Кадровые вопросы церковной политики не принято обсуждать, официальные лица Церкви уклоняются от комментариев. И это неправильно. Поскольку эта тема отдаётся на откуп светским СМИ, которые начинают сочинять версии в меру своей испорченности, а еще хуже - враждебным Церкви блогерам, которые вываливают на голову публики всякие сплетни и слухи, выглядящие вполне правдоподобно.
Попытаемся ликвидировать эту прореху и поразмышлять о подоплёке кадровых решений последнего заседания Священного Синода Русской Православной Церкви. Их немного, но они знаковые, позволяющие понять некоторые нюансы церковной политики.
Самым главным, конечно, стало перемещение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного) на овдовевшую после смерти митрополита Феофана (Ашуркова) Казанскую кафедру. Такое решение для очень многих стало неожиданностью. Во-первых, никто не ожидал, что решение будет принято так быстро, у нас много вдовствующих кафедр. Во-вторых, практически никто не ожидал, что в Казань поедет митрополит Кирилл. Назывались в качестве возможных кандидатов другие люди.
Впрочем, удаление митрополита Кирилла из Екатеринбурга вполне можно было предполагать после скандала вокруг бывшего схиигумена Сергия (Романова). В ходе скандала звучали претензии к правящему архиерею, что он недостаточно решительно и активно борется со среднеуральским расколом. Звучали даже совершенно вздорные намёки, что владыка Кирилл так ведёт себя, показывая «фигу в кармане» Патриарху Кириллу. Не исключено, что эти гнусные намёки дошли и до Святейшего. Мол, схиигумен Сергий поливает почём зря Патриарха, а митрополит Кирилл ничего не делает.
Конечно, в истории с бунташным схиигуменом митрополит Кирилл оказался в очень сложном положении. Бывший схиигумен Сергий был очень влиятельной фигурой на Урале, к нему ездили очень многие представители истеблишмента, среди его духовных чад не только легенда хоккея Павел Дацюк и «уральский пельмень» Дмитрий Соколов, но и офицеры спецслужб и армии. Но мало того. Можно было понять, что Сергий Романов был и духовником митрополита Кирилла, по крайней мере, шла речь, что он у него исповедовался. Словом, ликвидация среднеуральского раскола стала очень сложной проблемой для митрополита Кирилла, особенно учитывая его мягкий характер и стремление избегать конфликтов. Владыка, судя по всему, до последнего надеялся, что конфликт с Романовым можно урегулировать миром.
Светские СМИ вспоминают скандал вокруг собора Святой Екатерины, но это проблема скорее местных спецслужб и власти, которые допустили майдан «скверных людей». Еще вспоминают историю с ловцом покемонов Соколовским, которая, скорее, добавила очков митрополиту. А вот ковидные конфликты екатеринбургского архиерея с властью ситуацию, и, правда, усугубили.
На Екатеринбургскую кафедру назначен епископ Бронницкий Евгений (Кульберг), который, можно сказать, является выдвиженцем митрополита Кирилла. Он служил под его началом в Ярославле, еще будучи белым священником. Затем переехал в Екатеринбург, где принял постриг и вскоре стал викарием митрополита. А потом и получил в управление важную Нижнетагильскую кафедру. Словом, владыка Евгений - человек не чужой для епархии, его знают, и он многих знает. Важно, что за митрополитом Евгением Священный Синод сохранил должность председателя Синодального отдела по образованию и катехизации, что поднимает его статус, хотя ограничивает возможности разбираться глубоко в делах митрополии, - волей-неволей он должен будет часть времени проводить в Москве, оставляя епархию на помощников.
Можно предположить, что перед новым митрополитом поставлена задача ликвидировать среднеуральский раскол, что оказалось не под силу митрополиту Кириллу. Владыка Евгений известен как человек довольно жёсткий и решительный. И весьма вероятно, сможет «зачистить» раскол бывшего схиигумена Сергия. Но тут опасность в другом. Важно, чтобы екатеринбургские церковные власти при этом «не перегнули палку». Понятно, что потребуется добиться от екатеринбургских чиновников и силовиков понимания, что поддержки Сергию Романову быть не должно. Однако может возникнуть соблазн «зачистить раскольников» при помощи ОМОНа. А вот это может привести к очень серьёзному скандалу с картинками и видео в интернете о «бесчинствах силовиков», о расправе над монахинями. Чрезмерное использование силовых приёмов, вовлечение в этот процесс силовых структур может привести к негативным последствиям.
Что же касается митрополита Кирилла, то его перевод в Казань воспринимается как некоторое понижение в статусе, поскольку Екатеринбургская епархия побогаче. Екатеринбург привлекает большое внимание паломников из-за Царской Голгофы, хотя в городе и сильны позиции либералов, ставящих Церкви постоянно палки в колёса. Казанская кафедра, конечно, тоже небедная. Но тут есть своя специфика, здесь деньги не у православных олигархов, а у власти, с которой и придётся в первую голову выстраивать отношения. Владыка ранее не служил в регионе с преобладающим мусульманским населением, наличием влиятельных этнических кланов. Надеемся, что мягкость и умение договариваться, присущие митрополиту Кириллу, помогут ему адаптироваться на новом месте служения.
Его предшественнику по Казанской кафедре, покойному митрополиту Феофану, многое удалось сделать. Было налажено взаимодействие со светской властью и мусульманской общиной, во всём великолепии воссоздан Казанский собор на месте явления чудотворного образа. Однако ряд проблем так и не был разрешён. В частности, до сих пор не восстановлен Храм-памятник православным воинам, павшим при взятии Казани (Храм-памятник Нерукотворенного образа Спасителя на р. Казанке). Хочется надеяться, что митрополит Кирилл с присущей ему энергией решит эту проблему, и в храме начнёт совершаться молитва.
Кстати, мало обратили внимание, что в эту цепочку перемещений был включён и весьма почитаемый в народе архиерей - руководитель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност (Гузиков). В своё время снятие владыки Феогноста с должности наместника Троице-Сергиевой Лавры едва не привело к его уходу на покой. Поговаривали, что он даже подавал Патриарху прошение, но потом согласился остаться служить. И вот теперь под управлением владыки будет находиться Донской монастырь, наместником которого был епископ Евгений (Кульберг). Это, конечно, не Лавра преподобного Сергия, но тоже обитель с историей.
Конечно, обратило на себя внимание и ещё одно кадровое решение. Священный Синод запретил епископа Флавиана (Митрофанова) в священнослужении «без права ношения панагии, архиерейских одежд и мантии, а также использования любых других знаков архиерейского достоинства». Очень, надо признать жёсткое решение.
Напомним, что в марте 2020 года ряд СМИ сообщили о том, что в отношении Череповецкого епископа ведётся расследование. Архипастыря заподозрили ни много ни мало в создании наркопритона в его петербургской квартире. Кроме того, появились сведения о содомских увлечениях епископа. Подозрения окрепли после того, когда в сети Интернет появилась видеозапись телефонного розыгрыша пранкером митрополита Вологодского Игнатия, в котором речь шла по поводу «нетрадиционной ориентации» епископа Флавиана.
«Русская народная линия» даже чуть не пострадала за освещение этой истории. В июле на редакционную почту РНЛ поступила досудебная претензия об «удалении информации, не соответствующей действительности». Адвокат Марина Захарова, защитница епископа, требовала удаление с РНЛ статей, посвящённых этому скандалу. За невыполнение этих требований она грозилась подать на РНЛ диффамационный иск с требованием привлечь издание к уголовной ответственности «за распространение ложных и диффамационных сведений» о епископе Флавиане (Митрофанове). Мы, разумеется, не считаем, что бывший епископ поручил госпоже Захаровой «наехать» на РНЛ. Наверняка, она действовала самовольно, надеясь своей неуёмной активностью получить у своего клиента солидный гонорар. Такова тактика действий многих адвокатов, увы, стоит вспомнить хотя бы дело Михаила Ефремова.
Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) в интервью РИА Новости так объяснил причину наложения на епископа Флавиана запрета: «Епископа Флавиана запретили в служении епископа в связи с неисполнением ранее данных Священным Синодом указаний». Но в детали вдаваться не стал, мол, «подробности обвинений и их расследования не раскрываются до рассмотрения дела в высшем общецерковном суде».
Можно только догадываться, что означает формулировка «в связи с неисполнением ранее данных Священным Синодом указаний». По всей видимости, направленный после снятия с Череповецкой кафедры на покой в Павло-Обнорский монастырь Вологодской епархии, епископ Флавиан предпочитал жить не в монастыре, а в иных местах. Видимо, бывший Вологодский митрополит Игнатий (Депутатов) смотрел на это по старой памяти снисходительно.
Однако 25 августа 2020 года на кафедру был назначен митрополит Савва (Михеев), бывший управляющий делами Московской Патриархии, который с Флавианом никак не связан, и он не стал терпеть такого фривольного поведения. И вот результат.
В комментариях по поводу этого решения Священного Синода давалась оценка, что «началось очищение епископата от дискредитировавших себя лиц». Хотелось бы в это верить. Однако епископы Игнатий (Бузин) и Игнатий (Тарасов) за обвинения в «содомских увлечениях» были всего лишь отстранены от управления епархиями. Впрочем, как объявлено, судьбу всех троих должен решить Церковный суд, который соберется по окончании эпидемии.
Редакция Русской народной линии
2. ...
1. Ответ на 1, monarhist: Из первых уст...