая воодушевляет и скрепляет воедино весь народ. А как можно говорить о российском самоуважении, если в нашем основном законе – Конституции – прямо декларируется запрет на какую-либо государственную идеологию: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13.2).
Прямо парадокс какой-то получается! Во-первых, государственность и обязательность – категории различные: государственная идеология может быть не обязательной, а рекомендательной – при соблюдении идеологического многообразия в допустимых пределах; во-вторых, сама декларация запрета на государственную идеологию – это ведь тоже идеология, идеология беспринципности, ширма для антигосударственной деятельности и пропаганды. Приняв такую Конституцию, государство как бы «само себя высекло».
Идеология – от слова «идея», а идея – это мысленный образ предмета или явления; это то, что позволяет видеть конечную цель и осознанно стремиться к ней, предвидя результат, который будет (или должен быть) достигнут. Без идеи невозможна никакая деятельность. В основе любого созидательного труда обязательно лежит идея. А в масштабе государства базовая идеология вооружает народ единством понимания своего предназначения, своих целей и задач, служит средством осознания самих себя и своего места в мире. И если в нашем гимне поётся: «Хранимая Богом родная земля», – значит, самоуважение – это уважение не просто к себе любимому, а к образу Божьему, который есть в каждом человеке. Это правильное осознание того пути, который Бог даёт человеку в своих заповедях, и стремление этим путём идти. Это и есть основа самоуважения, средство возрастания простой механической массы населения до уровня Нации, Народа. И если в стране официально запрещается единая идеология, надо очень внимательно разобраться, от кого это идёт, кто хочет лишить народ самосознания, перспективы, веры в будущее.
И здесь мы снова выходим на понятие безопасности. Современному человеку и обществу принципиально необходима безопасность системная – и физическая (телесная), и духовная. Ведь отсутствие духовной защиты может привести и к потере безопасности физической. События во многих странах подтверждают сказанное, это убедительно просматривается на протяжении тысяч лет и в Европе, и в Азии, в Америке и в Африке. Сегодня уже не надо никому доказывать, что безопасность от внешних и внутренних угроз не обеспечить только флотом и армией, вкупе с полицией. Нужно осознать важность воспитания общественного духа и воли и введения его, как необходимой составляющей, в идеологию жизни. Нужно воссоздание института духа, укрепление общественной духовной культуры.
Но сегодня, к сожалению, никак нельзя сказать о каком-либо серьёзном укреплении культуры в России. И самый чуткий показатель этого – наш Русский язык, который постоянно засоряется ино-словами, жаргоном, сквернословием, канцеляритом, пошлостью и примитивом. Мощные культуры и цивилизации веками вырабатывают соответствующие языки силой своих выразительных средств, национального сознания и традиций. Язык – краеугольный камень мировоззрения народа.
Посредством языка в общественной памяти поколений сохраняется духовный и материальный опыт предков, культурные коды, передаются народные традиции – как основа преемственности, устойчивости и безопасности жизни нации. Сегодняшнее вульгарное увлечение постперестроечного молодняка английским языком явно подрывает нашу духовную безопасность и нисколько не сближает интересы западной молодёжи с нашей. Как говорится, от своих отстали и к другим не пристали.
Так от кого же идёт так называемая «нелюбовь» к России? Понятно, что в первую очередь – от наших заокеанских и западноевропейских геополитических противников, которых российские политики до сих пор почему-то именуют «партнёрами». Да вот ещё от соседних «цеевропцев» украинских, целиком лежащих под американским диктатом. Все эти «санкции», демарши и ультиматумы продиктованы только одним – поставить Россию на колени, расчленить её и превратить в колонию и сырьевую базу. Их особенно бесит, когда мы проявляем волю и суверенность.
Умышленно нагнетаемая «нелюбовь» вызывается русофобией и политической конъюнктурой, и, конечно, подкупленными ею средствами массовой информации (СМИ). Да, западная пропаганда работает чётко, жёстко промывая мозги своей аудитории. Да и в России есть ещё либеральная пятая колонна, подвывающая западу. Россию не любят обыватели, пoдвepжeнныe СMИвкe мoзгoв, шoвинисты, завидущие аристократы, гopдeцы-вopoтилы, псиxичeски-дeфeктныe субъекты и отпавшие от Бога. Вот от них-то идёт самая смрадная нелюбовь, даже ненависть, к России, для них она – «эта страна», которую они всегда готовы продать и предать. И отсутствие государственной идеологии для них только на руку.
Но далеко не все идут у них на поводу. Сколько раз приходилось встречаться и у нас, и за границей с иностранцами, простыми разумными тружениками, которые с уважением и надеждой смотрят на Россию.
Когда наши заслуженные коллективы выступают за рубежом, как часто залы взрываются овациями!
Однажды прославленный хор петербургской Академической Капеллы гастролировал в Голландии, так сдержанные обычно голландцы заставили петь русскую «Калинку» 6 раз подряд (!) – такой был восторг и ликование! Родившаяся в Сибири немка Хелен Фишер поёт в Германии «Полюшко-поле» – и весь зал стоя рукоплещет ей! А русский балет? А ансамбль Моисеева? А концерты Александры Пахмутовой? А музыка Г. Свиридова? А наши триумфы в спорте – в фигурном катании, в хоккее, например? Да трудно перечесть все наши достижения культуры, искусства, науки, спорта, которым рукоплескал весь мир. Как после этого говорить, что Россию «не любят»? Любят в тех странах, где y народа благодарное сердце, где помнят о жертвенной русской помощи. Любить Россию есть за что – это доказывают тысячи, получившие российское гражданство в последние годы.
Но, к сожалению, на мировой арене не они делают погоду. Поэтому пока Россия обречена на геополитическое одиночество. Но это не страшно – не надо стремиться быть любимой, стране нужно стремиться быть благодатной. И твёрдо идти своим путём.
Если Бог за нас, то кто против нас?
Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, ветеран-блокадник; Никита Иванович Поздняков, православный публицист, капитан 1 ранга в отставке; Вергилий Андреевич Ермилов, публицист